Без бронелифчика в космосе: первые белорусские комиксы
06.07.2015 11:00
—
Новости Культуры
В последние годы в Беларуси появились несколько белорусских книжек с комиксами – где просто изданные в стране, где – про белорусов и на белорусском языке. TUT.BY порылся в шкафах и отыскал белорусские комиксы начала девяностых, которые сметали с прилавков киосков не только в нашей стране, но и за рубежом.
В 2011 году в офисе партии БНФ состоялась презентация комикса "Андрэй Трасянок і загадка плошчы Каліноўскага" про то, как спившийся милиционер Андрей Трасянок, бомжующий в Минске в поисках халявной еды, попадает в палаточный городок на Октябрьской площади в 2006-м. Комикс объемом в 140 страниц издали тиражом всего в 300 экземпляров, а один из создателей Олег Новиков утверждал, что до сих пор в Беларуси не было попыток создать полноформатный комикс с единым сюжетом и единой фабулой.
В 2013-м Союз белорусских писателей издал комикс "Пра Кастуся" – по мотивам пьесы Владимира Короткевича "Кастусь Калиновский: смерть и бессмертие". В отличие от исторической правды, в комиксе повстанцы побеждают. Распространять книгу тиражом в 1000 экземпляров решили не через киоски, а через библиотеки. Куратор издания Анатолий Иващенко уверял: "Это новый для Беларуси формат, до нас лишь Адам Глобус создал белорусский комикс".
В 2014-м вышел очередной "первый белорусский" комикс: полоцкая студия FuryLion Studios выпустила рисованную книгу "DreadCore: Anamnesis" про аномалию Циклон, город Бетельгейзе, три воюющих расы, спасительное вещество "меланий" и огромное число перестрелок. Авторы уверены, что они создали проект, по качеству не уступающий американским "Бэтмену", "Супермену" и прочим классическим работам. Но тираж первых выпусков составил лишь несколько десятков экземпляров.
А мы отыскали на самом деле первые белорусские комиксы – которым исполнилось по четверти века.
В Советском Союзе комиксы получили распространение в газетах и журналах: в "Крокодиле" и "Вожыке", "Мурзилке" и "Вясёлке", "Веселых картинках" и "Барвiнке" печатались рисованные истории в виде отдельных законченных рассказов. Комиксы на разворот в "Мурзилке" зачастую имели продолжение: все выпуски за год образовывали длинную картиночную повесть. Поговаривают, что самый первый советский фантастический комикс появился в 1932 году под названием "Путешествие звездоплана "ЮНТ" на Луну".
А вот отдельные книжки комиксов более-менее массово появились в конце восьмидесятых. Многие помнят три книжки комиксов про незадачливого матроса Кошкина, выпущенные в Ленинграде в 1986 году. Также читателям полюбилось русскоязычное переиздание польского комикса "Похищение принцессы" про приключения Ионека, Йонки и Клякса (Москва, 1989; польский оригинал был выпущен еще в 1974-м).
В 1989 году советское издательство "Физкультура и спорт", американская студия Walt Disney Company и датская фирма "Эгмонт-Гутенбергхус" отпечатали пилотный выпуск комикса "Микки Маус". Внутри были комиксы не только про самого Микки Мауса, но и про других диснеевских героев.
Тираж издания составил аж 500 тысяч экземпляров, а цена выпуска – немалые полтора рубля (подписка на журнал "Пионер" стоила 3 рубля на целый год). Комикс отпечатали на Минской фабрике цветной печати, а распространялся он по всему Союзу; несмотря на солидную цену, его сметали с прилавков. Сейчас этот комикс, несмотря на огромный тираж, - чуть ли не коллекционная редкость. На одной из белорусских интернет-барахолок за него хотят сумму, эквивалентную 26 долларам США. Известно, что эта первая книжка комиксов в 1991 году переиздавалась в Алма-Ате. А с 1990 года комиксы серии "Микки Маус" издавались специально созданным совместным издательством "Эгмонт-ФиС" в Москве и выпускались аж до 2010 года – всего вышло более 500 номеров.
В 1991 году начинается белорусский бум комиксов. Тематика – как правило, освоение космоса или появление различных упырей и нетопырей на Земле. Выходят как полноцветные издания, так и черно-белые, которые впридачу можно было самому раскрашивать. Среди первых вышла книжка "Грозовые облака", выпущенная неким малым предприятием "Ика" из Молодечно в издательстве "Юнацтва" тиражом в 30 тысяч экземпляров. Но этот комикс нельзя считать "раскраской": черного цвета намного больше, чем белого, – этакий комикс-нуар получился.
В созвездии Золотой Рыбы находится планета Ла-Шри, на которой потомки переселенцев с Земли – Собратья – враждуют с племенем под названием Легион Тукана. "Из главной рубки имперского андроида Командор наблюдал за приближением к Ла-Шри. Начало похода было удачным". Под андроидом в книге имеется в виду небольшой космолет.
А вот философский комикс "Дзуррай!" по рассказу Сергея Булыги "Скороход" – вполне себе удобен для раскрашивания. Комикс выпустили Анимационный белорусский центр и Межиздательский фотоцентр Государственного комитета Белорусской ССР по печати в августе 1991-го тиражом в 100 тысяч экземпляров. Обещалось, что в 92-м на экраны выйдет и одноименный мультфильм, но он так и не появился. "Где-то в далеком космосе росла планета-дерево. Там обитали: грызуны – очень дикое, вредное племя; цивилизованный, воинственный и благородный народ – ползуны; и коварные, таинственные летуны".
В том же году выходит комикс "Планета Гэя" от издательства "Эридан", которое также выпускало фантастику и детективы. Тираж – 200 тысяч, авторы – Владимир Цветков и Александр Коршакевич. Этот творческий дуэт создал немало комиксов – как самостоятельных, так и в виде "сериала с продолжением" в детской газете "Зорька". "Планета Гэя" – это сборник комиксов, объединенных вокруг одного героя – Артура Гора. Он носится туда-сюда по космосу и вступает в бой с различными пришельцами, шестиглазыми монстрами и прочими склизкими существами со щупальцами. Часть рассказов из этого сборника также была опубликована на белорусском языке в журнале "Бярозка".
В книгах комиксов начинает появляться реклама. В "Планете Гэя", например, есть такой текстовый модуль: "Творческая Ассоциация Карикатуристов "ТАК" предоставит Вам для печати оригинальные сборники карикатур и сериалы комиксов, ранее непубликованные и исполненные на высоком профессиональном уровне. Помните: издателей много, а Ассоциация "ТАК" – одна!". А в комиксе "Посланцы" реклама оригинально вписана в визуальный ряд: герои книги рекламируют холодильники.
В 1992-м выходит, пожалуй, первый белорусскоязычный сборник комиксов: "Дзе жылі Бурсонікі"; в книге, помимо одноименного рассказа в картинках, был еще один – "Планета Мілітар". Авторы – все те же Цветков и Коршакевич плюс Константин Гордеев. И снова хорошо прорисованные персонажи осваивают хорошо прорисованные космические дали - и все это тиражом в 200 тысяч штук.
Тогда же некое издательство "Талер Комикс" выпускает тиражом в 200 тысяч экземпляров книгу "Посланцы" по мотивам книги Роберта Говарда "Крылья в ночи". Авторы комикса – Виктор Чайчук и А.Рабцевич. Здесь уже про нашу планету, но всяких чудищ на ней еще хватает. Именно в этом комиксе и появилась реклама с холодильниками. По некоторым данным, издательство выпустило две книги комиксов.
В том же 1992 году научно-производственная коммерческая фирма "Баленок и К°" тиражом в 100 тысяч экземпляров выпускает сборник комиксов "Черный лабиринт", где, помимо одноименного рассказа в картинках (по мотивам американского фильма ужасов "C.H.U.D."), также помещены комиксы "Полицейский робот" (по мотивам рассказа Гарри Гаррисона), "Бетси" и "Абсолютное оружие" (по мотивам произведения Роберта Шекли). Тут вам и солдаты, и мутанты в подземельях, и космические упыри.
Подростки девяностых любили комиксы еще и потому, что в них иной раз изображали голых девушек, причем иногда они в полуголом виде сражались с чудовищами. Столь популярный в современных комиксах вид женской амуниции – так называемый бронелифчик – тогда еще не вошел в моду, и барышни покоряют космические закоулки и побеждают тентаклевых мутантов как есть, топлес.
В середине - конце девяностых комиксы уже не являются чем-то сверхредким, ими завалены прилавки киосков, но в основном это переводы зарубежных комиксов (появились даже комиксы про Дональда Дака и Микки Мауса на белорусском) да некоторые российские книги и журналы. Также начинает набирать популярность такая разновидность комиксов, как рисованная Библия, а еще (но с меньшим успехом) – произведения мировой классики в картинках (Чехов, Честертон и т.п.). Комиксы с продолжением печатаются в газетах и журналах. Так, серию мини-комиксов в журнале "Бярозка" самолично рисовал Лявон Вольский.
Теперешние попытки создать очередной "первый" белорусский комикс выглядят очень бледно на фоне полудюжины изданий начала девяностых: сегодня в процветающей Беларуси их тираж едва переваливает за 100-300 штук, а тогда, несмотря на голодные годы, комиксы печатались объемом в 100-200 тысяч экземпляров.
В 2011 году в офисе партии БНФ состоялась презентация комикса "Андрэй Трасянок і загадка плошчы Каліноўскага" про то, как спившийся милиционер Андрей Трасянок, бомжующий в Минске в поисках халявной еды, попадает в палаточный городок на Октябрьской площади в 2006-м. Комикс объемом в 140 страниц издали тиражом всего в 300 экземпляров, а один из создателей Олег Новиков утверждал, что до сих пор в Беларуси не было попыток создать полноформатный комикс с единым сюжетом и единой фабулой.
В 2013-м Союз белорусских писателей издал комикс "Пра Кастуся" – по мотивам пьесы Владимира Короткевича "Кастусь Калиновский: смерть и бессмертие". В отличие от исторической правды, в комиксе повстанцы побеждают. Распространять книгу тиражом в 1000 экземпляров решили не через киоски, а через библиотеки. Куратор издания Анатолий Иващенко уверял: "Это новый для Беларуси формат, до нас лишь Адам Глобус создал белорусский комикс".
В 2014-м вышел очередной "первый белорусский" комикс: полоцкая студия FuryLion Studios выпустила рисованную книгу "DreadCore: Anamnesis" про аномалию Циклон, город Бетельгейзе, три воюющих расы, спасительное вещество "меланий" и огромное число перестрелок. Авторы уверены, что они создали проект, по качеству не уступающий американским "Бэтмену", "Супермену" и прочим классическим работам. Но тираж первых выпусков составил лишь несколько десятков экземпляров.
А мы отыскали на самом деле первые белорусские комиксы – которым исполнилось по четверти века.
В Советском Союзе комиксы получили распространение в газетах и журналах: в "Крокодиле" и "Вожыке", "Мурзилке" и "Вясёлке", "Веселых картинках" и "Барвiнке" печатались рисованные истории в виде отдельных законченных рассказов. Комиксы на разворот в "Мурзилке" зачастую имели продолжение: все выпуски за год образовывали длинную картиночную повесть. Поговаривают, что самый первый советский фантастический комикс появился в 1932 году под названием "Путешествие звездоплана "ЮНТ" на Луну".
А вот отдельные книжки комиксов более-менее массово появились в конце восьмидесятых. Многие помнят три книжки комиксов про незадачливого матроса Кошкина, выпущенные в Ленинграде в 1986 году. Также читателям полюбилось русскоязычное переиздание польского комикса "Похищение принцессы" про приключения Ионека, Йонки и Клякса (Москва, 1989; польский оригинал был выпущен еще в 1974-м).
В 1989 году советское издательство "Физкультура и спорт", американская студия Walt Disney Company и датская фирма "Эгмонт-Гутенбергхус" отпечатали пилотный выпуск комикса "Микки Маус". Внутри были комиксы не только про самого Микки Мауса, но и про других диснеевских героев.
Тираж издания составил аж 500 тысяч экземпляров, а цена выпуска – немалые полтора рубля (подписка на журнал "Пионер" стоила 3 рубля на целый год). Комикс отпечатали на Минской фабрике цветной печати, а распространялся он по всему Союзу; несмотря на солидную цену, его сметали с прилавков. Сейчас этот комикс, несмотря на огромный тираж, - чуть ли не коллекционная редкость. На одной из белорусских интернет-барахолок за него хотят сумму, эквивалентную 26 долларам США. Известно, что эта первая книжка комиксов в 1991 году переиздавалась в Алма-Ате. А с 1990 года комиксы серии "Микки Маус" издавались специально созданным совместным издательством "Эгмонт-ФиС" в Москве и выпускались аж до 2010 года – всего вышло более 500 номеров.
В 1991 году начинается белорусский бум комиксов. Тематика – как правило, освоение космоса или появление различных упырей и нетопырей на Земле. Выходят как полноцветные издания, так и черно-белые, которые впридачу можно было самому раскрашивать. Среди первых вышла книжка "Грозовые облака", выпущенная неким малым предприятием "Ика" из Молодечно в издательстве "Юнацтва" тиражом в 30 тысяч экземпляров. Но этот комикс нельзя считать "раскраской": черного цвета намного больше, чем белого, – этакий комикс-нуар получился.
В созвездии Золотой Рыбы находится планета Ла-Шри, на которой потомки переселенцев с Земли – Собратья – враждуют с племенем под названием Легион Тукана. "Из главной рубки имперского андроида Командор наблюдал за приближением к Ла-Шри. Начало похода было удачным". Под андроидом в книге имеется в виду небольшой космолет.
|
|
А вот философский комикс "Дзуррай!" по рассказу Сергея Булыги "Скороход" – вполне себе удобен для раскрашивания. Комикс выпустили Анимационный белорусский центр и Межиздательский фотоцентр Государственного комитета Белорусской ССР по печати в августе 1991-го тиражом в 100 тысяч экземпляров. Обещалось, что в 92-м на экраны выйдет и одноименный мультфильм, но он так и не появился. "Где-то в далеком космосе росла планета-дерево. Там обитали: грызуны – очень дикое, вредное племя; цивилизованный, воинственный и благородный народ – ползуны; и коварные, таинственные летуны".
|
|
В том же году выходит комикс "Планета Гэя" от издательства "Эридан", которое также выпускало фантастику и детективы. Тираж – 200 тысяч, авторы – Владимир Цветков и Александр Коршакевич. Этот творческий дуэт создал немало комиксов – как самостоятельных, так и в виде "сериала с продолжением" в детской газете "Зорька". "Планета Гэя" – это сборник комиксов, объединенных вокруг одного героя – Артура Гора. Он носится туда-сюда по космосу и вступает в бой с различными пришельцами, шестиглазыми монстрами и прочими склизкими существами со щупальцами. Часть рассказов из этого сборника также была опубликована на белорусском языке в журнале "Бярозка".
|
|
|
В книгах комиксов начинает появляться реклама. В "Планете Гэя", например, есть такой текстовый модуль: "Творческая Ассоциация Карикатуристов "ТАК" предоставит Вам для печати оригинальные сборники карикатур и сериалы комиксов, ранее непубликованные и исполненные на высоком профессиональном уровне. Помните: издателей много, а Ассоциация "ТАК" – одна!". А в комиксе "Посланцы" реклама оригинально вписана в визуальный ряд: герои книги рекламируют холодильники.
В 1992-м выходит, пожалуй, первый белорусскоязычный сборник комиксов: "Дзе жылі Бурсонікі"; в книге, помимо одноименного рассказа в картинках, был еще один – "Планета Мілітар". Авторы – все те же Цветков и Коршакевич плюс Константин Гордеев. И снова хорошо прорисованные персонажи осваивают хорошо прорисованные космические дали - и все это тиражом в 200 тысяч штук.
|
|
Тогда же некое издательство "Талер Комикс" выпускает тиражом в 200 тысяч экземпляров книгу "Посланцы" по мотивам книги Роберта Говарда "Крылья в ночи". Авторы комикса – Виктор Чайчук и А.Рабцевич. Здесь уже про нашу планету, но всяких чудищ на ней еще хватает. Именно в этом комиксе и появилась реклама с холодильниками. По некоторым данным, издательство выпустило две книги комиксов.
|
|
В том же 1992 году научно-производственная коммерческая фирма "Баленок и К°" тиражом в 100 тысяч экземпляров выпускает сборник комиксов "Черный лабиринт", где, помимо одноименного рассказа в картинках (по мотивам американского фильма ужасов "C.H.U.D."), также помещены комиксы "Полицейский робот" (по мотивам рассказа Гарри Гаррисона), "Бетси" и "Абсолютное оружие" (по мотивам произведения Роберта Шекли). Тут вам и солдаты, и мутанты в подземельях, и космические упыри.
|
|
Подростки девяностых любили комиксы еще и потому, что в них иной раз изображали голых девушек, причем иногда они в полуголом виде сражались с чудовищами. Столь популярный в современных комиксах вид женской амуниции – так называемый бронелифчик – тогда еще не вошел в моду, и барышни покоряют космические закоулки и побеждают тентаклевых мутантов как есть, топлес.
В середине - конце девяностых комиксы уже не являются чем-то сверхредким, ими завалены прилавки киосков, но в основном это переводы зарубежных комиксов (появились даже комиксы про Дональда Дака и Микки Мауса на белорусском) да некоторые российские книги и журналы. Также начинает набирать популярность такая разновидность комиксов, как рисованная Библия, а еще (но с меньшим успехом) – произведения мировой классики в картинках (Чехов, Честертон и т.п.). Комиксы с продолжением печатаются в газетах и журналах. Так, серию мини-комиксов в журнале "Бярозка" самолично рисовал Лявон Вольский.
Теперешние попытки создать очередной "первый" белорусский комикс выглядят очень бледно на фоне полудюжины изданий начала девяностых: сегодня в процветающей Беларуси их тираж едва переваливает за 100-300 штук, а тогда, несмотря на голодные годы, комиксы печатались объемом в 100-200 тысяч экземпляров.