Кумбха-мела - самый большой фестиваль в мире

Источник материала:  
24.11.2015 17:50 — Новости Культуры

Юрий Бирюков, автор проекта TUT.BY «Мир в фокусе», объездил Европу, Азию, страны Южной Америки и Африки. При этом ни разу не пользовался услугами турфирм. Когда приобрел необходимый опыт, стал проводником по Индии, Непалу, Тибету, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Маршруты Юрий разрабатывает самостоятельно.

Одной из самых ярких наших поездок за последние годы, без преувеличения, было в путешествие в Индию в январе-феврале 2013 года. Ведь тогда мы попали на настоящее безумие, которое называется «Кумбха-мела».


Справка TUT

Кумбха-мела — это самый большой фестиваль в мире, а попросту говоря — самое большое скопление народа в одном месте, которое только бывает на земле. Кумбха-мела («Праздник кувшинов») проходит поочередно в 4 городах Индии, самым главным из которых является Аллахабад (Праяг), место слияния трех рек: Ганги, Ямуны и мистической невидимой реки Сарасвати. Большая Кумбха-мела случается каждые 12 лет, между ними через 6 лет происходит малая Кумбха-мела. (см. Википедию). В 2013 году фестиваль выдался особенный — большая Кумбха-мела была в главном кумбхамельном городе — Аллахабаде. Длилась она больше месяца — с середины января до конца февраля, и сколько народу посетило священное место, никто точно не знает. По некоторым утверждениям, цифра приближается к 100 миллионам человек!

Часть I: Странный мир

Когда подъезжаешь к месту проведения Кумбха-мелы (а это огромное поле на берегу реки), то еще с моста через Гангу поражают огромные размеры лагеря.


Временный город Кумбха-мела

Фактически, еще за несколько месяцев до фестиваля, здесь начали возводить огромный палаточный город со всеми коммуникациями на двух берегах реки, соединенных сетью временных понтонных мостов.



Пейзажи Кумбха-мелы

Куда ни посмотришь, вдаль до горизонта тянутся сплошные палатки и шатры разных духовных общин Индии, паломников и всех социальных служб. Еще более впечатляет этот город ночью: уходящая до горизонта вереница огней и какафония звуков.


Кумбха-мела ночью

Индийская ментальность подсказывает каждой общине и каждому шатру включить ночью музыку или священные песнопения в громкоговоритель, да так, чтобы получилось громче чем у других. Из-за этого хаоса звуков порой было непросто заснуть в лагере. Второе, что накрывает вас сразу, это дым от бесчисленного количества костров и очагов. Огромный многомиллионный город готовит пищу на дровах, и вся территория к вечеру погружается в густую дымку. Уже на второй день пребывания в лагере у нас начали слезиться глаза от вездесущего разъедающего дыма, который проникает даже в закрытую комнатушку или палатку. Шум, дым, пыль, простая еда и спартанские условия проживания, ночной холод (в это время года в северной Индии достаточно прохладно), и особенно огромные толпы народа, давка делают посещение Кумбха-мелы испытанием не для слабонервных.



Скопление народа в Сангаме — месте слияния священных рек Ганги, Ямуны и Сарасвати

Так чем же так славится Кумбха-мела? Почему миллионы человек приезжают сюда, чтобы толкаться и испытывать физические муки? Считается, что в определенные астрологические периоды на землю изливается благоприятный поток энергии, и омовение в священной Ганге в это время становится особенно целительным и улучшающим карму. Миллионы паломников, все гуру и духовные общины Индии, все йоги и отшельники собираются в это время в одном месте, чтобы совершить священное омовение. Особенно благоприятными в этом смысле были три дня, дни так называемых «королевских омовений», главное из которых совершалось 10 февраля. Именно к этой дате мы и старались приехать на фестиваль.


Рекламные щиты индийских гуру

Здесь, в этом огромном временном городе, действительно, было на что посмотреть. В каком-то смысле, Кумбха-мела — это вся Индия в миниатюре.


Статуя богини Кали

Здесь можно было увидеть все и всех: индусов со всех частей Индии, индусов всех каст, прославленных гуру и бездомных бродяг, респектабельных граждан и калек, выступления танцоров, певцов, бродячих циркачей, нагруженных верблюдов и благословляющих слонов, и, конечно же, знаменитых нагов — святых аскетов, предпочитающих жизнь голышом.


Уважаемый Нага-баба

Конечно, здесь было совсем не скучно, и можно было целый день ходить по огромному городу, встречая удивительных людей и интересные сюжеты для фотосъемки.


Реклама кока-колы на религиозном фестивале

Почти в каждой палатке огромного города беспрерывно происходило какое-то действо: здесь читалась лекция, рядом кормили всех желающих, в соседнем шатре был концерт, а подальше можно было пообщаться с каким-нибудь веселым отшельником за чашкой горячего чая-масалы, или сходить искупаться в водах не совсем чистой, но священной Ганги.


Сушка постиранного сари на берегу Ганги

Бродя по улицам Кумбха-мелы, мы не раз наталкивались на огромные толпы взбудораженных людей, встречающих, провожающих или отдающих почести какому-нибудь знаменитому индийскому гуру. Все самые известные течения индуизма были представлены на фестивале И в каждом шатре шли свои лекции, свои концерты, была своя особая атмосфера. Слоняясь от шатра к шатру, мы познакомились со многими течениями и индийскими гуру, о которых раньше никогда не слышали.


Улицы Кумбха-мелы

Но, конечно, самым ожидаемым событием для меня была встреча со знаменитыми нагами — голыми отшельниками.


Странный персонаж

В какой-то момент мы случайно забрели в то самое место, где обитали не признающие одежд мужи. Вдоль дороги в своих маленьких палатках, под навесами сидели неприкрытые садху разных возрастов, и основным их занятием было благословение набожных индусов. Последние склонялись перед нагами в молитвенной позе, дотрагивались до их ног, давали деньги.


Благословение прохожих

Голые, и обычно обмазанные серым пеплом, все наги были достаточно разными. Были степенные старцы с мудрыми глазами, были наги-клоуны, которые за небольшое пожертвование устраивали веселые цирковые номера. Они задорно дымили сигаретой, вставленной в пенис, или накручивали его на палку, и всячески демонстрировали здоровье и невероятную способность держать огромные тяжести силой непорочного органа.


Непростые акробатические номера нагов на улицах фестиваля

Были наги, которые нагло вымогали у прохожих деньги, и, бывало, били палкой несчастного, который ничего не дал святому человеку. Но были и равнодушные к деньгам.


Уважаемый гуру-аскет

Некоторые садху демонстрировали взятую на себя аскезу — кто-то стоял все дни напролет на одной ноге, другие всегда сидели с поднятой рукой, и видно было, что все по-серьезному — рука высохла, атрофировалась, и на ней выросли огромные многосантиметровые ногти.


Суровая аскеза — держать постоянно поднятой руку



Аскет, взявший обет стоять на одной ноге

Но любимым развлечением нагов (некоторые называют это практикой) было, конечно же, курение травы. Чилимы и клубы дыма были постоянным атрибутом их собраний.


Дымный экстаз праздника


Порой пустые глаза и признаки личностной деградации вызывали во мне противоречивые чувства и сомнение в святости многих отшельников. Духовного света и признаков самадхи-просветления среди большинства нагов не наблюдалось, а вид отдельных персонажей вызывал вовсе лишь чувство здорового скепсиса.


Что-то с чем-то на улице Кумбха-мелы

Улыбчивый паломник

Но в целом, Кумбха-мела — это грандиозно… здесь много-много всего и сразу. Для фотографа здесь седьмое небо и бесконечный источник вдохновения, сборище странных типажей и удивительных сюжетов.

Часть II: Королевское Омовение

Главным событием Кумбха-мелы была Мауни Амавасья — второе и главное Королевское Омовение (10 февраля), когда воды Ганги обретают особую силу ввиду определенного расположения планет.


Еще с вечера в нашем лагере объявили об организованном ночном походе всех жителей кемпа к Сангаму — месту слияния Ганги, Ямуны и мифической реки Сарасвати. Все честно поставили будильники на три утра, чтобы к восходу солнца дойти до священного места омовения.

По какой-то причине команды так и не прозвучало, и все жители лагеря еще затемно небольшими группками в разное время стали уходить на самостоятельные поиски священных вод. До Ганги напрямую было недалеко — минут 20 ходу, но мы все же хотели пойти на то самое главное место — Сангам, куда направятся большинство гуру со своими учениками, и где будет проходить шествие обнаженных нагов. Мы решили не терять времени, и уже в 4 утра вышли в путь. Идти до места слияния Ганги и Ямуны было не меньше часа, достаточно долго. В эту особенную ночь все население огромного многомиллионного палаточного города вышло на улицу, и, похоже, направилось в туда-же.

Это было впечатляющее зрелище — толпы людей, кто молчаливо, а кто с песнями и криками, шли под звездами куда-то в темноту. В целях безопасности многие понтонные мосты на другой берег Ганги, где все и проходило, были закрыты, и нам пришлось много петлять по темным улицам Кумбха-мелы, будучи зажатыми в тиски экзальтированной толпы.


Священное омовение началось рано до рассвета

Рассвет на Ганге

Добравшись, наконец, до Сангама, нам открылось огромное поле, заполненное людьми. Такого скопления народа в одном месте мы в жизни не видели раньше, и вряд ли увидим когда-нибудь еще.


Толпы людей на подходе к Сангаму, месту слияния трех рек

Издалека доносились странные крики, и, повинуясь инстинкту фотоохотника, мы бросились пробираться через толпу в желанном направлении. И не прогадали — за ограждающим деревянным забором уже стояли готовые к омовению тысячи обнаженных аскетов.


Рано утром наги готовятся к ритуальному омовению

Все они неистово кричали, прыгали или махали длинными палками, находясь в состоянии неконтролируемой эйфории. Впереди их огромной толпы на лошадях сидели такие же голые наги с барабанами и горнами в руках, а также стояла команда разодетых музыкантов в компании со странными персонажами в масках.


Колонна нагов ждет сигнала

Наги барабанщики на лошадях возглавляют колонну

Актеры в масках сопровождают аскетов к берегу Ганги

И вот, наконец, по сигналу вся эта толпа ринулась бежать в сторону Ганги. Все сметая на своем пути — журналистов с камерами и случайных прохожих, толпа осыпанных пеплом аскетов бросилась в реку. За ними бежали все остальные, буквально на ходу раздеваясь и бросая вещи под ноги.


Наги бегут к месту слияния Ганги и Ямуны для совершения ритуального омовения

Здесь творилось настоящее безумие — шум, давка, брызги, радостные крики, песни и молитвы. Забегая в воду, несколько голых старцев сунули мне в руки единственное свое имущество — пакетики со священным пеплом, надеясь после купания заполучить их обратно. Больше хозяев пакетиков я не видел, ревущая толпа несла меня в неизвестном направлении. В этой какафонии звуков и чувств легко было потерять себя, про пакетики уже никто не думал.


Аскет после омовения

Разные группы, разные касты, разные субкультуры, общества и духовные движения сменяли друг друга на берегу, сначала пытаясь прорваться к священным водам, а потом уже выбраться обратно. Больше всех запомнилась группа каких-то стрелков с луками и стрелами, которые купались во всеоружии и еще непрерывно танцевали.


Группа лучников

После этого началась, пожалуй, самая торжественная часть праздника. К реке поползла целая вереница нарядных повозок (обычно разукрашенный трактор с платформой) от каждого духовного течения. Выше всех на троне обычно восседал благословляющий гуру, а вокруг него располагались самые достойные ученики.


Вереница повозок-тракторов от разных духовных общин Индии

Таких повозок-тракторов было так много, что действие затянулось на несколько часов, гуру все время застревали в пробках многомиллионной толпы. Большинство повозок были отделаны позолотой и гирляндами, но были и совсем скромные. Иногда толпа становилась настолько неорганизованной, что приходилось вмешиваться индийским полицейским, раздававшим налево и направо удары палкой по спинам благоверных индусов. Одна трактор-колесница поразила больше всего — некоторые из учеников (охранников) гуру держали снайперские винтовки в руках, очевидно опасаясь покушения на духовное лицо.


Ученики-охранники гуру

В другой повозке в качестве гуру был маленький мальчик, и руки толпы тянулись к нему за благословением.

Тем временем наги такой же организованной толпой в окружении полицейских пошли обратно от реки к своему лагерю.


Нага-баба возвращаются с омовения

Наряженные верблюды, слоны, циркачи, танцоры и бесконечные музыканты дополняли общую картину веселья и ликования.


Выступления циркачей на улицах Кумбха-мелы

Акробатические выкрутасы нагов

Все-таки сколько здесь всего, сколько здесь забавных странных типажей, необычных людей, и смешных, и серьезных, экзальтированных и спокойных. Фотоаппарат в руках не опускался ни на минуту…


Загадочные персонажи Кумбха-мелы

Портрет аскета с сигаретой

Обмазанный пеплом нага-баба

Мы еле добрались до нашего лагеря. Радость, смешанная с усталостью переполняла нас, но и притупляла бдительность и трезвость мышления. По плану, сегодня после главного омовения мы собирались уехать в Варанаси — священный город Индии, находящийся относительно недалеко от Аллахабада. Собрав последние силы, мы пошли на остановку рикш, чтобы после найти транспорт и добраться до Святого града. И это было плохое решение. Все население Кумбха-мелы, похоже, рассуждало похожим образом, и покидало фестиваль. Оказалось, что приехать на Кумбха-мелу было гораздо проще, чем отсюда выбраться. Отшагав до ближайшей ж.д. станции километров пять с тяжелыми рюкзаками (рикши сегодня не водились), мы увидели как еще за километр до железки все поле было усеяно сидящими и лежащими людьми, а также бесчисленными тюками с нехитром скарбом паломников. Оказалось, что многие ждут поезд уже больше суток (сразу пришла мысль, что по приходу состава, мы даже не сможем подойти к нему ближе чем метров на сто). Решено было пройти еще несколько километров до автобусной станции. Но и там ситуация повторилась — все автобусы были переполнены, и в Варанаси не было ни малейших шансов выехать раньше завтрашнего утра. Последней надежной было идти в сам город Аллахабад, а это еще километров десять. Это было тяжелым испытанием и для тела, и для психики. Нагруженные рюкзаками, в толпе таких же горемык, мы шли несколько часов уже в темноте по дороге на Аллахабад.


Вид на ночной лагерь фестиваля с моста через Гангу по дороге в Аллахабад

Все дороги до города были заняты толпами народа, никакой транспорт не ходил, здесь не могли проехать ни автобусы, ни рикши. В самом городе та же картина — все улицы заполнены людьми, и уже за несколько километров до ж.д. станции негде было даже сесть. Мы были не в силах пробиться через огромную толпу к зданию вокзала. Обратившись в несколько гостиниц по дороге, мы были шокированы ценами — простой гестхауз с клопами и дырами на простынях стоил порядка 100 долларов, да и те были раскуплены. В такой безнадежной ситуации, усталые и голодные, мы сели на обочине главной улицы Аллахабада с готовностью всю ночь провести прямо здесь, поближе к индийской реальности и индийскому народу. Но, Небеса все же нам улыбнулись: случайно возле нас остановилось несколько важных джипов, из которых вышли «Большие люди» — женщина — мэр (!) и усатый генерал — начальник полиции. Поинтересовавшись чего это мы тут сидим, мэр издала указ: «вижу — они хорошие ребята, надо бы им помочь». Генерал сразу принялся за дело и повелел подчиненным повозить нас по всем гостиницам города и благоустроить несчастных иностранцев. Так мы обрели надежду, недорогую койку и вечерний покой. Сегодня с рюкзаками мы прошли не меньше 15 (!) км. в плотной толпе… это Вам не шутки.

На следующее утро мы узнали, что ночью под весом неорганизованного народа на ж/д станции обрушился пешеходный мост, и 36 человек погибло. Как хорошо, что вчера мы туда не дошли.

Полдня на тесном перроне мы ждали поезд на Варанаси, и столько же ехали в битком набитом вагоне, где перемещаться можно было только по-обезьяньи, перепрыгивая по верхним полкам.


Полдня на перроне Аллахабада

Поезд на Варанаси

Оказалось, что все паломники с Кумбха-мелы, рассуждая так же как и мы, отправились по маршруту Аллахабад — Варанаси. Поэтому «праздник» продолжался, и еще три дня мы мучились и искали гостиницы в этом шокирующем, но безумно интересном городе, лишь иногда находя свободные минутки для лицезрения кремационных костров и восходов солнца над водами священной Ганги. Но это уже совсем другая история…


Вечерний Варанаси

P. S. По итогам нашей поездки мы сделали небольшой видеоролик о Кумбха-меле — возможно, самом невероятном безумии в мире. А еще мы полгода чувствовали как болят бока после давки на Великое Королевское омовение.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

←Более 80 заявок уже поступило на национальный отбор «Евровидения-2016»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика