Человек-баян и техно под гитару. Как прошел отбор на "Евровидение - 2017"
На протяжении 14 лет белорусские артисты массово отправляют заявки на национальный отбор на конкурс «Евровидение». Некоторые из них делают это так часто, что кажется, будто конкурс — единственный повод для написания новых песен. 30 ноября в студии Белтелерадиокомпании состоялось прослушивание очередных претендентов на поездку в Киев в 2017 году. Репортаж TUT.BY с мероприятия.
В этом году свои заявки на участие в белорусском отборе на «Евровидение — 2017» подали 67 исполнителей. Это почти в два раза меньше, чем в прошлом, поэтому прослушивание претендентов уместилось в один день. Изменился и состав членов жюри. В этом году оно проводило выбор без своего председателя.
Одним из первых возле студии оказался Алесь-Франтишек Мышкевич, басист «Крамбамбулі» и вокалист группы Superbullz, которая в этот раз решила попробовать свои силы.
Музыкант признается, что лично ему конкурс не интересен, он не дает возможности стать известным в Европе. Он уверен, что большинство участников приходят на отбор ради бесплатных эфиров по ТВ и упоминаний в СМИ.
— Человек чувствует себя артистом, ему хочется, чтобы его песню послушали. Тем более, скоро сезон корпоративов. Тут бесплатные эфиры, если попадаешь в финал, там еще 15 эфиров. Тут есть серьезные люди, но у них свои цели. Я не думаю, что все хотят попасть на «Евровидение».
В этом году организаторы внесли изменения в правила. Теперь, для того чтобы представлять Беларусь на «Евровидении», не обязательно иметь белорусский паспорт. Многие это связывали с возможным участием в конкурсе одного из протеже российского продюсера Максима Фадеева. Фадеев после выхода Фомочкина с российским флагом на Паралимпиаде в Рио, предложил подготовить своего певца, который сможет поднять белорусский флаг на сцене конкурса в Киеве. Как оказалось, бандероль с заявкой от Фадеева не пришла, но возможностью не преминули воспользоваться другие зарубежные артисты. Среди них Виктор Шац из Германии, Евгения Аронов из США и участник российского шоу «Голос» Вадим Капустин.
Для нигерийца Олиса Оракпосим это участие в белорусском отборе уже третье. В Беларуси он уже 12 лет и даже получил вид на жительство. В 2009 году он со своей группой The Champions представлял Беларусь на музыкальном конкурсе «Пять звезд» в Сочи. До музыкальной карьере Олиса был футболистом, поиграл за ФК «Каунас» и «Ватан-Спор» из Бремена.
Традиционным отбор стал и для многих других исполнителей. В прошлом году народный ансамбль «Спасовка» из деревни Черничи Житковичского района не смог пройти в финал из-за несоблюдения регламента. Артистки исполняли народную песню, а не авторское произведение. В этом году они исправились и написали свою композицию. В отличие от «Бурановских бабушек», которых на «Евровидении» продюсировал Виктор Дробыш, бабушки из Чернич выступают сами. «Будем тут шукать продюсера. Если найдем, то никогда его не подведем», — шутят участницы коллектива.
Не смог пройти мимо студии Белтелерадиокомпании и Александр Боборыкин, для которого отбор стал уже шестым по счету. Каждый год исполнитель выступал под разными псевдонимами. Члены жюри могли его запомнить как Алекс Нормалекс с песней «Бабки».
В прошлом году под псевдонимом «Персона нон грата» Александр с композицией «Весна дяди Сэма» протестовал против политики Госдепа. Для эпатажности он сначала поджог свои руки, а потом их связал.
В этот раз артист представился Федором Ивановым и планировал исполнить песню «Зов». Члены жюри решили не дослушивать ее до конца, и это не могло не расстроить певца.
— Мне не понравилось, что не довел свой номер до финальной тезы. Цейтнот и с жюри все ясно. У них уже сложилась своя картинка. Но то, что я не высказался, меня коробит. Развязки не было. Если это делается для шоу, то нужно показать полностью номер, каким бы он ни был. Если уже все ясно, зачем вообще проводить отбор?
По мнению Александра, «Евровидение» — поверхностный конкурс, а все социальные проблемы, которые поднимаются в композициях, не слышны за попсовостью звучания. Тем не менее, это большое зрительское внимание. В этом году песней «Зов» он призывает народы объединяться и дружить, пояснил исполнитель.
— Армянам и азербайджанцам, евреям и арабам… Нужно понимать, что у нас всех общий исток — все мы негры, — смеется музыкант.
Не дослушали жюри и исполнительницу Людмилу Розум, которая, как и Александр Боборыкин, последние пять лет участвует в отборах под псевдонимами. Сегодня она пришла как Мила Роз с песней собственного сочинения «Танцы». Бодрое техно с баянистом и гитаристом члены жюри остановили уже через 30 секунд.
— Это все полный фарс, — возмущается Людмила, — 15 нужных финалистов уже давно отобраны, человек, который едет уже давно известен. Это мероприятие чисто для галочки. Я в жюри не увидела ни одного белорусского мэтра: ни Тихановича, ни Раинчика… Когда увидела всех, сразу поняла, что здесь нет достойных профессионалов. Если бы были люди, которые сами выступают на сцене, они бы никогда не оборвали артиста.
Людмила говорит, что с таким подходом в следующем году члены жюри на прослушивании вообще никого не увидят.
В это время в коридоре на свое выступление настраивались человек-баян Виталий Воронко и клоун-шоумен Вадик Ракета. Оба артиста получили широкую известность после участия в британском шоу «Britain's Got Talent». Теперь они решили объединить усилия. В песне под названием What’s your name обыгрывается выступление Воронко на шоу, которое стало вирусным в интернете.
— Мы познакомили в Англии в аэропорту. Позже я позвонил Вадиму и говорю: «Вадик есть идея, есть песня для отбора». Вадик ответил: «Давай делать!»
Участники отбора говорят, что их главная миссия — спасать людей от плохого настроения, поэтому в их номере, построенном на полной импровизации, будут гусли, медведь и только положительные эмоции.
— В Британии я понял, что в Европе нравится наша славянская эстетика. У них много своей чопорности, и это там работает. От нас им хочется экзотики, — рассказывает Воронко.
— Это будет трэш. Чисто поржать. Так как мы весельчаки, будем смешить. Виталик — песней, я — действиями. Надеюсь, консерваторское образование не помешает, — добавляет Вадик.
Группа Navi, в прошлом году была в числе 10 финалистов. В этот раз Артем и Ксюша решили попробовать свои силы в «Евровидении» в последний раз.
— У нас много концертов, выступлений. Поэтому, если в этот раз не получится, мы больше участвовать не будем. Сейчас наша задача — впервые спеть на «Евровидении» на беларускай мове. Обычно выходил какой-то артист, пел на английском, и было непонятно, откуда он.
По словам музыкантов, если они выйдут в финал, использовать грязные методы накруток зрительских голосов не будут: «Если ехать на „Евровидение“, то ехать честно выбранным людьми».
По мнению одного из членов жюри Сергея Адрианова, в этом году на прослушивание пришло мало участников, но он услышал много новых имен. Адрианов предполагает, что многих напугало возможное участие Макса Фадеева. По его мнению, как раз сейчас на «Евровидение» отправится тот артист, у которого будет больше желания.
Неожиданным на отборе можно назвать появление Алеси Берулавы, которая не так давно реанимировала популярную в 2000-х белорусскую группу «Мантана». Признается, что участвовать не планировала, но ее уговорил один из друзей. Специально для отбора Алеся написала песню «Елочки» и приехала в Минск из Москвы. Под «минус» члены жюри новую песню не оценили.
— Они выключили, значит песня не подходит? — спрашивает Алеся, когда выходит из студии. — Зря ездила. Надо быть универсальным профессионалом, а я не такая. Я не умею петь, как Лариса Долина, а мне без моих музыкантов некомфортно.
Спустя час после выступления последнего претендента, жюри назвали 13 финалистов белорусского отбора на «Евровидение — 2017». Ими стали певицы Александра Ткач, Kattie, Анжелика Пушнова, Анастасия Шеверенко, певцы Владислав Курасов, Вадим Капустин, Никита Ходас, группы Navi, Nuteki, Napoli, Proвокация, Lermont x Julic и «Июль».
Финал белорусского отбора на «Евровидение — 2017» состоится не позднее 25 января.