Упаковки для сигарет, паспорта и флаг: что помогает "Дому печати" выжить в кризис
24.06.2015 18:43
—
Новости Культуры
Белорусский Дом печати" – самое крупное в стране полиграфическое предприятие. Оказывается, кроме печати книг и газет, здесь выпускают упаковки для спичек и сигарет, а еще – печатают паспорта и тот самый флаг, который развевается на площади Государственного флага. TUT.BY узнал, как предприятие сохраняет прибыльность в условиях падения спроса на основную продукцию, куда в ближайшие годы может переехать "Дом печати" и сколько стоит напечатать флаг.
Журнальное производство падает постепенно (как тираж, так и толщина номера), а книжное резко упало в прошлом году. По сравнению с прошлым годом сохранилось всего 15% объема книжной продукции. Основную долю заказов делали российские книжные издательства.
Средний тираж сейчас составляет порядка 4 тысяч экземпляров.
– Когда-то мы не брали ниже 50 тысяч, потому что это считалось нерентабельным: требовалось много времени на переналадку. Сейчас за счастье считаем любой тираж, даже 500 экземпляров, – сравнивает прошлое и настоящее директор и добавляет, что большими тиражами сейчас выходит учебная литература.
Газетное производство занимает 35% от всей продукции. В 2008 году, отмечает Роман Олейник, был пик газетных тиражей – печаталось 75-80 млн экземпляров в месяц. Это составляло 65-70% общих объемов продукции. Сейчас предприятие выпускает 35 млн газет в месяц.
Предприятие компенсирует падение тиража за счет печати рекламной продукции для торговых сетей. Тираж таких буклетов достигает 500 тыс. экземпляров еженедельно.
10-15% заказов "Дому печати" составляет спецпроизводство.
– Я всегда говорю, что каждый гражданин нашей страны имеет у себя нашу продукцию – паспорт", – с улыбкой говорит директор. Кроме того, лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты (марки) также выпускает "Дом печати". Причем последние печатаются не только для Беларуси, но и для Азербайджана и Казахстана.
Еще одно направление, с помощью которого "Дом печати" пытается возместить потери от газетного и книжного производства, это упаковка. Новую линию освоили два года назад.
– Это была неизведанная для нас ниша, но сейчас занимаем достаточно устойчивую позицию. В прошлом году объем составил 7% производства. В этом году планируем выйти на 15%", – рассказывает директор.
"Дом печати" выпускает картонную упаковку для Брестского электролампового завода, упаковку для спичек для "Пинскдрева" и "Борисовдрева", сигаретную упаковку для Гродненской табачной фабрики, пленочную упаковку для "Слодыча" и фабрики "Красный пищевик".
– Ни один год мы не сбавляли темпы, показываем рост. Мы всегда самоокупаемся и не берем из бюджета ни копейки. В прошлом году чистая прибыль у нас была порядка 18 млрд рублей. Рентабельность продаж – 12,8%. Это хорошая рентабельность для полиграфических предприятий, находящихся в конкуренции, – заверяет директор.
– Мы провели достаточно большую исследовательскую работу. В центре города нет таких ветров. Поэтому подбирались специально легкие ткани, чтобы даже небольшое дуновение позволяло развеваться нашему флагу", – говорит директор.
Печать флага такого размера обходится в 10 млн рублей. Учитывая периодичность заказов, директор предположил, что флаг меняют раз в месяц.
– Если мы брали легкую ткань, значит, она быстрее изнашивается из-за погодных условий. Но так как это регулярный заказ, и притом порой весьма срочный, мы всегда держим два флага в запасе", – делится директор.
Одно время "Дом печати" издавал много философской литературы для российского рынка. Сейчас же наблюдается тенденция уменьшения интереса к художественной литературе в пользу познавательной.
– Начали издавать много вспомогательной литературы для школы, типа шпаргалок. Я бы сказал, что для школьников это вредная литература, потому что головой не надо думать. Вот этого мы много печатаем. Много печатаем правил белорусского языка, орфографические словари. Довольно много православной литературы. Достаточно приличными тиражами идут энциклопедические издания.
По словам директора, предприятие возьмется и за скромный тираж, но только при условии, что автор сразу заплатит за печать и заберет его со склада. Хотя бывают и промахи.
– У нас на складе лежат два выпуска книг. Мы посчитали, что идет фильм, и книга вовремя выйдет, а люди посмотрели фильм и забыли. Книга не пошла. Один из крупных фотографов попросил напечатать буклет лучших работ. Мы сделали, и они до сих пор лежат на складе не выкупленные.
– У нас был разработан проект реконструкции корпуса и было три потенциальных инвестора. Были инвесторы, которые хотели забрать эту площадку под молодежный торгово-развлекательный центр. Идеальное для этого место: рядом вузы, масса общежитий, метро, кинотеатр. Но потом они отказались от этой затеи. Условия были такие: половину площадей забиралась в частную собственность. Но если мы отдадим этот корпус теперь, тогда вся площадка будет менее интересной для потенциального инвестора", – рассказывает Роман Олейник.
11 корпусов предприятия занимают 55 тыс кв. метров. Под современный производственный корпус по новому проекту надо всего лишь 22 тыс. кв метров.
– Около ста человек будут не нужны. К примеру, не будет нужно столько уборщиков. В корпусах порядка 300 систем вентиляции. Естественно, с переездом сократится количество обслуживающего персонала. Сантехники, электрики… Сами затраты на содержание корпусов сократятся – меньше затрат на освещение, тепло", – размышляет директор. Кроме того, если просто перевезти уже имеющееся оборудование на новую площадку и сохранить нынешние отпускные цены, рентабельность повысится на 10%, рассчитывает он.
Пройдет еще 3-5 лет, и днем проспект и Сурганова встанут, считает Роман Олейник.
– Учитывая, что газетная и журнальная продукция требует оперативной доставки потребителю, мы не сможем ее своевременно доставлять".
Одна немецкая компания уже готова построить новый корпус. Сейчас рассматриваются две площадки: в Колодищах и в районе Корженевского, где предполагается занять неиспользованные корпуса завода "Интеграл". По словам директора, инвесторы высчитывают, что выгоднее: построить новое здание или реконструировать уже имеющееся.
– Сейчас наши специалисты работают с австрийскими и немецкими, и согласуют, какую технику ставить. Недостающее оборудование дополнят, а старое обновят. В течение двух-трех месяцев будет решение по Корженевского. Но при переносе предприятие останется государственным, – заверяет директор.
– После падения российского рубля интерес к книжной продукции у населения упал. Уровень жизни снизился, а наша продукция не является приоритетной для населения и покупается по остаточному принципу, – говорит директор предприятия Роман Олейник.В штате "Белорусского Дома печати" работает 700 человек. Предприятие, которое в 2017 году отпразднует столетие, в СССР занимало четвертое место по объему производства, а сейчас является крупнейшим в Беларуси по выпуску полиграфической продукции.
Изначально оно специализировалось на производстве периодики – журналов и газет. В 70-х годах в истории типографического предприятия начался другой период: активно печатались "макулатурные" тиражи, как называет их директор. Чтобы получить право купить художественную книгу, надо было сдать 20 кг макулатуры. Книги издавались огромными тиражами. К примеру, Дюма печатали тиражом по 1-1,5 млн экземпляров. Такой заказ обеспечивал предприятие на целый квартал.
Журнальное производство падает постепенно (как тираж, так и толщина номера), а книжное резко упало в прошлом году. По сравнению с прошлым годом сохранилось всего 15% объема книжной продукции. Основную долю заказов делали российские книжные издательства.
Средний тираж сейчас составляет порядка 4 тысяч экземпляров.
– Когда-то мы не брали ниже 50 тысяч, потому что это считалось нерентабельным: требовалось много времени на переналадку. Сейчас за счастье считаем любой тираж, даже 500 экземпляров, – сравнивает прошлое и настоящее директор и добавляет, что большими тиражами сейчас выходит учебная литература.
Газетное производство занимает 35% от всей продукции. В 2008 году, отмечает Роман Олейник, был пик газетных тиражей – печаталось 75-80 млн экземпляров в месяц. Это составляло 65-70% общих объемов продукции. Сейчас предприятие выпускает 35 млн газет в месяц.
Предприятие компенсирует падение тиража за счет печати рекламной продукции для торговых сетей. Тираж таких буклетов достигает 500 тыс. экземпляров еженедельно.
10-15% заказов "Дому печати" составляет спецпроизводство.
– Я всегда говорю, что каждый гражданин нашей страны имеет у себя нашу продукцию – паспорт", – с улыбкой говорит директор. Кроме того, лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты (марки) также выпускает "Дом печати". Причем последние печатаются не только для Беларуси, но и для Азербайджана и Казахстана.
Еще одно направление, с помощью которого "Дом печати" пытается возместить потери от газетного и книжного производства, это упаковка. Новую линию освоили два года назад.
– Это была неизведанная для нас ниша, но сейчас занимаем достаточно устойчивую позицию. В прошлом году объем составил 7% производства. В этом году планируем выйти на 15%", – рассказывает директор.
"Дом печати" выпускает картонную упаковку для Брестского электролампового завода, упаковку для спичек для "Пинскдрева" и "Борисовдрева", сигаретную упаковку для Гродненской табачной фабрики, пленочную упаковку для "Слодыча" и фабрики "Красный пищевик".
– Ни один год мы не сбавляли темпы, показываем рост. Мы всегда самоокупаемся и не берем из бюджета ни копейки. В прошлом году чистая прибыль у нас была порядка 18 млрд рублей. Рентабельность продаж – 12,8%. Это хорошая рентабельность для полиграфических предприятий, находящихся в конкуренции, – заверяет директор.
Два флага 7 на 14 метров всегда в запасе
Еще одно прибыльное направление – печать на тканях, прежде всего, государственной символики. По словам Романа Олейника, тут особенно важно надлежащее качество продукции. "Дом печати" создает в том числе "самый главный флаг нашей страны" – размером 7 на 14 метров, тот, который развевается на площади Государственного флага.– Мы провели достаточно большую исследовательскую работу. В центре города нет таких ветров. Поэтому подбирались специально легкие ткани, чтобы даже небольшое дуновение позволяло развеваться нашему флагу", – говорит директор.
Печать флага такого размера обходится в 10 млн рублей. Учитывая периодичность заказов, директор предположил, что флаг меняют раз в месяц.
– Если мы брали легкую ткань, значит, она быстрее изнашивается из-за погодных условий. Но так как это регулярный заказ, и притом порой весьма срочный, мы всегда держим два флага в запасе", – делится директор.
От женских романов до философской литературы
О запросах населения "Дом печати" может судить по тому, как менялись приоритеты в заказе и объем загрузки в книжном производстве. По воспоминаниям директора, десять лет назад было повальное увлечение покет-буками – книгами карманного формата. Больше всего печаталось детективов и женских романов. Книги стоили дешевле, но и разваливались быстро. Сейчас заказы такого рода прекратились, заверяет директор.Одно время "Дом печати" издавал много философской литературы для российского рынка. Сейчас же наблюдается тенденция уменьшения интереса к художественной литературе в пользу познавательной.
– Начали издавать много вспомогательной литературы для школы, типа шпаргалок. Я бы сказал, что для школьников это вредная литература, потому что головой не надо думать. Вот этого мы много печатаем. Много печатаем правил белорусского языка, орфографические словари. Довольно много православной литературы. Достаточно приличными тиражами идут энциклопедические издания.
По словам директора, предприятие возьмется и за скромный тираж, но только при условии, что автор сразу заплатит за печать и заберет его со склада. Хотя бывают и промахи.
– У нас на складе лежат два выпуска книг. Мы посчитали, что идет фильм, и книга вовремя выйдет, а люди посмотрели фильм и забыли. Книга не пошла. Один из крупных фотографов попросил напечатать буклет лучших работ. Мы сделали, и они до сих пор лежат на складе не выкупленные.
"Интеграл" или Колодищи: куда переедет "Дом печати"
В 2015 году Мингорисполком выделил ряд объектов с неэффективно используемым имуществом. Это было сделано для стимулирования владельцев недвижимости продавать или сдавать в аренду помещения, которые простаивают. В качестве стимула решили облагать это неэффективно используемое имущество повышенным налогом. В списке оказался и "Дом печати", точнее один из его административных корпусов на углу Сурганова и проспекта Независимости.
Директор рассказал, что в этом корпусе деревянные перекрытия, и МЧС запретил эксплуатировать здание.– У нас был разработан проект реконструкции корпуса и было три потенциальных инвестора. Были инвесторы, которые хотели забрать эту площадку под молодежный торгово-развлекательный центр. Идеальное для этого место: рядом вузы, масса общежитий, метро, кинотеатр. Но потом они отказались от этой затеи. Условия были такие: половину площадей забиралась в частную собственность. Но если мы отдадим этот корпус теперь, тогда вся площадка будет менее интересной для потенциального инвестора", – рассказывает Роман Олейник.
Еще осенью 2012 года на Минском инвестиционном дне предложили вынести за пределы Минска производственную базу "Белорусского Дома печати". Расходы, связанные с выносом этого объекта, оценили в 72,7 млн евро. При этом инвестору предоставлялась возможность трансформации оставшегося комплекса "под объекты общественно-делового назначения, науки и культуры, предприятия торговли и общественного питания, медицины, спорта, туризма, обслуживания, гостиницы и другие объекты, отвечающие высокой социально-экономической ценности территории".
11 корпусов предприятия занимают 55 тыс кв. метров. Под современный производственный корпус по новому проекту надо всего лишь 22 тыс. кв метров.
– Около ста человек будут не нужны. К примеру, не будет нужно столько уборщиков. В корпусах порядка 300 систем вентиляции. Естественно, с переездом сократится количество обслуживающего персонала. Сантехники, электрики… Сами затраты на содержание корпусов сократятся – меньше затрат на освещение, тепло", – размышляет директор. Кроме того, если просто перевезти уже имеющееся оборудование на новую площадку и сохранить нынешние отпускные цены, рентабельность повысится на 10%, рассчитывает он.
Пройдет еще 3-5 лет, и днем проспект и Сурганова встанут, считает Роман Олейник.
– Учитывая, что газетная и журнальная продукция требует оперативной доставки потребителю, мы не сможем ее своевременно доставлять".
Одна немецкая компания уже готова построить новый корпус. Сейчас рассматриваются две площадки: в Колодищах и в районе Корженевского, где предполагается занять неиспользованные корпуса завода "Интеграл". По словам директора, инвесторы высчитывают, что выгоднее: построить новое здание или реконструировать уже имеющееся.
– Сейчас наши специалисты работают с австрийскими и немецкими, и согласуют, какую технику ставить. Недостающее оборудование дополнят, а старое обновят. В течение двух-трех месяцев будет решение по Корженевского. Но при переносе предприятие останется государственным, – заверяет директор.