Прогулка по улице древнего города. Репортаж из музея истории Городницы

Источник материала:  
29.02.2016 09:23 — Новости Культуры

В этом выпуске проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает в путешествие по старой улице Роскошь (современная Э. Ожешко) в Гродно, во время которого познакомит с историей Городницы — исторического района города, памятника градостроительства второй половины XVIII ст.


В застройке улицы Ожешко, где преобладают двух- и трехэтажные дома, привлекает внимание небольшой одноэтажный, с фронтоном барочной формы дом, который почти до окон врос в землю. Это Дом мастера, Босняцкий домик, Музей истории Городницы — единственное уцелевшее строение из двадцати так называемых «босняцких домов» («босняки» — воинский караул Гродненской королевской экономии), возведенных во второй половине XVIII века по проекту архитектора И.Мёзера. Жилой одноэтажный дом, прямоугольный в плане, построен из деревянных брусьев и кирпича. Главный фасад - из кирпича с симметрично размещенными небольшими окнами. Боковые и тыльные стены составлены из деревянных брусьев. На первом этаже строения — жилая комната, кухня и сени с лестницей, которая ведет на мансарду. Дом — памятник архитектуры барокко, пример первой в Беларуси типовой жилой застройки. Дом был реставрирован в 1990 г. по проекту В. Барсукова-В.Калнина. В 1994 году тут открылась экспозиция Музея истории Городницы. После ремонта в 2011−2012 гг. экспозиция Музея истории Городницы была заново перестроена.


Экспозиция первого зала музея знакомит с историей Городницы — исторического района города, памятника градостроительства второй половины XVIII ст. и рассказывает о политическом деятеле, реформаторе, инициаторе экономических и культурных реформ в Беларуси графе Антонии Тизенгаузе.


Портрет А. Тизенгауза

В экспозиции размещен портрет великого реформатора А. Тизенгауза, родовод и герб «Буйвол» рода Тизенгаузов.

Стремясь поднять экономику Речи Посполитой, Тизенгауз начинает в Гродно широкую реформаторскую деятельность. В его планы входит создание мануфактурной промышленности (для этого был даже разработан «большой мануфактурный план»), реформы сельского хозяйства, развитие культуры. А. Тизенгауз мечтает создать, идя в ногу с новой экономической политикой, хозяйственный механизм передового типа, не уступающий системам европейских стран. Для задуманных преобразований у надворного подскарбия есть власть, достаточное количество сторонников и неограниченное доверие со стороны короля.

Центром своих преобразований подскарбий выбирает Городницу — село, граничащее с городом и известное с XVI века. Вскоре в Гродно разворачивается огромная стройка, охватившая треть существовавшего города. Возникает новая улица в полторы версты длиной и пятнадцать метров шириной. Она получает название Роскоша (теперь это улица Э. Ожешко). На ней появляются 20 жилых домов, предназначавшихся для мастеров высокой квалификации, приглашенных из Лиона, Парижа, Флоренции, Данцига, Гамбурга и других европейских городов. Одновременно строятся ресторан, кафе, гостиница, кузница, школы, административные здания, магазины. Но самое главное - А. Тизенгауз открывает мануфактуры: шелковую, суконную, полотняную, каретно-экипажную, чулочную, кружевную, шляпную, карточную мастерскую, фабрику булавок и иголок, кожевенный и оружейный завод и другие. Буквально на глазах Гродно из провинциального города превращается в промышленный центр.


Макет Городницы XVIII века

В экспозиции представлен макет первого в истории архитектуры Беларуси крупномасштабного градостроительного комплекса Городница, построенного в 1765—1780 гг. по инициативе гродненского старосты Антония Тизенгауза. Проектом планировки и застройкой городницкого ансамбля занимались дрезденский архитектор Мёзер и итальянец Сакко. Всего на Городнице было возведено 85 строений различного назначения, сгруппированных кругом площадей, улиц и переулков. При застройке впервые в истории архитектуры Беларуси были использованы новые методы проектирования и строительства, выдержаны высокие для того времени темпы работ. Застройка Городницы включала в себя три отдельные регулярно спланированные зоны: административно-культурную, учебную и производственно-жилую, размещенные в западной, центральной и восточной частях территории.

В музее можно увидеть изделия королевских мануфактур А.Тизенгауза. В экспозиции представлены образцы шелковых тканей, шелковая женская шаль, фрагмент кунтушевого пояса производства гродненской мануфактуры второй пол. XVIII в., а также изделия чулочной мануфактуры, которая производила модные тогда чулки из шелка, хлопка и шерсти. Внимание привлекают галуны, кружева, игральные карты второй пол. XVIII в.

Сохранилось 6 бокалов (ромеров) — изделий гродненской стеклянной мануфактуры второй пол. XVIII в. Бокалы изготовлены из зеленого стекла насыщенного цвета и имеют форму «немецких ромеров». Они украшены спиральными нитями и налепами.


Ромеры.

Особое внимание А. Тизенгауз уделял развитию образования и культуры. Годы его правления ознаменовались появлением на Городнице театра. Оперно-балетная труппа исполняла произведения итальянских, французских, немецких авторов, значительную часть труппы составляли итальянские артисты. Представленный в экспозиции макет сцены театра демонстрирует фрагмент балета Д. Курца «Пир». В роли Пирра — М. Рыминский, Климены — Д. Ситанская, артисты балетной труппы А.Тизенгауза.


Значительная часть экспозиции рассказывает о деятельности в Гродно Жана Эммануэля Жилибера — французского профессора анатомии, хирургии и естественной истории, под руководством которого в Гродно была открыта медицинская школа (академия) и создан ботанический сад. В экспозиции представлен сборник статей Ж.Э.Жилибера «Исследователи природы Литвы …» («Indagatores naturae in Lithvania …»), изданный в Вильне в 1781 г. В работе ученый проводит новые глубокие исследования по анатомии зубра, лося, бобра и других мало известных в Европе животных и описывает местные лекарственные растения.


Экспозиция второго помещения музея демонстрирует восстановленный интерьер кухни XVIII в. и знакомит с бытом ремесленника XVIII в. Представлены керамические изделия местного производства и другая кухонная посуда этого периода.


Следующее помещение — сени, где раньше находился парадный вход в дом. Пол уложен из камней. У окна стоит деревянный сундук для одежды, рядом — инструменты ремесленников второй половины XVIII в. Лестница из сеней ведет на мансарду.


В третьей комнате разместился выставочный зал, в котором проходят выставки этнографических коллекций из собрания музея и персональные выставки народных мастеров Гродненщины. Тут можно познакомиться и с традиционными, и с современными ремеслами: ткачеством, гончарством, плетением, ковкой, лоскутным шитьем, бисероплетением, росписью по стеклу и многими другими.



Гродненский государственный историко-археологический музей

Музей истории Городницы
Адрес: ул. Ожешко, 37, Гродно
Связаться можно по тел.: +375 152 72-16-69 или e-mail grodno_museum@tut.by
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00).

Цена билета в 2016 году:
школьники — 8000;
учащиеся и студенты — 11 000;
другие посетители — 15 000.

Обзорная экскурсия по музею (группа до 25 человек):
школьники, учащиеся, студенты — 30 000;
другие — 40 000.

В каждый последний вторник месяца музей открыт для бесплатного посещения.

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»

←Кто победил на премии "Оскар": в США раздали золотые статуэтки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика