Знаменит во Франции и неизвестен на родине. В Минске открылась бесплатная выставка Губарева
Проект-выставка под открытым небом «Художник и город», ранее познакомившая минчан с творчеством Марка Шагала, Казимира Малевича, Николая Селещука и белорусских графиков, в пятый раз открылась на площади Якуба Коласа. Юбилейным автором проекта стал художник Валентин Губарев, любимец французских галеристов и критиков, прозвавших его «белорусским Брейгелем». TUT.BY побывал на открытии.
За полчаса до начала вернисажа по площади Якуба Коласа эхом разносился хит Алена Делона и Далиды 70-х «Paroles, Paroles, Paroles», — в исполнение джазового трио Константина Горячего и Екатерины Худинец, а под деревьями расположились художницы, который переносили на мольберты башни ЦУМа и бывшего Полиграфкомбината.
Валентин Губарев с букетами цветов бегал от репродукции к репродукции, чтобы сфотографироваться с многочисленными друзьями и знакомыми, пришедшими на открытие юбилейной выставки «Художник и город».
По словам организаторов, в прошлые годы посмотреть на работы Шагала, Малевича, Селещука и 16 современных белорусских графиков приходило более двух миллионов человек. В третий раз подряд поддержку проекта осуществляет Банк ВТБ.
Зампред банка Юрий Алымов признается, что с творчеством Губарева знаком давно и называет его любимым художником.
— Валентин Алексеевич очень хорошо известен за рубежом, во Франции, работает с множеством художественных галерей, но в нашей стране его знают не так хорошо. Надеюсь, что теперь с его творчеством познакомятся сотни и тысячи минчан и гостей города.
Председатель Союза художников Беларуси Рыгор Ситница также выразил надежду, что благодаря очередному проекту люди станут более красивыми.
— Тысячи людей, которые из-за своей лени или по другим причинам не ходят в музеи и не понимают, что сами себя обкрадывают. Думаю, благодаря выставке они добудут то, о чем и не надеялись. Станут более красивыми. Ведь искусство делает людей лучше.
— Губарев — художник хорошего настроения. Человек, который с юмором и улыбкой фиксирует бытовые вещи, которые нам знакомы и иногда даже не замечаются, а он оставляет их в вечности, чтобы наши потомки посмотрели, как мы хорошо и весело жили там, где иногда и грустно бывало, — добавил Ситница.
Значимость мероприятия, которое продлится на площади Якуба Коласа четыре месяца отметил и сам художник, выставлявшийся во многих галереях Франции, на международной выставке «Экспо» в Шанхае и на аукционе «Кристис».
— Могу сравнить с озеленением города, дающим кислород. Проект можно назвать культурный кислород. И Комаровка, и ЦУМ, и сберкасса, и ремонт обуви привлекут сюда много людей, которые познакомятся с моим творчеством и узнают, что искусство Беларуси разное.
После торжественного перерезания ленточки и запуска в небо бело-синих воздушных шаров, Валентин Губарев провел экскурсию по 30 своим репродукциям для замминистра культуры Ирины Дриги, начальника управления культуры мингорисполкома Виталины Рудиковой, зампреда Банка ВТБ Юрия Алымова и других почетных гостей.
— Для меня это знаковая работа, — говорит Губарев, показывая на картину «Обозреватель», — Я был очень удивлен, когда она попала на обложку каталога «Кристис», в котором также были работы художников 18 и 19 века. И вдруг выбрали мою.
— А где она находится сейчас? — задал вопрос Алымов.
— Картина находится во Франции, в галерее. Там я познакомился с одним коллекционером, мне сказали, что у него аж 18 моих картин. Я спросил: «Зачем столько Губарева?» Мне ответили: «Не беспокойтесь, его коллекция насчитывает огромное количество произведений».
Зампред ВТБ высказал предположение, чтобы было бы неплохо, чтобы знаковая работа «белорусского Брейгеля» находилась в Беларуси и была выставлена в Национальном центре современных искусств. Все одобрительно закивали.
— У меня есть работа: мужчина пришел к женщине с шампанским, конфетами, — продолжает экскурсию Губарев, — Как думаете, что в такой ситуации в первую очередь он снимает?
Кто-то предположил, что штаны.
— Нет, не штаны, а ботинки. Вы форсируете события, — шутит Валентин Алексеевич, — Снимает ботинки и танцует в носках. Мне всегда казалось, мужчина в носках теряет всю важность, пафос и готов на все, — улыбается художник.
Многие французы ищут в картинах Губарева, изображающих бытовую периферийную жизнь, скрытый смысл и зашифрованные послания.
— На одной из картин у меня был персонаж, с расческой в кармане. Одна образованная пара у меня спросила: «Какой смысл вы вкладывали?» — «Ну как какой?», — отвечаю, — «Расческа, чтобы причесываться». Вы помните, как наши родители носили расчески в кармане пиджака? — Спрашивает Губарев у собравшихся. — Все одобрительно улыбаются.
— А почему у ваших персонажей носы большие? — раздался самый частый вопрос, который Губарев уже прозвал народным.
— Серьезно? Мне кажется, обычные, — будто на автомате ответил художник.
После вип-экскурсии от автора, к Валентину Алексеевичу подошла женщина и попросила сфотографироваться. «Спасибо за радость, спасибо за вас!» — с восхищением произнесла поклонница художника, обняла и едва не заплакала.