Фестиваль уличных музыкантов: 5 наиболее интересных групп от незрячего диджея Павла Рудени
29 августа прошел первый фестиваль уличных музыкантов «Место под солнцем». На трех площадках в Верхнем городе выступило 33 группы. Журналист TUT.BY вместе с незрячим ведущим «Аплюс-радио» Павлом Руденей прогулялись по горячим фестивальным точкам, окунулись в звуки, попробовали угадать инструменты и выбрали пять наиболее интересных групп.
Павел не видит с рождения, но тонко чувствует музыку и уже около 15 лет работает на радио. Поэтому именно с ним мы решили сходить на фестиваль уличных музыкантов. 8 лет назад он и сам играл в переходах на трубе и не понаслышке знает подноготную уличной музыки. Чтобы начать карьеру ведущего в 1999 году, он ходил по вагонам и играл на трубе пронзительно грустные мелодии, собирая деньги на собственное «Местное радио». По его словам, ему всегда кидали много денег, и один раз мужчина кинул 280 тысяч. Радиоведущему нравится джаз, рок, поп и фолк. Не нравится метал, которого на фестивале и не было.
У каждой площадки Павел вслушивался в гул голосов и безошибочно определял, какая группа собирает больше зрителей. Он постоянно перечислял то, что ему понравилось, и оказывалось, что это почти все, что он слышал, проходя от одной площадки к другой.
Иногда он отмечал, что некоторые музыканты не дотягивают ноты, особенно это заметно на каверах. Павел с удивлением отметил, что в каждой группе есть своя изюминка, и она достойна того, чтобы задержаться у нее и послушать.
«Пусть бы такой фестиваль устраивался каждый год. Тогда музыканты готовились бы заранее, и со временем мероприятие собирало бы больше людей», — восторгается Павел.
Тем не менее, Павел выделил пять групп, которые ему понравились больше всего.
1. Танго Чеширского Кота (ТЧК) он отметил за барабаны. «Барабаны напоминают африканские. Интересно звучат, и голос как шаманские песнопения,» — комментирует выбор Павел.
2. JO!NA. Ребята на момент репортажа уже отыграли на основной площадке, но воспользовались предложением организаторов остаться играть в свободных уголках Верхнего города и примостились на улице Кирилла и Мефодия. Их собственные песни слушали пока еще немногочисленные поклонницы.
«Молодые ребята, такой популярный стиль рок-поп. Чаще всего молодые группы разваливаются, — размышляет Павел. — Чтобы этого не произошло, надо собрать постоянный коллектив, сочинять хорошие песни и найти продюсера. А вот этим ребятам (JO!NA — прим. TUT.BY) стоит играть и развиваться».
3. Бит-флейтист Егор Тюкин играл рядом с акустической сценой на углу Музыкального переулка и собирал аншлаги, а после выступления к нему подходили слушатели и знакомились.
«Шикарно и необычно. Я такими людьми восхищаюсь. Такую музыку я бы слушал», — восторгается Павел, отмечая, что играть в подобной технике крайне сложно. «Будущее за классикой в современной обработке. Она замечательно звучит и очень востребована».
4. Электронщики INTELLIGENCY. «Нечто необычное: поет солист, звуки накладываются один на другой. Такая музыка сейчас востребована: она легкая и танцевальная». Сначала Павлу послышалась скрипка, но на самом деле это оказался звук гитары: «Мне нравится наложение звуков. Не могу понять, в каком стиле они играют, но мне нравится», — разгадывал и раскладывал звук на составляющие Павел. На мелодию группы органично наложились колокола, которые зазвонили в 18.00. Павел посоветовал им включить и этот звук.
Электронщики собрали наибольшее число слушателей, под мелодичные ритмы люди пританцовывали, играли с собаками и делали селфи до самого завершения фестиваля.
5. 52nd street jazz band выступал предпоследними на площадке перед кафе «Бессонница», и на тот момент почти все слушатели были у этой площадки. Рок-сцена в 16.00 была немноголюдна по сравнению с джаз-площадкой.
Павел отмечает, что на джаз сейчас есть запрос у людей. У джазового коллектива он отметил хороший звук и предположил, что группа сыгранная и раскрученная.
Без особой симпатии Павел отметил проект «Хангмелеон». Сам инструмент Ханг Павлу не понравился, несмотря на его «загадочный звук»: «Звучит все-таки однообразно, на любителя. Хорошо было бы поиграть со стилем инструмента, использовать его в других сочетаниях», — размышлял он. Впрочем, его слова подтверждает также немногочисленная публика у акустической площадки. Зато те, кто собрались, были истинными поклонниками: почти беззвучно слушали медитативный, немного подводно-пузыристный ритм.
При этом Павел отметил, что Ханг со временем найдет свою публику. Пытаясь угадать, как выглядит инструмент, Павел оказался в затруднение. А когда он узнал, что тот похож на тарелку НЛО, воскликнул, что так и хотел сказать.
Проходя по улочкам, Павел обратил внимание также на дуэт цимбалисток, и высказал идею, что сейчас популярен условно народно-современный стиль, и привел в пример группу «Дрозды» (ее солист играет на баяне).
Группа Re1ikt, хоть и не вошла в его топ-5, но понравилась. Но не включена в список исключительно потому, что и так раскручена, а стоило отметить малоизвестные коллективы.
«У Re1ikt очень сильный, густой звук, голос солиста манящий. И сейчас очень популярен такой рок-фолк. Такие группы, кстати, очень эффективно продвигают белорусский язык, причем именно „старажытную“ мову», — считает он. Группа собрала вторую по числу слушателей площадку в Каретном дворике.
Спрятавшись от кратковременного дождя, который начался в середине фестиваля, мы поговорили в целом о музыке и предназначении уличных музыкантов.
— Я воспринимаю музыку так же, как любой другой человек. Я считаю, что улица помогает музыкантам заявить о себе и подобрать команду. В коллектив может попасть нужный человек, просто услышав их на улице.
Мне кажется, уличные музыканты должны быть на улицах Минска и чтобы милиция их не гоняла.
А что делать с теми, кому медведь на ухо наступил? Я даже не знаю, может, они не будут популярны и поймут, что это бессмысленно. Может, люди будут высказываться и стихийно голосовать рублем… Но я не считаю, что играть на улице некрасиво. Ты показываешь свой талант. Уличный музыкант играет для души.
В целом, по мнению Павла, прекрасный фестиваль, и место выбрано удачно: Немига, центр. «Для первого раза это очень достойно», — отмечает радиоведущий. По его оценке, звук с разных площадок не перекрывал друг друга, никто никому не мешал.
Автор идеи и организатор Антон Симанков, студент БНТУ и будущий инженер, «подбивая кассу», как он пошутил, а на деле просто собирая пожертвованные деньги (все деньги, собранные в «шляпы», будут переданы в оздоровительное учреждение «Спортивно-реабилитационный комплекс «Эгалите» — TUT.BY), подчеркнул, что главное — желание: «Все должно исходить от человека. Но мной еще движет юношеский максимализм. Мне 20 лет. Я захотел сделать такой фестиваль и сделал. Подался со своей инициативой куда только мог».
При этом он отметил, что без помощи «чудесной Елены Семеновны из администрации Московского района» ничего бы не вышло. «Именно она взяла на себя всю бумажную работу, — рассказывает об организационных сложностях Антон. — На мне было лишь общение с артистами и организация. Мингорисполком лично мне отказал, мою инициативу поддержал Московский район. Хотя все дороги ведут в Мингорисполком, и Елена Семеновна, представляя администрацию Московского района, согласовала мероприятие в исполкоме. Но организовать такой фестиваль самому очень сложно», — признается Антон.
Предварительно музыканты прошли отбор, главным критерием которого было наличие видео выступления. «Были те, кому я отказал, опираясь на собственный вкус. На то я и организатор. Например, я никогда не слышал про Re1ikt, регалии впереди них не шли. Они подали заявку так же как все, я просто пообщался с ними, посмотрел видео, и они прошли», — рассказывает Антон.
Фестиваль продлился до 18.00, потому что с 18.00 до 20.00 в кафедральном соборе идет служба, и по договоренности Мингорисполкомом уличные музыканты в 18.00 умолкли.