Почти 500 документов. В Белостоке реставраторы восстановили часть гродненского архива бригиток
Архив гродненского ордена бригиток был практически утерян. Те документы, которые удалось спасти, пролежали долгое время в местном историко-археологическом музее. Из-за плохого состояния они даже не были каталогизированы, пока их не нашла польский профессор Мария Коломайская-Саед и не обратилась за помощью к реставраторам и сотрудникам Подлясского музея, рассказывает Gazeta Wyborcza.
Орден бригиток существовал в Гродно с 1634 года. Тогда монахини и стали создавать свой архив документов. В 1842 году российские власти запретили принимать новых монахинь, а в 1908 году в Гродно умерла последняя бригитка. Виленский бискуп Эдвард Роп привез в гродненский монастырь несколько сестер-назаретянок, которых выдавали за бригиток. В 1950 году советская власть ликвидировала монастырь, а в его помещениях разместили психиатрическую больницу. Судьба архива была незавидной — большая часть бумаг была утеряна.
На реставрационные работы выделили 9 тысяч долларов
Какую-то часть документов назаретянки успели вывезти в Польшу, часть спрятали в Бернардинском костеле, но многое было разворовано. Некоторые документы попали в гродненский музей и в архив. Однако из-за своего плохого состояния они не были каталогизированы и более 50 лет просто лежали в ящике. Пока два года тому назад их не нашла польский профессор. Она решила, что уникальные бумаги надо обязательно отреставрировать.
Зная, что музей в Белостоке в рамках различных министерских программ получает гранты на сохранение польского наследия, оставшегося за пределами страны, профессор решила обратиться за помощью именно сюда.
— Первое впечатление было ужасным: слипшийся пласт листов, которые невозможно было разделить. Состояние этих документов было плачевным, — говорит директор Подлясского музея Анджей Леховски.
Учреждение взяло на себя трудную задачу — получить деньги на консервацию уникальных документов.
— Я не колебался ни минуты. Ценные бумаги надо было спасать, — говорит директор музея.
Финансирование на реставрационные работы на сумму более 28 тысяч злотых удалось получить из фондов Министерства культуры и национального наследия. Остальную сумму выделили из местного бюджета Подлясского воеводства. Общая стоимость реставрационных работ в итоге составила более 30 тысяч злотых (около 9 тысяч долларов).
Корреспонденция между монахинями — на польском. С властями — на русском
Восстановленные документы — главным образом рукописные. Есть несколько бумаг, изготовленных печатным способом. Датировка — от XVI до XX веков. Они содержат среди прочего правила распорядка, подробные правила, регулирующие жизнь общины, собрания молитв, песни, религиозные тексты и списки собственности монастыря.
Есть документы, написанные на польском языке, есть на русском. При этом корреспонденция между монахинями или служителями костела велась на польском языке, а вот официальная переписка, например, с властями — на русском. Скорее всего, такая переписка, как полагают исследователи, велась уже после восстания 1863 года.
Среди документов можно найти бумаги с расчетами годового бюджета монастыря и список «разных продуктов», где сестры записывали свои расходы. Например, сколько уплачено «за дюжину сальных свечей» или «овсяные крупы».
Для специалистов любой документ — большая находка. Архив бригиток создавался несколько веков в одном месте и в какой-то момент разросся до достаточно больших размеров. В нем несколько сотен старинных изданий и огромное количество документов, относящихся к деятельности монастыря.
Восстановлено 497 листов. Реставрацией занимались специалисты реставрационной мастерской из Варшавы.
Вскоре восстановленные архивные документы вернут в Гродно.
— Они нам не принадлежат. Они возвратятся в историко-археологический музей в Гродно, где и находились. Но все восстановленные документы нами были скопированы, и эти копии останутся у нас. Мы их оцифровали, чтобы каждый желающий мог с ними ознакомиться. Но так как в нашем музее нет необходимых условий для просмотра, то копии старинных документов будут доступны в Государственном архиве Белостока, — говорит директор Подлясского музея.