Внимание, красавицы! Какие украшения носили наши прапрабабушки
Ювелирные изделия, выполненные из золота и серебра и украшенные драгоценными камнями, — предметы долговечные, не подверженные разрушающему влиянию времени. Зато крайне уязвимые в период социальных катаклизмов, которых в нашей стране было больше, чем хотелось бы. Поэтому мало кто из читающих эти строки может сказать, что дома у него хранится шкатулка с прапрабабушкиной и прапрадедушкиной «ювелиркой», а ведь такая шкатулка, скорее всего, существовала.
Каким было содержимое этой шкатулки, как выглядели драгоценности — на эти вопросы мы попытаемся дать ответ с помощью двух документов конца XIX века, хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси (бумага и чернила часто оказываются «крепче» драгметаллов). Внимание: ответы будут не всеобъемлющими, но точными и, что называется, из первых уст.
Блеск ювелирных витрин
Ремонт печи в принадлежащем ему ювелирном магазине купец Лазарь Танезер назначил на начало июля — месяц, когда продажи золотых и серебряных вещей традиционно падали. Впрочем, ремонт должен был занять не более четырех-пяти дней, после которых магазин, расположенный в Бобруйске на престижной Шоссейной улице среди фотомастерских, ресторанов, продуктовых магазинов, кабинетов дорогих врачей, аптек, парикмахерских и ателье по пошиву модной одежды, вновь готовился открыть свои двери для почтенной публики. Публики как состоятельной — катавшейся по главной магистрали города в колясках и экипажах, так и среднего достатка — прогуливавшейся пешком по Шоссейной (сейчас это улица Бахарова).
Готовясь к ремонту, Лазарь Танезер забрал из магазина и перенес к себе домой значительную часть тех ювелирных изделий, которые считал лучшими (подальше от греха и хаоса ремонта). Жил купец здесь же, на Шоссейной улице. Дома он сложил золото и серебро в сундук, навесил на сундук замок и отнес его во флигель. Примерно через сутки, а именно в ночь на 3 июля 1895 года, вор или воры выставили окно флигеля, проникли в помещение, взломали замок на сундуке и украли драгоценности — все до последней цепочки. Что было дальше — понятно: вызов полиции, осмотр места происшествия, опрос соседей и (!) составление потерпевшим списка украденных вещей. Благодаря этому списку у нас есть возможность узнать, какие золотые и серебряные украшения лежали на витринах ювелирного магазина Бобруйска — типичного белорусского уездного города конца XIX века (а значит, косвенным образом, и на витринах ювелирных магазинов других уездных городов).
Начнем с количества драгоценных изделий, затем коснемся их художественной составляющей.
Дамам и барышням ювелирный магазин Танезера предлагал делать свой выбор среди:
- 50 пар золотых серег
- 48 золотых колец
- 30 золотых брошек
- 27 золотых и серебряных цепочек
- 10 золотых накладок для дамских серебряных часов
- 8 браслетов с бриллиантами
- 8 брелоков (или кулонов)
- 4 привесок
- 5 головных шпилек: 4 золотых с бриллиантами на закруглении и 1 коралловой
Мужчины выбирали из:
- 144 золотых, серебряных, бронзовых и стальных цепочек для карманных часов
- 36 золотых накладок для мужских серебряных часов
- 7 серебряных портсигаров
- 7 золотых часовых ключиков
- 4 серебряных часовых ключиков
- 4 золотых булавок с бриллиантовой «головкой» (для галстуков)
- 4 золотых колец с алмазной крошкой
- 2 пар золотых запонок
- 2 стальных портсигаров с золотыми накладками
Ценителям и любителям серебряной столовой посуды ювелирный магазин Танезера предлагал рюмки, сахарницы, молочники, ситечки, ложки, вилки, ножи и десертные ложки из этого драгоценного металла.
Общую стоимость похищенных ювелирных изделий купец определил в 2000 рублей.
Золотая куколка для мужских часов
По неизвестным нам причинам вор или воры, похитившие из сундука купца ювелирные изделия, часть из них унесли с собой, а часть решили спрятать — завернули в светлую тряпицу и закопали у забора со стороны улицы. Припрятанные драгоценности были найдены полицией, вскоре был пойман и вор (один из воров?). Составленный полицией перечень найденных в земле и изъятых у вора золотых и серебряных изделий дает нам описание ювелирных украшений, которые покупали и носили белоруски и белорусы 124 года назад.
- Согласно перечню, наибольшее количество золотых сережек для дам и барышень в магазине Танезера были с жемчугом и бирюзой. Сережки с бриллиантами и рубинами присутствовали только в нескольких экземплярах. Гораздо больше было сережек с камнями «под бриллианты, рубины и сапфиры», то есть с поддельными камнями. Были серьги без камней, выполненные в виде птиц — в частности чаек, в виде «выпуклых звездочек», в виде «кругов».
- Золотые брошки в основном были выполнены в виде большого цветка с лепестками из разноцветных полудрагоценных и поддельных камней. Лишь несколько брошек представляли собой гроздь винограда, гроздь рябины, бабочку.
- Золотые и серебряные цепочки описаны так: в виде «змейки», «мелких колец», «двойных колец», «узорчатых пластин», «пулек».
- Из восьми украденных золотых брелоков (или кулонов) четыре были выполнены в форме шарика и четыре в виде медальона.
- Четыре драгоценные привески (для шляпы, часовой цепочки или пояса) представляли собой золотой шарик, сердечко, кувшинчик и фонарик.
- Среди ювелирных изделий, предназначенных для мужчин, найдены были только ключики для завода карманных часов. Благодаря чему нам известно, что золотые ключики были выполнены в виде пистолета и куколки, серебряные — в виде куколки, карандаша, ножниц.
Шкатулка статской советницы
Статский советник (гражданский чин, относящийся к 5 классу «Табели о рангах»; всего было 14 классов) Иван Григорьевич Базилевич арендовал квартиру в Минске в доме графа Чапского. Квартира находилась на улице Скобелевской (современная улица Красноармейская).
В июле 1896 года Базилевич взял двухнедельный отпуск и «выбыл» на дачу, куда с начала лета переселилось его семейство — жена и 2 дочери. Окна и двери в минской квартире он тщательно запер, следить за помещением и приходящей уборщицей поручил дворнику. Однако в первую же ночь после отъезда статского советника запирающее устройство и рама на одном из окон были взломаны, в квартиру проник вор. Украл злоумышленник только шкатулку с женскими драгоценностями и дорогую столовую посуду.
Вызванный (полицией) с дачи Базилевич сел за составление списка похищенных вещей. Сегодня этот список предоставляет нам сведения о том, какие украшения имелись в распоряжении статской советницы и ее маленьких дочерей, живущих в губернском Минске в конце XIX века (из тех драгоценностей, что считали возможным хранить дома, а не в банке).
Начнем с детских ювелирных украшений.
- У барышень Базилевич было восемь золотых крестиков, колечки (число не указано) и семь-восемь (сведения противоречивые) маленьких золотых брошек. Описания этих ювелирных изделий у нас нет.
Иное дело с украшениями для взрослых. В шкатулке статской советницы хранились:
- Два золотых кольца. Одно массивное, украшенное крупным рубином в окружении 12 бриллиантов. Второе — «старинное, большое и гладкое» — внутри вырезаны цифры и буквы: 1812 год П.К.
- Дамские золотые часики с эмалью и маленькими бриллиантами на крышке.
- Золотой медальон — четырехугольный с матовой отделкой.
- 2 золотых браслета. Один в виде цепи, другой — гладкий, с гравировкой.
- Серебряный дамский крест — большой, усыпанный бирюзой.
В стеклянном шкафу, находящемся в столовой, Базилевичи держали:
- Старинный серебряный молочник с ручкой из слоновой кости.
- Три серебряных салфеточных кольца.
- Четыре серебряные солонки работы Хлебникова. (Хлебников — владелец фабрики «бриллиантовых, золотых и серебряных изделий» в Москве, ведущий ювелир своего времени, получивший международное признание).
Иван Базилевич оценил пропавшие в его доме драгоценности в 500 рублей. По имеющимся у нас сведениям, они так и не были найдены.