Кому принадлежит КВН? Суд выяснит, законно ли Александр Масляков владеет брендом
25 июля в России состоится заседание суда, где будет рассматриваться иск о законности использования Александром Масляковым товарных знаков КВН и присвоении исключительных авторских прав на объекты интеллектуальной собственности. В чем причины спора? Предлагаем вашему вниманию версию «АиФ» (с небольшими сокращениями).
Как все начиналось?
В 1961 году вчерашние студенты Альберт Аксельрод, Михаил Яковлев и Сергей Муратов придумали телевизионную игру «Клуб веселых и находчивых» (КВН), в названии которой удачно обыграли самую популярную модель телевизора — КВН-49.
Ключевым элементом КВН стала импровизация. Клуб был рассчитан на молодёжь, студентов и интеллектуалов. На роль ведущего-комментатора пробовались многие знаменитости: Олег Даль, Александр Белявский, Наталья Фатеева, Наталья Защипина. Но наилучшим оказался один из соавторов — Альберт Аксельрод. Он задал полюбившийся зрителям непринуждённый стиль и динамику взаимодействия на сцене игроков, а также впервые сделал ведущего частью сценического действия.
До 1963 года сценарии писали те самые трое соавторов — Аксельрод, Яковлев и Муратов. А потом все разладилось: Аксельрода настоятельно попросили уйти из кадра, и обиженные товарищи ушли вслед за ним. Позже они попытались зарегистрировать авторские права на созданный ими «объект интеллектуальной собственности» (как это формулируется в законодательстве сегодня). Однако в СССР было не принято регистрировать права на формат телепередач, да и самого понятия «ТВ-формат» до громкого скандала с телешоу «За стеклом» в начале 1990-х не существовало.
Однако в 1965 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Клуб весёлых и находчивых», которую написали авторы КВН. Они собрали там телесценарии за 1961−1963 годы и описали саму придуманную ими концепцию игры, плюс её основные элементы.
Перезагрузка программы
Программа на телевидении оставалась и была суперпопулярной. В 1964 году на роль ведущего пригласили студента-транспортника Александра Маслякова. Он вел КВН до 1972 года. Затем программу закрыли — у партийных идеологов она была костью в горле: неизвестно, чего еще могли наговорить эти студенты.
Уже во время перестройки, в 1985 году, Александр Меньшиков из молодежной редакции Центрального телевидения решил возродить КВН. Именно он внес самый большой вклад в то, что программа вновь появилась и стала популярной. Сам Масляков упомянул об этом в СМИ только однажды — в 2017 году, когда Меньшиков скончался.
Правда, это был уже не тот КВН, что изначально, потому что импровизации в нем почти не осталось.
Прошло какое-то время, и Масляков решил зарегистрировать исключительные авторские права на КВН единолично на себя, не заручаясь согласием авторов. К тому моменту из троих в живых оставался только тележурналист и телекритик Сергей Муратов.
В Роспатент и РАО (Российское авторское общество. — Прим. TUT.BY) Масляков заявил, что является автором КВН и в январе 1998 года каким-то образом получил соответствующее свидетельство. Дальше он последовательно (с 1997 по 2010) зарегистрировал на свою компанию ООО «ТТО АМИК» 5 товарных знаков, связанных с КВН.
После регистрации товарных знаков КВН во всех мыслимых комбинациях недавний ведущий стал единовластным владельцем бренда.
Кто правообладатель?
Был у Маслякова бизнес-партнер Дмитрий Иванов. Долго — 21 год, с 1996 по 2017. Занимался он развитием и продвижением проекта. Как утверждает АиФ, он и есть владелец исключительных прав на интеллектуальную собственность КВН.
Иванов организовывал шоу в Москве, регионах и за рубежом, занимался рекламой, работал на продвижение проекта, его имидж. Придумал, спродюсировал и успешно реализовал масштабные проекты, которые ещё более повысили узнаваемость бренда КВН. Среди них «КВН на радио «Юмор ФМ», ставший базовым форматом радиостанции. Или «55 лет КВН в Кремле»: фанаты, кому удалось попасть на это шоу, вспоминают его до сих пор. Идея столь масштабного события тоже принадлежит Дмитрию Иванову, он же и продюсировал его.
После смерти Яковлева (1989) и Аксельрода (1991) исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, по действующему законодательству (статья 1228 Гражданского кодекса РФ), принадлежали Муратову — как автору сценариев и книги о телеигре «Клуб весёлых и находчивых». В 2015-м скончался и он. Его наследство в виде исключительных прав на сценарии программы и книгу «Клуб веселых и находчивых», открывшееся после смерти, по завещанию и свидетельствам о праве на наследство было принято вдовой Сергея Муратова — Мариной Топаз.
Затем она решила передать все права Дмитрию Иванову и его компании «Группа 7» — сделано это было законно, согласно ГК РФ.
В ответ Александр Масляков младший — сын, ставший к тому моменту гендиректором ООО «ТТО «АМИК», — в одностороннем порядке разорвал все договоры с Ивановым и его компаниями «Группа 7» и «Орион». И после этого на Иванова посыпались проблемы: налоговая проверка, проверка московского УФАС (Управление Федеральной антимонопольной службы. — Прим. TUT.BY).
Налоговая (отделение № 15 по Москве) проверяет маленькие компании Иванова более 1,5 лет (!), не завершив это до сего дня и произведя выемку всех документов и оргтехники без соблюдения должных процедур. В результате микрокомпании Иванова вынуждены были прекратить существование как хозяйствующие субъекты. Но этого мало — он получил от налоговиков акты о взыскании якобы недоплаченных за Маслякова налогов в размере почти 77 млн рублей (1,2 млн долларов).
А что же ФАС (Федеральная антимонопольная служба. — Прим. TUT.BY)? По официальной версии, УФАС по Москве усмотрело в действиях правообладателя Иванова признаки недобросовестной конкуренции, выраженной в присвоении и использовании исключительных прав на товарный знак, и наложила на него соответствующий штраф.
Хотя разбирательство о принадлежности авторских прав на КВН между Ивановым и Масляковым еще идет в суде, а решение пока не принято.