Такие разные ценители Камчатки и спящие в недрах "драконы"
Уже в школе, еще до начала курса географии, многие думали, что Камчатка — последние парты в кабинете. Так думал и я, если честно, не понимая почему. Но после начала географии оказалось, что Камчатка — такое же реальное место, как Москва или родной Минск. Просто очень далеко: даже надо было крутануть глобус в школе, чтобы Камчатка оказалась под носом. И с того момента я «заболел» мечтой попасть туда. В августе я от мечты излечился, но «заболел» Камчаткой, а это уже не лечится.
Автор сегодняшнего «Фотоотдыха»: Алексей Залуцкий
Есть в жизни дни настолько яркие, события которых сменяют друг друга чуть ли не со скоростью света. Позволю эти дни сравнить с бурной горной рекой, а месяцы тихой, размеренной жизни — с тихими озерцами и протоками на этой же речке. И не сразу, когда скорость событий уменьшается, можно спокойно обернуться и взглянуть на тот поток, который нес человека ранее. Для многих он — долгожданная поездка туда, где в мечтах и мыслях побывали бессчетное количество раз. Так было и у меня.
И только через полгода я смог пришвартовать, если выразиться аллегорически, свою лодочку обыденной жизни к берегу. Оглянуться назад или даже выйти на берег, пройти немного выше по течению и со стороны, не спеша, осмотреть тот поток событий, который меня пронес августом прошлого года. А место это — Камчатка.
Люди и природа Камчатки
В любой стране посещение маленького магазина в маленьком городке дает осмысление того, как живет простое население региона. И для меня вывод стал таким: Камчатка — самое далекое место России. И от России там только флаг, военные базы, язык, бюрократия и, конечно, дороги.
В магазинах в большем ассортименте представлены зарубежные продукты питания: китайское, японское пиво, корейские газированные напитки, аргентинские яблоки и даже чилийская клюква. Не без гордости отмечу, что наше пиво местами стояло в фирменных холодильниках, а шоколадки с изображением девочки в платочке и баночки сгущенного молока нашли себе место в первых рядах кондитерских изделий. Региону, куда можно попасть лишь на самолете или корабле, всегда живется туго.
И именно из-за этой «логистической» удаленности в людях осталась та советская доброта, чувство, что все друзья. Никто не оставит человека без помощи, совета и поддержки. К сожалению, таким же советским (читай: разваливающимся, серым, никому не нужным) в плане внешнего вида регион и остался. Но это не самое важное в Камчатке.
Самое главное в этом крае — те места, где нет людей. И таких мест там много. Если позволите, Камчатка — не заповедник природы, а заповедник людей.
Здесь на единицу площади приходится столько прекрасного и необычного, что иногда закрадывается чувство нереальности происходящего. И оно глодало мое сознание почти все время нахождения там.
Но, к счастью, это был не сон. Но хватит пустых слов. Я так хотел поделиться своими чувствами, что не рассказал о том, что мое посещение Камчатки было связано с активным туризмом в составе сборной группы, в основном по району Ключевского национального парка. И самое прекрасное, что будет тут написано, связано именно с этим местом.
Если взглянуть на карту, то от столицы региона Петропавловска-Камчатского до вышеуказанного парка, как говорится, два локтя по карте (около 400 км, якобы 4,5 часа хорошей дороги).
Но на самом деле по причине частичного отсутствия дорог для нас это затянулось на 13 часов — и последние 100 километров мы ехали 8 часов. За это время взяли бродом десятка два ручьев и мелких речушек, по несколько раз во время езды по лесной ухабистой дороге сосчитали все свои кости, некоторые попутчики не смогли совладать со своим желудком. Но все, что мы пережили по дороге, забылось мгновенно, как только мы увидели, куда попали.
А попали мы в вулканическую пустыню с видом на огромный вулкан Толбачик и на недавно застывший поток лавы из его же жерла.
В течение первых дней мы увидели одинокие конусы неразвитых вулканчиков, мертвый лес из лиственниц, который остался после давнего извержения вулкана, невообразимую мощь Земли, запечатленную в камне и земле, а также место, где спят драконы и непокоренные вершины.
Потом нас ждал сложный пеший поход вокруг Толбачика, в котором мы познакомились с парочкой-другой медведей, поразились простой красоте северной природы, с одного места увидели 10 вулканов и поняли, что дешевый «понт» дорого стоит.
В заключительные дни нас ждал переезд на юг Камчатки, к сожалению, единственное восхождение на вулкан, посещение миниатюрной долины гейзеров, которая осталось в том же первозданном виде, в отличие от своего «большого брата».
Сейчас остается только открывать альбом с фотографиями и вспоминать прошедшие события.
Природа Камчатки сложна в описании, она многогранна, с сотнями полутонов, оттенков. Ее красоты ощущаешь всем телом: глазами — красоту пейзажей, ногами — замысловатость форм застывшей лавы, руками — холод воды горных ручьев и хрупкость цветка холодного северного лета, ртом — все прелести камчатской кухни.
Красота нематериальна, она везде и каждой частице тех мест. О ней не напишешь.
Место, где спит «дракон»
Как известно, извержение вулкана сопровождается излиянием из его жерла потока лавы. В зависимости от состава лава имеет разную плотность и, соответственно, максимальную скорость течения. Лава Толбачика имела среднюю вязкость, потому она смогла растечься по окружавшей вулкан территории, но недалеко, и толщина потока сохранила тепло давнего события (которое случилось в 2012-2013 годы).
Когда днем идешь по потоку застывшей лавы, в уже прохладном августовском воздухе натыкаешься на участки горячего влажного воздуха, витающего над небольшими трещинами. Ночью часть этих трещин становятся «окошками» в дом, где спит «дракон».
Кроме горячего воздуха, кружащего вокруг, добавляется магическое красное свечение самой земли. В этот момент понимаешь, какая мощь заключена в недрах Земли, насколько мы не в состоянии с ней совладать, и кто все же хозяин. А еще чувство счастья, что все та же сила дает нам увидеть все эти красоты — они открываются каждый день, хотя мы обращаем на них лишь редкое внимание.
А ведь достаточно одного крупного извержения или пары извержений — и от нашей гордой цивилизации останутся лишь кости мертвого леса из серых зданий и сухожилий опустевших дорог.
Сказ о том, сколько стоят дешевые «понты»
Есть на белом свете люди, которым комфорт и стразы важнее логического взгляда на мир. Под стразами понимаем не только драгоценности, но и те вещи, без которых в простой жизни можно легко обойтись, не потеряв в комфорте.
А дело было под вулканом Ключевским на плоском участке местности без леса. Возвращаясь с вечерней прогулки по вулканическим конусам, нашей группе послышалась музыка то ли гитары, то ли (вот же покажется, скажете вы) пианино.
Спустившись с перевала на тот самый плоский участок местности нам открылась захватывающего вида картина: группа человек в десять сидит на раскладных креслицах, попивают горячительные напитки, наслаждаются последними каплями вечернего солнца и слушают настоящее пианино.
За ним сидит, как оказалось, специально приглашенный в эту поездку пианист из филармонии с фонариком на лбу, играет мелодии романтической направленности. В перерыве между композициями к нему подходит человек с мисочкой горячей воды, в которой музыкант греет руки, пока зрители обновляют напитки, обсуждая прошедший день. В финале к музыканту присоединилась такая же приглашенная, уже слегка охмелевшая солистка той же филармонии — и исполнила «Аве Мария». А на бис еще и романс «Здесь хорошо». Всех поблагодарили, закатили пианино под тент, залили в генератор топливо и уже под электрическое свечение ламп продолжили вечер в большой уютной палатке.
Пока проходило музицирование, оказалось, что это компания VIP-туристов, которые, заплатив десяток тысяч иноземной валюты, летают на вертолете по Камчатке и прекрасно так проводят время. И как раз на следующий день они ждут вертолет, который их унесет в другие прекрасные места. Активно жестикулируя, они рассказывали о тех местах, где им получалось слушать музыкальные композиции, время от времени с пренебрежением осматривая наши палатки и небольшой тент над «кухней», где стояли одинокие газовые горелки, открыто намекая, кому тут лучше.
Мы пошли по своим палаткам с четким чувством, что тут увидели уже все, а «кучеряво» жить не запретишь. Но ночь приносит изменения, меняется день — поменялась и погода. Она стала нелетной: дул порывистый холодный ветер, который гнал облака вдоль самой земли, наши хорошо закрепленные палатки гнуло как березку в ураган.
А наши «богемные» соседи после весело проведенного вечера недостаточно внимательно осмотрели крепления палаток (ведь утром ждали вертолет!) — и тенты, укрывающие их, трепало на ветру, как флаг. А жители этих палаток с недоумевающим видом смотрели и слушали, как эти тенты хлопают. С сочувствием к происходящему у соседей, мы полезли обратно в палатки собираться в следующий пеший переход.
Уходя, мы еще раз взглянули на соседей: от их вчерашнего бравого вида ничего не осталось. С десяток людей сжались под небольшим крепким навесом, дожигая остатки газа, согревая себе чай и в надежде глядя в небеса. А их пианино, край которого не влез под тент (там уже стояли люди), безжалостно поливается моросящим без конца дождем.
После этого даже наша сырая и холодная одежда показалась нам раем земным, так как знали мы, что через полдня спустимся на своих ногах вниз, в долину - и станет тепло, сухо. Мы разведем костер и будем шутить, попивая травяной чай.
Так и случилось: мы спустились, отогрелись, а они остались там на целых три дня, пока погода не изменилась. К тому времени, когда мокрые, замершие, голодные, злые, опоздавшие на самолеты люди улетали на вертолете из того места, мы снова на своих двоих шли вперед. И лишь звук далекого вертолета напомнил нам о той компании, которая узнала цену дешевым «понтам».
В заключение напишу, что благодарю всех, кто составлял мне компанию, кто руководил нами, великую российскую машину КАМАЗ, которая нас провезла по удивительным местам.
И, конечно же, благодарю саму жизнь, которая дарит нам такие «бурные горные потоки» эмоций, чувств и переживаний. Которые отрывают нас от «тины ежедневных тихих потоков» времени и приводит в те места — не обязательно дикую Камчатку (может даже на тихий курорт на Индийском океане, где хотелось покормить с руки слоненка), — где мы хотели оказаться.
И спасибо тебе, читатель, что в силу своей занятости разделил со мной частичку эмоций. И, может быть, решил для себя, что свои мечты надо исполнять, а не жить ими.
***
Друзья, в течение года многие из вас путешествуют за пределами нашей страны. Если у вас есть интересные фотографии с отдыха и желание рассказать о любимом месте посетителям TUT.BY, с нетерпением ждем на адрес media@tutby.com с пометкой «Фотоотдых»:
1. Историю вашего путешествия (Документ Word) — где и с кем вам посчастливилось побывать. Как долго? Почему выбор пал именно на эту страну? Что вам запомнилось, не понравилось, удивило? Какие там люди, стиль жизни, цены, традиции? Архитектура и природа? И любые другие мелочи — важен именно ваш субъективный взгляд.
2. Фото ОДНИМ заархивированным файлом. Размер — 1200 пикселей по большей стороне. Количество снимков: от 20 до 35 (не более!). Желательно — только снимки горизонтальной ориентации. Будет удобно их пронумеровать.
3. Комментарии к фото. Можно отдельным файлом в Word. Опять-таки для вашего удобства по принципу номер фото — ваш комментарий.
4. Редакция сохраняет за собой право вносить в текст редакторские правки или не публиковать материалы, которые не соответствуют принципам и правилам оформления в рубрике.