"Необходимо сохранить культурное наследие". Репортаж из частного музея Владимира Цвирко
Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» расширяет горизонты. В этот раз мы проведем виртуальную экскурсию по коллекции Владимира Цвирко. Он превратил свою дачу в собрание различных предметов белорусской старины и вот уже пять лет сохраняет, реставрирует и восстанавливает их и тем самым дает им новую жизнь.
— У меня все так сложилось, что я могу заниматься восстановлением и сохранением старины, — говорит Владимир Цвирко, организатор собрания. — У меня две специальности: я художник-дизайнер и чертежник-конструктор. Причем по последней — красный диплом. Сегодня мне обе мои специальности очень помогают в работе. В придачу ранее я работал в фирме, которая занимается изготовлением наружной рекламы, восстанавливал старые вещи своим знакомым. Даже не зная, как это делается, мне очень хотелось узнать специфику реставрации. Скупил и проштудировал море тематической литературы.
Сам же музей начался практически как сюжет сказки «Кот в сапогах».
— Знаете, в сказке старшему сыну достался дом, среднему — мельница, а младшему — кот. Вот так и я в память о маме забрал старый утюг, прялочку и хлебную лопату. Я привез эти предметы сюда. Сначала они хранились в пустом помещении, обшитом вагонкой. Я понял, что эти предметы должны быть именно в таком интерьере. Не только они, но и еще много других, — рассказывает Владимир.
Чуть позже, когда Владимир стал путешествовать по Беларуси, он понял, что не может пройти мимо брошенного колеса или прялки, или даже одной детальки от этой прялки.
— Я понял, что это мое, нельзя отступаться. Это даже не цель, а внутренний позыв. Мне приятно, когда люди видят предметы старины из их прошлого, я могу этим заниматься, восстанавливать это. И еще я увидел, как люди положительно реагируют на мою работу, как эти предметы вызывают у них воспоминания. Они вспоминают чердаки бабушек, сарайчики дедушек, подвалы и закутки.
Заниматься полноценно восстановлением и реставрацией вещей Владимир начал в 2010 году. До этого у него были определенные наработки. С определением направления собрания тоже не все было гладко. Владимир обращался к своим друзьям-архитекторам, и они ему сказали, что его усадьба — это усадьба в стиле кантри с элементами этнографии. По собственному признанию, после этих слов ему сразу стало спокойнее и понятнее, в каком направлении работать.
В коллекции Владимира Цвирко нет залов и экспозиции в привычном понимании этого слова. Каждая комната его дачи превращена в музейный зал, в том числе мастерская и подворье.
Например, в мастерской у Владимира хранятся многочисленные инструменты. Многим из них больше полувека. Отличительная их особенность в том, что все они очень хорошо сохранились. Почему так произошло?
— Инструменты такого возраста сохранились благодаря рачительности и запасливости белорусов, они в хорошем плане «куркули». «Эта вещь мне больше не нужна, но пусть будет, вдруг пригодится». Я спрашиваю у людей, откуда у них эта вещь. А мне отвечают: «О, так это еще мой дед оставил! Ну а выбросить мне жалко, не поднимается рука». Если я прошу продать или подарить, то я объясняю, что это будет в музее. Часто люди просто выбрасывают в печку такие необычные вещи, делать этого ни в коем случае не стоит. Лучше отдайте их в краеведческий музей.
Владимир с опаской относится к слову «музей». Свою коллекцию он называет собранием предметов, которое он пытается приспособить к жизни. Всем им он пытается найти применение. Карта Древней Греции у него не лежит свернутая, рубанком можно построгать, циркулем поработать. Даже свою мельницу, которая является самой маленькой ветряной мельницей в Беларуси, Владимир восстанавливал с помощью старых инструментов. Правда, не полностью: пришлось использовать некоторые электроинструменты.
У Владимира хранится коллекция керамики из разных мест Беларуси. Ведь раньше в каждом более-менее крупном поместье были свои кирпичные или кафельные заводы. В недрах Беларуси находится много качественной глины. Но, к сожалению, раньше кирпичи были намного лучше изготовлены. Керамика, кирпич, черепица, глазурованная поверхность — все отличалось высоким качеством.
У Владимира есть коллекция чернильниц и старый шкафчик, который он самостоятельно восстанавливал. А печатную машинку, которая находится сейчас в его усадьбе, используют даже при съемках рекламы. Есть вещи, которые даже не требуют реставрации. Они сами по себе передают дух истории.
Коллекционер собирает и старые советские елочные игрушки, которые создают новогоднюю атмосферу в его доме. Помимо елочных игрушек, у Владимира можно найти уникальную коллекцию вышивок. Каждая вышивка — это необыкновенный человеческий труд. У Владимира хранится вышивка, которая была сделана до Октябрьской революции. Для этой вышивки пряжу специально красили в нужные цвета.
Он хранит старые киноафиши 60−70 годов. В закромах у Владимира также находится неплохих размеров коллекция пленочных диафильмов.
— К ним очень душевно относятся дети. Когда я ставлю аппарат и начинаю смотреть фильмы, то у взрослых пробуждается ностальгия, а вот для детей — это просто фантастика в первую очередь. Они представители другого мира, они таких вещей и близко не видели.
У Владимира есть уникальная, самая большая коллекция пленки в стране. Произошло это, потому что в свое время все киностудии были обязаны сдать пленку. Добывать дефицитный материал коллекционеру помогали многие государственные и учебные заведения.
В усадьбе Владимира есть и мистический уголочек. Он образовался благодаря зеркалу колдуньи Ули. Это добрая колдунья, которая помогала людям, лечила животных, домашний скот. А друзья подарили мистическую литературу для антуража. Так и получилось, что магическое зеркало создало таинственный уголок на мансарде.
Владимир очень много времени отдает развитию туризма в Беларуси. Сейчас он работает над сборником для путешественников «150 золотых маршрутов моей Беларуси». Вышел первый сборник, состоящий из четырех маршрутов. Так что большая часть работы еще впереди.
— К сожалению, белорусы редко знают обо всех невероятно красивых достопримечательностях своей страны. Тот же костел в Гервятах, когда показываешь людям — никто не верит, что это в Беларуси. Часто думают, что Польша или Прибалтика, и никто не думает, что это буквально в 130 километрах от Минска, — отмечает он. — Вдобавок многие памятники старины просто разрушаются. Кто за это сегодня ответит? По моему мнению, пришло время срочно продумать и издавать законодательные документы, регулирующие деятельность местных властей по консервации, реставрации и сохранению уникального наследия нашей страны.
Для посещения частного собрания Владимира Цвирко обращайтесь к самому коллекционеру по номеру +37 529 648−27−17
Адрес: Минская область, деревня Ходаково
Справка о проекте:
Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.