В Витебске завершают реконструкцию будущего музея на улице Шагала
В Витебске завершается реконструкция исторического здания, где в 20-х годах прошлого века жили и творили Шагал, Малевич, Лисицкий, Ермолаева и другие известные представители авангарда. Реставрацию выполняют по чертежам 1923 года. Интерьеры комнат восстанавливают по фотоснимкам, сохранившимся фрагментам и описаниям. В доме еще работают строители, но директор «Витебского центра современного искусства» Андрей Духовников провел экскурсию по будущему музею.
Проходим по залам, поднимаемся по восстановленной дубовой лестнице. Рассматриваем некоторые воссозданные элементы — лепнину над дверями, обои в комнате, где жил Марк Шагал. К слову, в этом зале скоро появится и мебель, аналогичная той, которая была у художника. Здесь специально оставили фрагмент паркета.
Зал, посвященный Казимиру Малевичу, таит сюрпризы.
— Если в комнате у Шагала есть привязка к быту — мебель, обои, то у Малевича мы создаем некое особое пространство. На стене уже сейчас отпечатан черный квадрат, будут еще шторы — красные, черные, белые, появится стол. И все. Но это только на первый взгляд. Самое главное станет видимым только при специальном освещении. По нашему замыслу, через 5−7 минут разговора о художнике в зале вместо обычного освещения включится ультрафиолет — и люди просто погрузятся в пространство, расписанное Казимиром Малевичем, — рассказал Андрей Духовников.
На стенах обнаружатся цитаты, нанесенные специальной краской. Идею воспроизведения рукописных текстов не просто теоретика искусства на стенах музея воплощает витебский художник и дизайнер Александр Вышка.
— Все переносится в мельчайших подробностях — отчетливо видны даже потертости, — отметил он.
В музее будет уникальная возможность заглянуть и в приоткрытую дверь ванной комнаты и подсмотреть, какой она была в начале прошлого века.
— Нам очень ценны сохранившиеся элементы этого здания. Потому что именно дом — главный экспонат музея истории Витебского народного художественного училища. Все остальное, все персоны существуют уже вокруг дома, — подчеркнул Андрей Духовников.
Отдельный зал посвящен творческому объединению УНОВИС («Утвердители Нового Искусства»). В него вошли приверженцы супрематизма, основоположником которого был Казимир Малевич.
До сих пор не утихают споры, кто важнее для витебского училища — Шагал или Малевич.
— Шагал — великий художник, Малевич — еще и теоретик искусства. Школу, систему преподавания создал именно Малевич, — убежден Андрей Духовников. — Искусствоведы развлекаются тем, что выясняют, в каких именно комнатах жили Малевич и Шагал. Какая разница! Они были здесь — вдвоем — 100 лет назад.
Что было здесь век назад, возможно, помнят кирпичи стен. Старую кладку кое-где оставили открытой. Ее можно увидеть на цокольном этаже. Именно сюда сначала попадут будущие посетители музея.
— Мы восстановили большое окно, и подвальное помещение превратилось в красивое пространство, — отметил Андрей Духовников.
Музей оснастят современным мультимедийным оборудованием. Здесь установят уникальную систему регуляции микроклимата в помещениях, благодаря чему Витебск сможет принимать шедевры мировой живописи.
Будущий музей разместится в историческом здании на улице, которая сейчас носит имя Марка Шагала. Этот дом — особняк витебского банкира Израиля Вишняка, который национализировали после Октябрьской революции. К счастью, строение уцелело после войны и передано Центру современного искусства.