Анненский кирмаш. Как в Зельве проводят ярмарку, которая собирала купцов со всей Европы
«11 месяцаў у годзе Зелва спіць, як сонная муха, і адзін месяц жыцце тут бурліць», — так когда-то говорили про этот небольшой городок. На протяжении нескольких столетий Зельва в конце лета превращалась в европейскую столицу торговли — здесь проводилась знаменитая Аненнская ярмарка, которая собирала многочисленных продавцов и покупателей. Более 200 торговых лавок размещались в самом центре местечка. На месяц население маленькой Зельвы увеличивалось в несколько раз.
— По товарообороту Анненский кирмаш в середине XIX столетия уступал только Лейпцигской ярмарке, — говорит директор Зельвенского историко-краеведческого музея при средней школе № 2 «Светоч» Лилия Сидорко. — История ярмарки началась в 1501 году. Тогда право на ее проведение получила вдова бывшего хозяина местечка Анна Улинич. Название ярмарка пошло, видимо именно от имени этой женщины. Есть такая версия. А еще потому, что начиналась она в день святой Анны — 25 июля — и длилась месяц. Товары, которые тут продавали, можно было разделить на несколько категорий: местные, европейские, азиатские колониальные и отдельно выделяли российские.
На месяц в Зельве появлялись новые различные торговые и развлекательные площадки, открывались различные корчмы, из Слонима привозилось спиртное, приезжали театры.
— Танцы проходили знатные — даже было отдельное место, которое называлось «Собачья горка». Такое название пошло от того, что люди танцевали до упада, а полька или краковяк — танцы энергичные, вот люди и дышали после них, как собаки. Были даже казино. Например, после революции во Франции запретили игорные заведения, а в Зельве разрешили. Вот и стекались сюда в поисках счастья азартные игроки.
В 1720 году документ на проведение ярмарки получил один из представителей рода Сапегов, которые в это время владели Зельвой. В то время маленькое местечко во время кирмаша напоминало настоящий Вавилон, ведь купцы сюда съезжались со всей Европы. Хождение имели деньги разных стран, а торговали практически всем — от сыров, соленой рыбы и муки до лошадей. Например, в музее хранится документ — торговое соглашение о поставке Эдемского сыра в Зельву.
— Проведение такой большой ярмарки именно здесь было не случайным. Тогда Зельва находилась на пересечении торговых путей, а река Зельвянка была судоходным притоком Немана. Зельва тогда была настоящим речным портом, — говорит Лилия Сидорко.
Ярмарка проходила на торговой площади, и во время нее в Зельве шла совершенно другая, насыщенная жизнь. Сюда приезжали не только купцы и местные паны, для которых ярмарка была еще и развлечением, но и стягивались селяне из окрестных деревень в поисках работы, а еще и цыгане, которые нередко уводили лошадей. Кони, кстати, в какое-то время стали главными действующими лицами кирмашей. Именно за ними ехали, именно их покупали. Здесь выставлялись тысячи лошадей различных пород. Сапеги были основными поставщиками этих животных. Весь остальной товар был сопутствующим. Тем не менее, многие годы на ярмарку приезжали сотни мастеров, которые не только предлагали товар, но и могли на месте что-то изготовить под заказ. Меновые операции здесь проходили достаточно серьезные. Договоры заключались значительные — на сотни килограммов товара.
Но после восстания 1830−1831 годов у Евстафия Каэтана Сапеги были изъяты Деречин и Зельва. И ярмарка стала угасать. Начала появляться магазинная торговля, которая со временем вытеснила ярмарки. Однако до начала ХХ века Аненнский кирмаш в Зельве все-таки проводился. Правда, имел он уже больше местное значение.
Восстанавливать ярмарку стали в 2001 году. Тогда проект был реализован при помощи ПРООН. С того времени в Зельве в конце лета проводят обновленный Анненский кирмаш. Сейчас все намного скромнее, чем это было 200 лет назад. Да и ярмарка утратила свое первоначальное значение, став праздником местного масштаба.
В центре города свои изделия по традиции представляют мастера со всей Беларуси, а на прилегающих улицах идет бойкая торговля: продают новый урожай, особым спросом пользуются караваи и свежий хлеб, а еще медовуха и квас. Много на прилавках меда.
— И раньше тут продавали мед. Можно сказать, мы напрямую продолжаем те самые старинные традиции, — говорит один из торговцев. Сладкое угощение здесь можно попробовать на любом шагу и выбрать то, что придется по душе.
Каждый год в Зельве стараются придумать что-то новое, а вернее — возродить старое. Так, в этом году можно было увидеть скакунов в вольере. И даже, как обещали организаторы, купить. Однако механизм для простых жителей был непонятен, поэтому многие ограничивались лишь кормежкой лошадей за деревянным забором. Можно было покататься на старинных бричках и даже проехаться с ветерком по улицам Зельвы в настоящей карете.
— Кони сейчас уже и в сельской местности становятся некой экзотикой. Поэтому и спрос такой большой. Особенно у детей — многие из них лошадей видят только вот на таких ярмарках, — говорит мужчина на телеге, богато украшенной ленточками. И отправляется в путь — из желающих покататься перед запряженной лошадью образовалась очередь.