«Исчезновение Мадлен Макканн». Netflix показал сериал о девочке, которую ищут 12 лет
В пятницу, 15 марта, на Netflix вышел восьмисерийный документальный сериал «Исчезновение Мадлен Макканн». Он рассказывает об одном из самых известных в Британии нераскрытых преступлений: родители на отдыхе в Португалии оставили дочь вместе с двумя близнецами спать, вышли в ресторан по соседству — и через полтора часа обнаружили, что девочка исчезла. Создатели сериала исходят из того, что Мадлен Макканн может быть жива.
Фильм начинается с реконструкции событий. Небольшой португальский поселок Прая-де-Луш на юге страны, берег моря, преимущественно белые дома с красными крышами. Местные жители говорят, что примерно до 1980-х здесь было самое безопасное место на Земле, а потом поселок стал перевалочным пунктом для наркотрафика из Марокко в страны Европы. В Прая-де-Луш появились банды, но на жизни туристов это не сказывалось: поселок был одинаково популярен среди португальцев и туристов. Большинство — из Великобритании и стран северной Европы.
Туристический комплекс Ocean Club — в основном здесь останавливались представители среднего класса. Двух- и трехэтажные коттеджи, несколько бассейнов, детская площадка, пара баров и ресторан. В конце апреля сюда приехала большая компания англичан: семья врачей из графства Лестершир Кейт и Джерри Макканн с тремя детьми — Мадлен, Шоном и Амели, а также их друзья: семеро взрослых и пятеро детей.
Как пропала Мадлен Макканн
Каждый вечер около семи взрослые укладывали детей спать и шли ужинать в ресторан — в 50 метрах от дома, на первом этаже которого жила семья Макканн. Чтобы попасть в ресторан, им даже не надо было выходить на городскую улицу — достаточно было выйти через заднюю дверь дома и обогнуть бассейн. Так произошло и вечером 3 мая 2007 года, в предпоследний день отпуска. Столик у туристов ежедневно был забронирован на 20.30.
Кейт и Джерри Макканн раз в полчаса выходили проверять, все ли в порядке с детьми. Трехлетняя Мадлен спала отдельно; рядом, вдвоем на одной кровати, близнецы Шон и Амели — им тогда было по два года. Отец и мать заглядывали к детям дважды, все было в порядке. Около 22.00 Кейт Макканн приближалась к комнате — и вдруг перед ней от порыва ветра захлопнулась дверь. Она открыла ее и увидела, что окно в комнате открыто, а Мадлен пропала.
«Кейт кричала: „Мадлен пропала, ее нет!“ А я думал — этого не может быть, — вспоминал в интервью Evening Standard Джерри Макканн. — Я начал обыскивать спальню, потом проверил всю квартиру, каждое место, где, я думал, она может быть: под раковиной в кухне, в шкафах — я просто не верил, что она [Кейт] говорит».
Кейт и Джерри Макканн вызвали полицию, она приехала довольно быстро, но ее действия сложно было назвать эффективными: исчезновение человека само по себе в Португалии не считается преступлением, которое надо расследовать немедленно, плюс к тому за разные преступления отвечают разные, плохо скоординированные между собой подразделения. Впоследствии британские СМИ много критиковали действия полиции: в квартире побывало не менее 20 человек, прежде чем она была оцеплена; вся комната была в грязных следах забегавших и выбегавших из нее людей. На то, чтобы отдать описание девочки в пограничную службу и морскую полицию, ушло больше десяти часов.
Утром 4 мая семья Макканн оповестила о произошедшем посольство Великобритании в Лиссабоне и МИД страны. Их друзья рассказали о пропаже девочки СМИ. К вечеру корреспонденты десятка британских изданий уже были в Прая-де-Луш. Первая серия «Исчезновения Мадлен Макканн» завершается документальными кадрами. Джерри Макканн одной рукой обнимает жену, другой держит текст заявления и фонарик, которым подсвечиваются фразы. Он просит вернуть дочь, кто бы ее ни забрал, и сообщить любую, даже самую незначительную информацию о ней.
В следующие 12 лет история Мадлен Макканн стала общенациональной. У всех основных британских таблоидов до сих пор есть специальные разделы, посвященные этому делу — и они обновляются минимум раз в несколько месяцев.
Как искали Мадлен Макканн
Сначала расследование вели португальцы, а группу возглавил начальник криминальной полиции региона Гонсалу Амарал. В ходе первых допросов Джейн Таннер, одна из спутниц семьи Макканн, рассказала, что примерно за полчаса до исчезновения девочки она выходила из ресторана — проведать своего ребенка. По пути она встретила знакомого, разговорилась с ним и увидела: по другой стороне улицы шел невысокий мужчина и нес ребенка в розовой пижаме. Спустя годы уже британская полиция пришла к выводу, что он не причастен к исчезновению Мадлен.
Следующими подозреваемыми стали сами Кейт и Джерри Макканн. Полиция заподозрила их в том, что они неумышленно убили свою дочь — дав слишком большую дозу снотворного, а потом избавились от ее тела. Якобы следы ДНК Мадлен Макканн были найдены в багажнике арендованного ими на время отпуска автомобиля. Муж и жена свою вину категорически отвергли: они заявили, что ни они, ни их дети не принимали никаких лекарств, а ДНК-анализ в португальской лаборатории провели со слишком малым количеством генетического материала, и, соответственно, вероятность ошибки была очень высокой. Подозреваемыми Макканн оставались до осени 2007 года, потом подозрения сняли — и они вернулись в Великобританию.
Ведший дело Гонсалу Амарал сам оказался замешан в преступлении: он скрывал, что его подчиненные пытали подозреваемую в убийстве 8-летнего ребенка в 2004 году. Его отправили в отставку, на пенсии он написал две книги, в которых пытался доказать вину родителей в гибели Мадлен Макканн. В ответ он получил судебные иски о клевете — и проиграл.
Кейт и Джерри Макканн с самого начала старались сделать поиск их дочери максимально публичным. Еще в мае 2007 года им даже удалось добиться короткой аудиенции у папы римского Бенедикта. Тот благословил их на поиск дочери. Семья создала специальный фонд, чтобы поиски продолжались: только по иску против Амарала они получили около 1,2 миллиона евро. Кейт и Джерри Макканн также выиграли несколько судов у таблоидов, написавших, что они несут ответственность за исчезновение своей дочери. Кроме этого, фонду помогали добровольные жертвователи, среди них были как и другие заинтересованные в эксклюзивах таблоиды, так и, например, писательница Джоан Роулинг. Семья Макканн постоянно оставалась на виду, их дело обсуждали специалисты самой разной квалификации — от бывших полицейских до ясновидящих.
Тем не менее расследование не продвигалось. В 2011 году возглавлявшая тогда британский Хоум-офис (министерство внутренних дел) Тереза Мэй инициировала новое дело об исчезновении Мадлен Макканн — им занялся Скотленд-Ярд совместно с португальской полицией. Основной версией стало похищение ребенка, но никаких заметных результатов добиться не удалось. Потенциальные подозреваемые либо были мертвы, либо доказывали свою непричастность к похищению. Среди подозреваемых газета Telegraph в 2016 году назвала внука Зигмунда Фрейда — умершего в 2009 году Клемента Фрейда, британского политика и телеведущего. После его смерти оказалось, что он причастен к эпизодам педофилии, и его семья признала это. Но члены семьи также сказали, что в дни пропажи Мадлен Макканн его не было в Португалии.
Живший в Португалии британский консультант по недвижимости Роберт Мурат, заподозренный таблоидами в причастности к преступлению, отсудил у них 600 тысяч фунтов стерлингов. В фильме Netflix он сказал, что это было самое чудовищное обвинение в его жизни.
«Главное — и самое несправедливое — в том, что после того, как завершилось первоначальное расследование в Португалии, никто по существу ничего не делал для розыска Мадлен, — говорил в интервью Би-би-си в 2017 году Джерри Макканн. — Я думаю, любому родителю было понятно наше желание убедиться в том, что все линии расследования доведены до логического конца».
В мае 2017 года, в десятилетнюю годовщину пропажи девочки, издание Independent суммировало все итоги расследования и назвало основные теории исчезновения Мадлен Макканн: похищение и вывоз за границу в рабство; убийство грабителем, который не ожидал застать в квартире детей; убийство девочки неизвестным педофилом; несчастный случай — ребенок мог проснуться, выйти на улицу и упасть в колодец для воды. «Участие родителей» также упоминалось изданием, но не как приоритетная версия. И все равно на каждую из этих теорий было слишком много сомнений и контраргументов.
В ноябре прошлого года британские власти продлили финансирование поисков девочки. По состоянию на тот момент на расследование было потрачено более 11 млн фунтов. В 2019 году дело Мадлен Макканн остается одной их главных загадок Великобритании.
Что предполагают авторы сериала
Его главные герои — журналисты, начавшие писать об исчезновении девочки еще в 2007 году. С их помощью авторы сериала крайне подробно восстановили обстоятельства исчезновения Мадлен Макканн и последующее расследование.
Гонсалу Амарал остался при своем мнении: он отвергает претензии в адрес португальской полиции и по-прежнему не исключает, что родители сами могут быть причастны к исчезновению.
Бывший офицер британской полиции Джим Гэмбл, расследовавший пропажу девочки, говорит в сериале, что он «абсолютно уверен» — Мадлен будет найдена при его жизни. Он считает, что качество ДНК-тестов и систем распознавания лиц год за годом становится все лучше, и если использовать их, перепроверяя старые улики, можно найти что-то новое — и тогда все встанет на свои места. Его приоритетная версия — похищение девочки бандами, занимающимися торговлей людьми, — а раз так, то она может быть жива и ее еще можно найти.
Журналисты и авторы книги «В поисках Мадлен» Энтони Саммерс и Роббин Суон рассказывают, что сумели найти в Португалии двух не зависимых друг от друга свидетелей, которые в 22.45 3 мая и в 6.00 4 мая 2007 года видели в окрестностях Прая-де-Луш мужчину и женщину с ребенком на руках, которые вели себя «крайне напряженно». Им также удалось найти копию бронирования столика в ресторане семьей Макканн и их друзьями — каждый день на одно и то же время, в 20.30. В бронировании было указано, что стол нужен именно на это время, так как до этого взрослые укладывают детей спать. Сопоставив все это, Саммерс и Суон предположили, что Мадлен Макканн была похищена парой, которая отчаянно хотела своего ребенка, но не могла завести его. И, утверждают авторы, возможно, у них был сообщник среди персонала отеля.
Случаи таких похищений известны — бывший глава американского «Национального центра пропавших и эксплуатируемых детей» Эрни Аллен говорит, что таких историй только в США были десятки. Иногда детей находили через несколько месяцев, а иногда через годы. Он, как и Гэмбл, говорит, что надеяться надо на современные технологии распознавания лиц, которые смогут опознать взрослого человека — даже если последняя его фотография, как в случае с Мадлен Макканн, была сделана в трехлетнем возрасте.
Родители — Кейт и Джерри Макканн — отказались сниматься в документальном сериале. В их заявлении говорится, что Netflix приглашал их, однако они «не понимали и не понимают, как сериал сможет помочь найти Мадлен», и считают, что он может даже помешать продолжающемуся расследованию. Они также сказали, что их взгляды в сериале не отражены, и предупредили, что других комментариев по этому поводу от них не последует.
Британская пресса отозвалась о сериале скептически. Guardian пишет, что фильм не произвел ожидавшегося от него эффекта: не развеял слухи и не прояснил все сомнения вокруг дела Мадлен Макканн. «Никаких новых фактов, мнений, озарений, даже точек зрения. Вместо этого мы видим пересказ всей истории и высказывания всех тех, кто и так выступает на каждую годовщину [пропажи девочки], ее день рождения и другие болезненные для семьи Макканн дни», — пишет телевизионный критик газеты Люси Мэнаган.