Воссоединитель Церкви — Иосиф Семашко
На днях у нас в редакции побывал отец Антоний, настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы аг. Уборок. Он рассказал о том, что Гомельской епархией 2018 год объявлен Годом архиерея-воссоединителя митрополита Иосифа Семашко. К сожалению, мало кто из местных прихожан знает об этом великом человеке и его деятельности во имя сохранения и приумножения традиций православной культуры. Духовный наставник предложил воспользоваться материалами епархии для просвещения читателей районки в этом вопросе.
Митрополит Иосиф, в миру Иосиф Иосифович Семашко (1798-1868) — известный религиозный деятель, прославившийся своей выдающейся ролью в возвращении униатской церкви Белоруссии и Литвы в лоно православия.
Иосиф был сыном небогатого дворянина, впоследствии униатского священника. Детство провел среди православных крестьян, воспитывался в условиях жизни простого малороссийского народа.
В 1809 году мальчика отдали в Немировскую гимназию (Каменец-Подольский уезд). Значительную часть здешних учеников составляли католики, дети польской или малорусской ополяченной шляхты. Лишь семеро, включая нашего героя, были униатскими поповичами. Здесь и униаты, и православные гимназисты слушали католические уроки Закона Божия и ходили вместе со своими товарищами-католиками на мессу в костел.
Затем будущий митрополит поступил в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Стараясь как можно больше разузнать о России и русской культуре, Семашко разыскивал соответствующие книги и журналы. Надо заметить, что найти их в то время в Вильне было непросто, а чтение их в семинарии преподаватели и ученики-католики встречали недоброжелательно. Позже по предложению луцкого греко-католического епископа Иакова (Мартусевича) Иосиф Семашко принял сан священника без вступления в супружество, а в 1822 году получил сан протопресвитера и отправился в Петербург для заседания в униатском департаменте римско-католической коллегии.
Прожив около двух лет в Луцке и имея возможность близко общаться с вышеупомянутым униатским епископом, Семашко окончательно убедился в плачевности положения униатов, столкнулся с фактом разделения в среде духовенства. В 1829 году Иосиф Семашко принял монашество без изменения имени и вскоре был рукоположен во епископа Мстиславского, викария Полоцкой епархии. Из-за отсутствия в Петербурге униатского храма хиротония совершилась в католическом костеле.
В 1827 г. И. Семашко представил Российскому правителю записку, в которой изложил историю унии, её плачевное положение в Северо-Западном крае, указал и средства к спасению униатского населения. Преосвященный Иосиф предлагал: вместо департамента католической коллегии открыть для униатского управления особую униатскую коллегию; вместо 4-х оставить только две униатских епархии — Белорусскую и Литовскую; улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в католических школах; воспретить совращение униатов в латинство; сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию.
Записка эта встретила сочувствие императора Николая I, и в 1828 г. последовал его указ об учреждении отдельной униатской коллегии, поставившей униатскую церковь в независимое положение от католической администрации. Членами ее были назначены Семашко, Лужинский (ректор Полоцкой униатской академии, доктор богословия) и Зубко (профессор Полоцкой семинарии, священник).
Дальнейшему развитию униатского дела способствовало польское восстание 1830-1831 гг., в котором католическое духовенство и униатский монашеский орден базилиан принимали живое участие. Их сочувствие польской национальной идее определило последующее отношение Российского правительства.
Некоторые монастыри были закрыты или переданы православным верующим. Иосиф разработал общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы после надлежащей предварительной подготовки воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана велось под его руководством со строгой постепенностью и в полном секрете от католической партии (он лично ездил по епархии и убеждал священников к переходу в православие).
В 1835 году епископ Иосиф был назначен членом секретного комитета (куда вошли митр. Московский Филарет, обер-прокурор Нечаев и министр внутренних дел Блудов), образованного в 1834 г. в Петербурге для направления униатских дел и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения. Тогда же по всем униатским церквам были разосланы богослужебные книги на церковно-славянском языке для замены таких же, но униатских польскоязычных. Униатские церкви снабжались православными иконостасами, крестами, дароносицами. Униатское богослужение тщательно очищалось от всех заимствований из латинского обряда.
Для практического изучения духовенством православного богослужения епископ Иосиф учредил учебные классы в Жировичском Успенском монастыре при Литовской духовной семинарии, преподавательский состав которой был подобран им из людей, убежденных в необходимости воссоединения, и комиссию для определения правоспособности кандидатов на священнические и причетнические должности. Здесь же проходили обучение и аттестацию священники и дьячки, поставленные ранее, но не образованные.
Обрядовая реформа встречала тайный ропот духовенства и открытые требования оставить все в прежнем виде. Массовые протесты священников имели место в Новогрудке и Клецке. Но недовольство и сопротивление в большинстве случаев оказались связанными не с глубокими религиозными причинами, а с нежеланием духовенства переучиваться. Они легко преодолевались увещеваниями, духовными епитимиями или переводом упорных священнослужителей на низшие должности до исправления. Крайние меры приходилось употреблять редко.
В 1838 г. подготовка духовенства была закончена. Большинство священнослужителей дали согласие на воссоединение, за исключением более чем ста священников в Белорусской епархии. 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение на имя царя с приложением 1305 подписей духовных лиц. А 25 марта император Николай I написал на этом прошении: «Благодарю Бога и принимаю». За пастырями присоединилось к Православию и всё полуторамиллионное население указанных епархий.
Следующие почти тридцать лет, занимая Литовскую кафедру, митрополит Иосиф стремился упрочить положение православия в крае. При этом деятельность его в этом отношении была лишена оттенка фанатизма.
Уже после переезда в Вильну митрополит Иосиф несколько раз подавал прошения об увольнении его на покой, однако их оставили без внимания. Как раз на последнее десятилетие его жизни пришлось новое польское восстание, и именно после него воссоединительные усилия владыки были вполне оценены еще и как дело государственной важности.
Скончался митрополит Иосиф 23 ноября 1868 года в Вильно и был погребен в пещерной церкви Виленских мучеников Свято-Духова монастыря, в склепе, приготовленном им самим еще в 1849 году.
По своему уму, энергии и глубокому пониманию судеб русского народа Иосиф занимал выдающееся место среди своих знаменитых современников. В обществе всегда держался с достоинством. Его беседа отличалась простодушием и спокойствием. Он не унижал никогда собеседника, а если для самого что-то было непонятно, то не стыдился сказать: «Вопрос нов для меня, подумаю».
Чтение книг было всегда наиболее любимым занятием митрополита. Он не жалел средств для приобретения в свою библиотеку выдающихся сочинений по богословию, истории, естественным наукам, а также лучших периодических изданий не только на русском, но и на иностранных языках. Из личных записок видно, что он иногда в свободное время занимался землеведением, статистикой, географией.
Большое наслаждение доставляли высокопреосвященному Иосифу художественные произведения, особенно живопись. Он увековечил память всех своих сподвижников в деле воссоединения униатов, приказав нарисовать их портреты масляными красками.
Самым полезным и освежающим после умственной работы занятием служил для митрополита физический труд, которому он с увлечением предавался, переезжая на лето из шумного города в любимый им Тринополь. Митрополит Иосиф любил природу и простой сельский образ жизни.
Автор-составитель:
Иерей Павел Красиченко, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы аг. Узнаж.