"Драли зайца" и бранились. В Дубровно сыграли свадьбу по традициям конца XIX века
Во второй раз Дубровенщина принимала областной смотр-конкурс свадебных обрядов «Вялікая вясельніца-2015».
Около 300 человек — эксперты-фольклористы из столицы и области, методисты и участники народных коллективов практически из каждого уголка Придвинья — участвовали в завораживающем действе, главной идеей которого стала реконструкция свадьбы конца XIX века. В основу театрализации легли собранные по крупицам христианские обычаи и традиции трех регионов — Дубровенского, Городокского и Лиозненского.
Вместо лимузина — свадебный кортеж из трех повозок с лошадьми, на котором жених Андрей проехал через весь город к дому суженой Настасьи для выкупа. По всем законам жанра развернулось «прибиранье молодой до венца», во время которого девушка получила родительское благословение.
Интересным моментом «вясельніцы» стала «схватка» двух семей — представители со стороны жениха и невесты пытались высмеять друг друга, выгоднее сторговаться. Корнями этот обряд уходит в язычество, когда бранью и руганью будущие родственники отгоняли злых духов, пояснил главный идейный вдохновитель реконструкции, директор районного Центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Владимир Бабичев.
Следующий обряд известен в различных регионах Витебщины под разными названиями: «рогатка», «коридор», «веревка». На Дубровенщине же он назывался «драть зайца». Сохранился он по сей день и представляет собой не что иное, как выкуп дороги для свадебной процессии. Главная роль здесь отводится свату со стороны жениха, который и олицетворяет «зайца», а «дерут» с него различные угощенья и деньги.
После венчания гулянья продолжались в доме жениха. Красная ковровая дорожка и каравай с хлебом-солью — неизменные атрибуты. Родители молодых за стол не садятся, а лишь следят за пиршеством. Настоящими же хозяевами свадебного деревенского застолья становятся сват и сватья. И здесь тоже не обходится без «обмена любезностями» между гостями. Настоящая «брехня» — исконно дубровенский обряд, следуя которому гости наговаривают друг на друга, чтобы злые духи не омрачили жизнь молодоженов.
Обязательный ритуал традиционной белорусской свадьбы конца XIX века — деление каравая. Особый «рогатый» каравай по старинному рецепту, передаваемому из поколения в поколение, приготовила для реконструкции крестная мать невесты Тамара Синякова из Лядов. Эту выпечку украшают яблоневыми веточками, обмакнутыми в тесто, на которых закреплены разноцветные ленточки и сладости.
Завершилась «вясельніца» снятием фаты с невесты, что означает появление в доме новой хозяйки и начало самостоятельного пути молодой семьи. По веночку девушки можно было определить, из какой она семьи: полной или неполной, зажиточной или бедной. Мастера Дубровенщины по образу найденного в одной из экспедиций настоящего венка невесты сотворили собственный, восстановили остальные элементы наряда невесты и жениха. Соответствовали «дресс-коду» и остальные участники реконструкции — без этого «вясельніца» не смотрелась бы так натурально и колоритно.
Продолжился праздник в районном Доме культуры конкурсом свадебных игр и танцев, смотром элементов обрядов. Впечатлила выставка свадебных фотографий и костюмов из всех регионов области. Окунуться в атмосферу свадьбы конца XIX — начала XX веков помогали народные фольклорные коллективы «Кудзелiца» Дубровенского района, лиозненская «Медуница» и «Глейна» из Городка. Порадовали многочисленных зрителей оригинальными выступлениями театр игры «Проявления» Дубровенского Центра народного творчества, фольклорные народные коллективы «Криница» и «Круговерть» из Россонского и Лепельского районов.
На сцене РДК кандидат филологических наук, этнограф, фольклорист Иван Крук и магистр педагогики Оксана Котович из Минска презентовали свою книгу «Белорусская свадьба», составленную на основе фольклорного материала, собранного в том числе и на территории Дубровенского района при активном участии народных коллективов региона.
Реконструкция «Вялiкай вясельніцы» — результат кропотливый работы многих людей, в том числе методистов и руководителей объединений и структур области. Связь поколений, чувство сопричастности к жизни предков, сохранение многовековых традиций для потомков — вот цель таких мероприятий, которыми по праву может гордиться Придвинский край.