"Молодые не шутят, у них проблем много". Как прошел фестиваль юмора "Аўцюкi"... без автюковцев
В этом году фестиваль народного юмора «Аўцюкi» было решено перенести из деревни в город. Организаторы объяснили это стремлением расширить его географию и привлечь наибольшее количество участников. Как прошел праздник шуток и веселья, читайте в нашем репортаже.
Открытие фестиваля все-таки сделали там, где изначально он и зарождался — на перекрестке Великих и Малых Автюков. Здесь в искусственный водоем запустили искусственных лебедей, на плот посадили главных героев праздника — Калинку и Колоска, а затем презентовали участникам и гостям торжества «лаву примирэння». По легенде, жители двух соседних деревень постоянно враждуют, и вот чтобы местное население не ссорилось — и решили создать этот объект.
Всебелорусскую славу Автюкам принес писатель Владимир Липский. Он много раз бывал в этих местах, наблюдал за жизнью и бытом селян, собирал и записывал их небылицы, шутки и анекдоты. Позже появилась идея проведения фестиваля народного юмора. Первый состоялся в 1995 году. С периодичностью раз в два-три года: открывались памятники Колоску и Калинке, создавались музеи народного юмора, издавались книги, был написан даже гимн фестиваля… Сегодня Автюки сравнивают с такими признанными центрами юмора, как Габрово, Одесса, Сорочинцы.
Во второй и главный день праздника торжества переместились в Калинковичи. Сюда приехали десятки поэтов, сатириков, юмористов, мастеров разговорного жанра со всей Беларуси, а также из России. В перерывах между их шутками гости могли послушать выступления самодеятельных артистов, посетить выставки ремесленников и народных мастеров.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953552762.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953600932.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953649925.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953698707.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953752574.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953784163.jpg)
Самой зрелищной и ожидаемой частью фестиваля стало традиционное «швэннданне па падворьям». Но на этот раз автюковские подворья представляли не автюковцы, а жители разных сельсоветов Калинковичского района. Работники местных домов культуры ответственно подошли к заданию, долго изучали быт соседей. В итоге представили на суд гостей каждый свою программу. Кто-то показал праздничные обычаи и обряды, кто-то повседневную жизнь автюковцев.
Каждое импровизированное подворье носило название автюковских улиц, которые жители этих двух деревень много лет назад придумали сами — Курани, Жаралы, Хутаране, Слабажане, Курчане…
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953817189.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953845353.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953877313.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953908805.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953941502.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153953971492.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468153954112542.jpg)
— Они отличаются от других жителей района. У нас до сих пор, когда кто-то что-то утворит смешное или нелепое, говорят: ну ты и ауцюк. Да, так и говорят, — смеется изображающая на празднике автючку жительница деревни Озаричи.
Кстати, первым, кто заметил характерные особенности автюков, был белорусский фольклорист и этнограф Исак Сербов еще в начале прошлого века. В своей книге про Полесье он писал: «Больш за іншых затрымалі мяне „аўцюкі“, што насяляюць два суседнія сялы Вялікія і Малыя Аўцюцевічы або проста Аўцюкі. Рэзка выдзяляюцца яны сваёй знешнасцю і говарам сярод навакольнага насельніцтва і ўяўляюць надзвычай цікавы этнаграфічны тып. Аўцюк, найперш паўднёвы, брунет, сярэдняга росту і прыгожага целаскладу. Гаворыць ён скарагаворкай з паўднёва-рускім акцэнтам, зусім адвольна скарачаючы словы».
А вот что пишет про автюков Владимир Липский: «Я заметил, всерьез и долго автюковцы не умеют носить обиды. Даже не злятся, когда к ним обращаются по дразнилкам. Они так вписываются в их жизнь, что люди забывают свою фамилию. Одного Ивана зовут Сметанником. Когда-то его прадед, будучи пацаном, залез к соседке в погреб и, как кот, полизал сметану из горшка. Ругаясь, соседка нарекла его Сметанником. Та юморная дразнилка и стала наказанием для воришки. Она передалась детям Ивана, а от них — внукам. В наших Автюках счастливо соседствуют Амбал и Борман, Буржуй и Беженец, Буян и Колдун, Лежань и Министр, Певчиха и Тузиха, Шпион и Черномор…
Впрочем, нам на фестивальных улицах Калинковичей так и не удалось найти ни одного автюковца. Для того, чтобы узнать, что же это за народ такой, отправляемся к ним на родину.
Говорят, когда-то Великие и Малые Автюки были больше самих Калинковичей. Сегодня у них на двоих меньше тысячи жителей. Находятся деревни в разных сельских советах. Более успешными негласно считаются Малые Автюки: в них проживает больше людей, имеется относительно крепкое хозяйство и асфальтированная дорога.
На въезде в деревню несколько первых домов выкрашены в нежно-лиловый цвет — таким образом четыре года назад к очередному фестивалю юмора сельсовет решил «привести в порядок» жилища автюковцев. В память о том дне на одном из них до сих пор висит старая выцветшая афиша. Первые, кого встречаем — пенсионерки Ольга Ивановна и Мария Павловна. На их избушке лиловая краска как раз закончилась.
— Ай, доня, никакие мы не веселые. Можа кто и был, так теперь лежит прикованный к кровати, а кто уже и помер. А молодые теперь не шутят, у них проблем много!
Через три двора несколько авцюковцев играют в карты.
— В Калинковичах сказали, что вы веселый народ, шутите как-то особенно.
— Так и есть! Как бы вас убедить? — и один из автюковцев принимается за махровые мужские истории про тяжелую жизнь на селе.
— Эй, эй, Костя, зачем материшься? Сейчас журналист напишет, как Автюки шутят, — вовремя останавливает того земляк. — Я вам скажу: Автюки — это была 16-ая республика в Союзе, вот не знаю, чего, но так всегда говорили. Еще за одного автюка три отборных эсэсовца во время Второй мировой давали. И это чистая правда.
— Ай, тебя ж про другое спрашивают. Как шутим, надо показать… Вот смотрите, это — Максимович, а по-нашему — комбижир, ни вреда ни пользы — одна изжога, — юморит третий автюковец.
— Максимович у нас самый старший и коренной. Он восемь петухов уже зъеу, а петух 10 лет живе, — подхватывает четвертый местный.
— А я — семь.
— А я — шесць, — не унимаются мужики.
— А почему вы со своими шутками не на празднике?
— Я вам так скажу — когда у нас в государстве кризис, начинаются праздники… Вот первые фестивали были для людей, они были правильные, а сейчас зачем-то в Калинковичи поехали. Ну скажите, зачем? Считаю, несправедливо это. Хотя мы здесь себе еще лучший можем устроить праздник. И устроим!