«Я хочу это помнить»: Антоний Лещевич

Источник материала:  
Накануне 75-ой ­годовщины освобождения Беларуси от немецко­фашистских захватчиков, которую мы отметим 3 июля, редакция газеты «Светлы шлях» проводит патриотический проект «Я хочу это помнить». Каждый житель Сморгонского района, чей предок воевал в годы Великой Отечественной войны, может увековечить память о своем родственнике на страницах нашей газеты.

«Я хочу это помнить»: Антоний Лещевич
Часто, когда речь заходит о святых, а особенно о мучениках, мы представляем себе далёкие времена, когда первых христиан бросали на растерзание диким зверям или жгли на огне, вынуждая отказаться от своей веры. Нам кажется, что в наше время христианство не требует свидетельства кровью. И когда недавно Папа Бенедикт XVI назвал христианство самой преследуемой религией, у многих это вызвало удивление.

17 февраля католическая церковь отмечает память блаженного Антония Лещевича, мученика, пострадавшего за Христа совсем недавно, в 1943 году.

Антоний Лещевич родился 30 сентября 1890 года в местечке Абрамовщина Виленской губернии (ныне Сморгонский район) в семье Яна Лещевича и Каролины Садовской. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его дядя со стороны отца Георгий Лещевич увёз его в Петербург, где мальчик поступил в гимназию при церкви Святой Екатерины Александрийской. Один из биографов будущего блаженного пишет, что его стремление к священству было настолько очевидным, что он был принят на подготовительный курс Санкт­Петербургской духовной семинарии ещё до окончания полного гимназического курса.

3 апреля 1914 года Антоний Лещевич был рукоположен в пресвитеры. Сразу после рукоположения молодой священник был направлен в Иркутск викарным священником, а через год переведён в Читу в приход Святых Апостолов Петра и Павла. Храм этот существует и теперь.

В 1917 году молодого энергичного священника переводят в Харбин. Здесь он преподаёт латинский язык и религию в нескольких польских школах и в польской гимназии им. Генрика Сенкевича. За время службы в Харбине благодаря о. Антонию здесь строится новая церковь, открываются приют и школа для детей неимущих. В Харбине в 1928 году он знакомится с отцами­марианами, и постепенно в нём возникает и крепнет желание вступить в этот орден. Новициат он проходит в Польше и 13 июня 1939 года приносит первые монашеские обеты.

В 1941 году, когда вся Восточная Европа уже была охвачена войной, о. Антония Лещевича назначают настоятелем прихода Святой Троицы в местечке Росица в Беларуси. Он много ездит по окрестным деревням, поддерживая и опекая тех, кто нуждается в его помощи и пастырской заботе. Окрестные жители отчаянно сопротивляются оккупантам, растёт партизанское движение, и вскоре вокруг Росицы образуется территория, находящаяся практически полностью под контролем партизан. Зимой 1942 года немецкое командование начинает готовить карательную операцию, которой цинично присваивает кодовое название «Зимнее волшебство». Цель — создать в партизанском крае мёртвую зону, протяжённостью в сорок километров, уничтожив для этого все населённые пункты и всех жителей. Незадолго до начала операции о. Антония несколько раз предупреждают, что лучше бы священникам и монахиням­евхаристкам, несущим служение в Росице, уехать в безопасное место. В ответ на это предупреждение священник говорит: «Разве может пастух бросить своих овец?» Отцы­мариане Антоний Лещевич, Георгий Кашира и сёстры решают остаться с прихожанами.

16 февраля 1943 года, как рассказывает сестра­евхаристка Ядвига Виршуто, рано утром под звон набатного колокола немцы начали сгонять жителей Росицы и близлежащих деревень в самое большое здание — католическую церковь. Здесь они проводили селекцию: тех, кто был здоровее и моложе, — в концлагерь, тех, кто слаб, мал или болен, преимущественно стариков и матерей с маленькими детьми, — уводили, загоняли в хлев или в сарай, обливали бензином и сжигали живыми. Тех, кто пытался спастись из огня, расстреливали. Сестра вспоминает, что в церкви стояли стон и плач, весь день и всю ночь о. Антоний исповедовал, причащал, ободрял, утешал, крестил и венчал тех, кто просил об этом. Ему удалось уговорить немцев освободить монахинь и нескольких жителей деревни, сам же он остался с обречёнными на смерть. 17 февраля около 16 часов о. Антоний зашёл в приходской дом, простился с сёстрами, благословил их, попросил о молитве и вернулся к тем, кто ожидал своей участи. Прощаясь, он был спокоен, даже радостен, и улыбался. Каратели предлагали ему уйти, но он предпочёл остаться. Проведя очередную селекцию, фашисты велели священнику присоединиться к тем, кто должен был ехать в лагерь, но он поцеловал пол перед алтарём в храме, взял процессионный крест и встал в колонну смертников. «До свидания на небе, дорогие дети, — сказал он, обращаясь к своим прихожанам. ­ Одно мгновение ­ и нас ждёт вечная жизнь».

На следующий день, 18 февраля, добровольно пошёл на смерть второй священник из Росицы Георгий Кашира. Оба священника были причислены к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II 13 июня 1999 года в числе 108 мучеников Второй мировой войны.

Галина МИНКЕВИЧ.

←XIX век на скамье подсудимых. Как минский городовой оскорбил студента, и что ему за это было

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика