Сфинкс или античный герой. Каким мог быть Ленин на площади Независимости
Владимир Ленин скончался 21 января 1924 года. А уже через пять дней было принято постановление, согласно которому памятники вождю мирового пролетариата должны были появиться в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте. Рассказываем, каким мог быть памятник Ленину в столице Беларуси.
Первые монументы вождю пролетарской революции стали появляться еще при его жизни. Например, в 1922 году начинающий скульптор-самоучка Александр Грубе установил в местечке Краснополье (Могилевский район) деревянный бюст Ленина. Правда, долго памятник не простоял. Предположительно он был похож на знаменитую работу Грубе «Тачечник», которую сейчас можно увидеть в Национальном художественном музее.
Вообще, в середине 1920-х возникло множество «кустарных» памятников. Созданные народными умельцами или авангардистами в разных уголках Союза, они часто искажали образ Ильича до неузнаваемости.
Чтобы навести порядок в деле ленинианы, была создана специальная Комиссия по увековечиванию памяти В. И. Ленина, которая стала очень тщательно подходить к отбору скульптур и монументов (особенно в крупных городах). Для этого организовывались конкурсы республиканского или всесоюзного масштаба, где лучшие скульпторы, художники и архитекторы представляли свои работы.
Поиск места и первый конкурс
В 1925—1927 годах в архитектурных среде Минске активно обсуждали два вопроса: как должна выглядеть скульптура Ленина и где именно в столице ее нужно установить.
Из Ленинграда в Центральный исполнительный комитет БССР были переданы несколько проектов памятника Ленину. Их авторами были скульпторы Матвей Манизер и Василий Козлов. Желание изваять Ленина выразили и местные мастера, в частности Станислав Гейдукевич. Но дело шло медленно.
Комиссия по созданию памятника Ильичу в Минске была создана лишь в январе 1929 года. Бюджет предусматривал расходы в 100−150 тысяч рублей. Первоначально памятник Ленину хотели установить в сквере на площади Свободы. Но от этой идеи отказались, так как там уже стоял монумент в честь Гирша Леккерта (российский революционер. Стрелял в виленского генерал-губернатора, за что был повешен в 1902 году. — Прим. TUT.BY). Тогда статую вождя решили разместить у Дома Труда на той же площади Свободы, но решение так и не было принято.
Наконец 4 апреля 1929 года был объявлен всесоюзный конкурс. О его условиях написала как местная «Звязда», так и всесоюзная газета «Известия». Конкурс прошел в Ленинграде, где было представлено восемь скульптурных макетов. Все они были отвергнуты комиссией, в том числе и упоминавшиеся уже работы Козлова и Манизера. Проект был временно заморожен.
Главному зданию — главный монумент
В 1929 году произошло судьбоносное событие: по результатам конкурса право спроектировать Дом правительства было доверено архитектору Иосифу Лангбарду. По его плану, перед центральным входом в здание, строительство которого началось в 1930-м, должен был размещаться памятник Ленину.
Сам Лангбард в эскизах к проекту изображал Ленина достаточно условно. Конкретный образ должен был воплотить скульптор. Был объявлен новый конкурс. В этот раз помимо московских и ленинградских скульпторов в нем участвовали мастера из БССР: Александр Грубе, Абрам Бразер и Станислав Гейдукевич.
В сентябре 1932 года в Доме коммунистического просвещения на улице Карла Маркса (находился напротив Купаловского театра, не сохранился) состоялась выставка проектов. Теоретически, любой из них мог сейчас стоять у Дома правительства.
Москву и Ленинград представляли очень сильные скульпторы, каждый из которых уже успел снискать успех своими работами. Виктор Синайский — «Восставшим пролетариатом», Георгий Нерода — памятником Луначарскому, Сергей Евсеев — памятником Ленину в Ленинграде у Финляндского вокзала, Георгий Алексеев — первым памятником Карлу Марксу.
Правда, у конкурса было важное условие: памятник должен быть связан с белорусскими реалиями. И здесь работы мастеров стали отсеиваться, потому что являлись отвлеченно-символическими. Например, Ленин работы скульптора Сергея Евсеева напоминал сфинкса, Сергея Алешина — античного героя, стоящего на спирали. Ленин Георгия Нерады широко разводил руки для объятий или управления невидимыми толпами пролетариев. Молодой скульптор-минималист Тигран Давтян представил Ленина, ведущего за собою угловатые фигуры революционеров.
Архитектор-модернист Станислав Гейдукевич, который возвел два здания в непосредственной близости от строящегося Дома правительства (дом Костровицкой и дом Абрампальского), представил Ленина на высокой колонне, окруженной цветами. Уроженец Витебска Адам Бразер предложил композицию, где Ленин увлекает за собой пролетариев, матросов и солдат.
Манизер или Грубе?
В итоге, как отмечала пресса тех лет, главными претендентами на победу являлись скульпторы Матвей Манизер и Александр Грубе.
Александр Грубе был одним из наиболее востребованных и авторитетных мастеров Советской Беларуси. Он стоял у истоков Всебелорусской ассоциации художников. Создал статуи Ленина в Минске у здания Коммунистического университета и у Клуба пищевиков. В 1930 году его 6-метровый Ленин встречал посетителей Первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки.
На конкурс Грубе представил масштабный проект. Его скульптурная композиция состояла из пяти символических групп: 1) темное прошлое; 2) труд ударников социализма; 3) капитализм и колониальная политика; 4) четыре освобожденные человеческие расы; 5) мировой Октябрь во главе с Лениным. Пьедестал отсутствовал, чтобы не заслонять фасад Дома правительства. Но у проекта было слабое место: Ильич явно терялся на общем фоне. Правда, идеология марксизма отрицала роль отдельных выдающихся личностей в истории, отдавая предпочтение классовому сознанию масс.
Но не будем забывать, что фигура Ленина на памятнике должна была иметь концептуальное отношение к Беларуси. С этой точки зрения композиция Александра Грубе была слишком интернациональной. Возможно, если бы он изобразил Ленина в окружении белорусских крестьян, рабочих, красноармейцев и доблестных чекистов, комиссия выбрала бы его проект.
Поэтому фаворитом стал Матвей Манизер. На конкурс он представил сразу три проекта. Один из них был создан совместно с Иосифом Лангбардом. Парадокс, но последний входил в конкурсную комиссию. Манизер действительно победил, но победу одержала его самостоятельная работа.
В одном из проектов скульптор представил «реалистическое» изображение Ленина. На нем он «изобразил» выступления вождя 5 мая 1920 года перед частями Красной Армии, которые отправлялись на Западный фронт. Ведь именно перелом в советско-польской войне привел к повторному провозглашению Белорусской Советской Республики, а 11 июля являлся одним из главных государственных праздников.
Но вариант Манизера имел существенный недостаток: вождь сливался с трибуной и ниже пояса превращался в глыбу. В итоге СНК БССР приказал внести ряд изменений в окончательный вариант. Постамент удлинили, снабдили трибунами, на центральном барельефе изобразили партизанскую борьбу, Красную Армию, ГПУ и освобождение Беларуси от белополяков, на боковых сторонах показали промышленный рост и сельское хозяйство БССР.
Почему Ленин похож на Шевченко
Когда в 1933 году состоялось торжественное открытие Дома правительства, Ленин Манизера прочно стоял на своем постаменте. На долгие годы площадь Ленина стала местом парадов и демонстраций. Спустя шесть лет символическая отправка красноармейцев на Западный фронт стала реальностью: Западная Беларусь стала частью БССР.
Кстати, свои наработки Манизер использовал не только в Минске. В 1935 году в Харькове был торжественно открыт памятник Тарасу Шевченко. Его авторами был тандем Лангбард — Манизер. Если мы сравним минского Ленина и великого поэта Украины, то в глаза сразу же бросится композиционное и динамическое сходство. Массивная фигура «вождя» — и народ, идущий за ним в нижней части постамента.
Во время гитлеровской оккупации Ленин, стоящий на одноименной площади, разделил судьбу других памятников вождю, созданных Грубе, Бразером, Азгуром и другими мастерами.
Все они были взорваны и переплавлены. После освобождения статую восстанавливали по сохранившимся в студии эскизам.
Этот Ленин был свидетелем многих событий: праздничных шествий, репрессий, оттепели, застоя и перестройки, массовых собраний, несанкционированных митингов, провозглашения независимости, смены государственной символики и многого другого. Он до сих смотрит смотрит в будущее, но пролетарская революция, которую он ждал, скорее всего, так и не случится.