Скандалы с Куропатами и "Лістападам". Чем запомнилась Ирина Дрига

Источник материала:  
13.11.2018 19:15 — Новости Культуры

13 ноября Александр Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы. Назначение Натальи Карчевской первым заместителем министра культуры означает, что этого поста лишилась Ирина Дрига, которая находилась в центре внимания СМИ едва ли не чаще, чем ее начальники. TUT.BY вспомнил, чем запомнилась чиновница.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Старт из библиотечной сферы

Путь Ирины Дриги во власть — не самый типичный. Уроженка Минска (1970 год рождения), она получила образование в Институте культуры. Специальность, прямо сказать, была не самая престижная для дальнейшей карьеры — «библиотековедение и библиография».

Окончив вуз в 1992-м, последующие семь лет Дрига занималась научной карьерой. Ее путь достаточно типичный: лаборант, аспирант, преподаватель. Как утверждают собеседники TUT.BY, продвижению Дриги содействовала Ядвига Григорович, тогдашний ректор Университета культуры.

Любопытно, что мужем этого авторитетного руководителя был Владимир Егоров. В правительстве Вячеслава Кебича — министр внутренних дел. Во время президентских выборов — представитель команды Станислава Шушкевича, на которого он ориентировался во время своей работы в МВД (именно прокебичевское большинство в парламенте сняло его с должности). При Александре Лукашенко — председатель КГБ и депутат Палаты представителей.

За год до ухода из вуза Дрига защитила диссертацию по педагогике. Тема — «Сістэма бібліяграфічнай інфармацыі па мастацтве ў Рэспубліцы Беларусь: тэарэтыка-метадычныя праблемы». Любопытно, что защита состоялась в сентябре 1998-го, утверждение ВАК — лишь в январе 2000-го. То есть на это ушло более года, хотя обычно диссертацию рассматривают в течение трех месяцев.

«Трэба сачыць i за iдэалагiчным зместам вучэбнай лiтаратуры»

К тому времени Дрига уже работала в Администрации президента. Свою карьеру она начинала в отделе анализа работы средств массовой информации (то есть занималась мониторингом СМИ в Главном управлении общественно-политической информации).

Позже Дрига перешла в Главное идеологическое управление, где впервые попала в объектив СМИ. По информации сайта Tuzin.fm (у TUT.BY нет этому подтверждения), именно она якобы имела отношение к созданию так называемых черных списков и запретов концертов белорусских музыкантов (например, Змитера Войтюшкевича в 2012 году).

Также чиновница курировала вопросы образования. В 2010 году в интервью газете «Звязда» она рассказала об итогах своего выступления на коллегии Министерства образования. Среди проблемных вопросов она отмечала большие учебные нагрузки, чрезмерное количество информации и наукоподобность, которая встречается в учебниках.

Волновали Дригу и другие вопросы.

— Трэба сачыць i за iдэалагiчным зместам вучэбнай лiтаратуры. У якасцi прыкладу можна прывесцi падручнiк па грамадазнаўстве, прызначаны для вучняў 9-х i 10-х класаў. Напрыклад, раздзел пра палiтычных лiдараў суправаджае фатаграфiя кiраўнiкоў дзяржаў «вялiкай вясьмёркi». Але цi патрэбна нашым дзецям ведаць у твар кiраўнiкоў Iндыi або Бразiлii? Цi не лепш было змясцiць фатаграфiю Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь з кiраўнiкамi краiн СНД? Цi ў раздзеле «грошы» мы бачым на iлюстрацыi грошы любых краiн, але толькi не беларускiя.

Таксама ў падручнiку паведамляецца, што парламент фармiруе ўрад, прызначае i адпраўляе ў адстаўку мiнiстраў. Прабачце, пра парламент якой краiны iдзе размова? Беларускi парламент вырашае iншыя задачы. Напэўна, нашых дзяцей трэба навучаць i выхоўваць усё ж на нашых прыкладах!

Игорь Марзалюк: «Сколько стоило поменять границы охранной зоны?»


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В 2014 году в сфере культуры произошла рокировка. Вместо Владимира Карачевского, который спустя некоторое время стал директором Республиканского театра белорусской драматургии, первым замминистра была назначена Ирина Дрига.

Фактически это было понижение, хотя оно и оставляло шансы для последующего карьерного роста. Но в итоге начальника Дриги Бориса Светлова сменила не она, а Юрий Бондарь.

Тем более, что сфера культуры в независимой Беларуси не являлась высокооплачиваемой, а значит престижной. Так, средняя зарплата работников культуры в феврале 2018-го составляла 494,3 рубля. Неудивительно, что с 2012 года только около 40% выпускников, которые приходили на работу в этой сфере, оставались на своем первом рабочем месте после окончания срока отработки. Ради объективности, Министерство в лице Дриги предпринимало определенные попытки изменить ситуацию. Но кардинально она так и не изменилась.

Перейдя в Минкульт, Ирина Дрига перенесла принципы работы Администрации президента, закрытого госучреждения, и на министерство. Она оставалась абсолютно непубличной личностью, практически не давала интервью, была закрыта для журналистов.

В первый же год своей работы, в декабре 2014 года она подписала постановление, которое изменило границы охранной зоны мемориала «Куропаты». В будущем из-за сокращения охраняемой территории около этого места, где в сталинские времена расстреливали людей, появился ресторан «Поедем поедим». В марте прошлого года это решение раскритиковал депутат Палаты представителей Игорь Марзалюк.

— Я хотел бы сконцентрироваться на правовом аспекте, — цитировала политика «Наша ніва». — В 2004 году была утверждена охранная зона вокруг урочища Куропаты постановлением Совета министров. У меня вопрос: сколько стоило поменять границы охранной зоны? Там, где сейчас ставят бизнес-центр, там нет захоронений. Но охранная зона не проходит по границе памятника, существуют стандарты. Мне интересно, кто нажал на Министерство культуры? Я не верю в альтруизм. Это вопрос к Следственному комитету.

Но в целом Дрига занималась в министерстве другими вопросами. Она отвечала за кино, цирк, театр, музыку, изобразительное искусство и реализацию программы «Культура Беларуси». Курировала управление искусств и управление по кинематографии. А также отвечала за координацию работы многочисленных экспертных советов и комиссий.

«Успех» «Авеля» и бойкот «Лістапада»


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Позиция Ирины Дриги по тем или иным проблемам искусства не выходила за общепринятые рамки. Так, в 2015 году в прокат наконец-то вышел фильм «Мы, братья» (в прошлом «Авель»), который ранее стал победителем национального конкурса кинопроектов Министерства культуры и получил финансирование в 2 млн долларов. Картина, рассказывающая про «Плошчу» 2010 года, провалилась в прокате. Но Ирина Дрига посчитала картину успешной, так как «зритель голосует рублем. Пришел зритель в кинотеатр, значит, ему интересно».

Но главный скандал с участием Ирины Дриги случился в самом конце ее работы на ответственной должности.

В конце октября 2018 года перед началом кинофестиваля «Лiстапада» стало известно, что с этого года дирекция кинофестиваля не будет принимать участие в выборе фильмов для национального конкурса. Окончательное решение остается за комиссией, во главе которой — первый заместитель министра культуры.

Позицию комиссии чиновница пояснила тем, что национальный конкурс для киносообщества является одним из самых главных, поэтому решено было расширить спектр лиц, которые причастны к отбору этой программы.

— Рекомендации дирекции комиссией учитывались, при этом в ее работе принимали участие и киноведы, и прокатчики, и даже философы, и социологи. Единственная цель нововведения — снять то напряжение, которое присутствует в киносреде относительно отбора фильмов, — резюмировала Дрига.

Правда, киносообщество восприняло такое нововведение как попытку цензуры. Тем более что комиссия не допустила на фестиваль работы режиссеров Андрея Кудиненко, Андрея Кутило, а также альманах Никиты Лаврецкого и Юлии Шатун. Возникла опасность, что такое вмешательство может повлиять на аккредитацию «Лiстапада» в Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров FIAPF.

В итоге создатели двух картин сняли фильмы с конкурса, а кинокритик Андрей Расинский призвал кинематографистов не пускать фильмы на фестиваль, пока Ирина Дрига не будет уволена.

По иронии судьбы, не прошло и месяца, как влиятельная чиновница потеряла свою должность. Правда, радоваться ли ее оппонентам — риторический вопрос.

Околотеатральная молва долго сватала Ирину Дригу на пост директора Купаловского театра. Кадровое решение Лукашенко все-таки связало театр и министерство. Преемницей Дриги стала Наталья Карчевская, которая ставила хореографию в спектаклях Купаловского «Дзве душы», «Местачковае кабарэ» и «Лістапад. Андэрсен».

Но героиня этого текста без работы не останется. Как рассказали TUT.BY в Министерстве культуры, Ирина Дрига продолжит работу в этом заведении. По нашей информации, речь идет о руководстве одним из управлений.

←"Минщина удивительная" познакомит с Борисовом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика