Вольная Грушевка и бандитский Институт культуры. В Минске презентовали роман Виктора Мартиновича
В столичной «Академкниге» прошла автограф-сессия Виктора Мартиновича: из печати вышел его роман «Ноч». TUT.BY выяснил, сколько человек решили провести теплый осенний вечер в очереди и на какие государства автор романа решил разделить Минск.
«В общежитии мы соревновались с соседками по комнате, кто быстрее найдет роман»
За десять минут до официального старта продаж возле «Академкниги» спокойно и по-пятничному обыденно. В самом магазине возле стеллажей с научной литературой и техническими справочниками еще встречались покупатели, но основная масса посетителей постепенно группировалась в две очереди. Та, что поменьше, выстроилась в кассу. Причем для удобства работников «Академкниги» стопки романа сразу же складывали возле кассового аппарата. Большинство держало в руках по экземпляру «Ночы», у кого-то можно было заметить книги сразу в двух вариантах — в мягкой обложке и в твердом переплете.
Очередь побольше начиналась возле пустующего пока стола. Еще пять минут — и народу между книжных полок явно стало больше, хвосты очереди переплелись, люди с беспокойством переспрашивали, кто последний.
— Я подсел на Мартиновича еще в 2009-м, когда только вышел его первый роман «Паранойя». Тогда о нем говорили повсюду, но саму книгу в Беларуси не продавали. Пришлось подключать московских друзей, чтобы те поездом передали мне роман. Книга оказалась не менее интересной, чем история ее добычи, — смеется Сергей, который впервые пришел на автограф-сессию.
Очереди тем временем становились плотнее, продавцы начали перенаправлять покупателей в соседний зал художественной литературы, где стояла своя горка из томиков «Ночы». А там возмутились и попросили коллег забрать своих покупателей.
— А со своей «Ноччу» можно зайти? — зазвучали голоса на входе.
Вопрос объясняется просто. Продажи книги стартовали еще позавчера, 10 октября.
— За первые сутки в столичных книжных и у распространителей продалось около 200 экземпляров, — довольно делится первыми цифрами издатель Геннадий Винярский. Он стоит на улице и наблюдает, как пришедшие за автографом читатели перестали помещаться в магазине и очередь продолжила расти уже на улице. — В среду мы только в «Академкнигу» завезли 150 экземпляров, на следующий день — 200, а сегодня, видя этот ажиотаж, прямо из типографии доставили еще 70 штук.
Общий тираж новой книги Мартиновича, по белорусским меркам, внушительный: 2 тысячи экземпляров для варианта в мягкой обложке, еще 300 — в твердой.
К 18 часам, когда должна была начаться автограф-сессия, внутри магазина стояли около ста человек, позже еще столько же вытянулись вдоль улицы Сурганова. Выделить среди них какую-то категорию по возрасту, полу или социальному статусу было сложно: в очереди стояли студентки и пенсионеры, представительные мужчины и мамы с детьми, интеллигентные юноши и пацаны с района. В толпе появился и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев, но быстро ушел: длина очереди и вправду смущала. Были и те, кто решил сходить за автографом в следующий раз.
— Когда продавали «Озеро радости», мы в общежитии соревновались с соседками по комнате, кто быстрее найдет роман. Победительница читала первой, остальные ждали. Обычно книга Мартиновича проглатывается за несколько ночей. Нынешнее сочинение первой читаю я, — коротая время до начала мероприятия, люди в очереди начали обмениваться своими историями знакомства с творчеством Мартиновича.
Автор «Ночы» появился на пороге «Академкниги» ровно в назначенное время. Слегка ошеломленный количеством людей, он поблагодарил пришедших и пообещал, что будет ставить автографы до последнего посетителя. Единственное, о чем он попросил, — не задавать вопросов о книге. Мол, до сегодняшнего дня ее почти никто еще не прочитал.
Очередь двигалась очень неспешно. Одна женщина звала Мартиновича на встречу в родной Витебск, откуда приехала на презентацию. Другая признавалась, что с творчеством автора ее познакомила дочь, принеся «Сфагнум» (и теперь читательница не пропускает ни одной книги автора). Третий хвалился, что писатель зафрендил его в «Фейсбуке», и спрашивал, когда он следующий раз будет в Вене. Посетители просили подписать сразу по три-четыре книги — для тех друзей и родных, кто не дошел в «Академкнигу» сам, приносили на подпись и предыдущие романы автора, каждый второй просил о совместном селфи.
В результате те читатели, которые перед началом автограф-сессии стояли в центре зала, смогли добраться до заветного столика только через сорок минут. Многие, чтобы зря не терять время, начали читать «Ноч». Мартиновичу принесли кофе — автор слегка осип от разговоров с поклонниками.
Рабовладельческая Кальвария и королевство Центр
О чем роман «Ноч»? Его действие происходит в будущем. В Минске наступает ночь, все вымерзает, и город распадается на отдельные государства: Вольную Грушевку и бандитский Институт культуры, рабовладельческую Кальварию и королевство Центр. Книжник, главный герой произведения, живет в Грушевке, откуда начинается его путешествие.
— Мне всегда было интересно отличие нас дневных от нас ночных, — объяснял TUT.BY Мартинович. — Это поразительный феномен — как темное время суток меняет человека. У него даже глаза совсем по-другому горят. Так появился темный холодный мир, в котором нет больше ни солнца, ни теплой батареи. Пространство бессменного ноября с вечным «каля нуля». Этот мир оказался настолько обаятельным для меня, что было куда приятней его продумывать, наделять деталями, чем, скажем, читать новости. В результате получился фэнтези, в котором все фантастические элементы в конце концов оборачиваются жестким реализмом. Одна из читательниц назвала этот роман гиперреализмом. Мол, в нем все время сообщают какие-то фейковые новости, и ты постоянно ждешь, что выскочит какое-то чудище. Но оказывается, что никаких чудовищ нет — они существуют только в головах.
Работать над «Ноччу» Мартинович начал еще прошлой весной в Цюрихе.
— Сейчас, честно говоря, очень мешает работать внутренний редактор. Я стал очень много читать, из-за этого любое собственное слово начал оценивать с той точки зрения, а не было ли этого у кого-то другого, а не превратилось ли оно уже в штамп и так далее. Поэтому и с нынешним романом, и с предыдущим — «Озером радости», я возился несколько долгих месяцев. А ведь когда садился за ноутбук, думал, что напишу, как «Паранойю», за четыре недели.
Свои книги Виктор Мартинович пишет то на одном, то на другом государственном языке. В этот раз автор писал по-белорусски. Но если все предыдущие книги выходили одновременно с переводным вариантом и часто сопровождались электронными версиями, то «Ноч» можно приобрести лишь «на бумаге» (электронный вариант обещают запустить, когда разойдется основной тираж) и по-белорусски.
— Русский перевод уже полностью готов, мы ведем переговоры с московскими издательствами, но пока не спешим подписывать контракт. Мне кажется, важно этот текст прочитать на белорусском — том языке, на котором он задумывался.
Также автор заключил контракт с литературным агентом Томасом Видлингом, который будет продвигать книгу западным издателям. Кстати, благодаря работе Видлинга роман Мартиновича «Мова» в следующем году выйдет по-немецки.
Но вернемся к автограф-сессии. Как оказалось, «Академкнигу» Мартинович выбрал неспроста.
— Когда мы задумали проводить автограф-сессии, первым, кто откликнулся на наше предложение, был именно Мартинович, — говорит директор магазина Ольга Глуховская. — Стандартно мы закрываемся в восемь вечера, но когда презентовали «Озеро радости», раздача автографов закончилась в полдевятого. Судя по хвосту на улице, с «Ноччу» мы дольше задержимся.