Театр кукол готовит спектакль "Гуттаперчевый мальчик"
15.06.2015 08:46
—
Новости Культуры
Свои экспериментаторские штучки воплощает в жизнь Ирина Цыпина - художественный руководитель и главный режиссер театра сценической анимации "Птах" из Харькова. Цыпина сегодня - востребованный режиссер, она ставит во многих театрах одновременно. Не прошло и двух недель, как из-под ее руки в Гомельском театре кукол вышел спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня". Военная драма Полины и Михеева была разыграна в письмах. В самом прямом смысле - куклы были сделаны из писем с живыми строчками о любви. Сегодня Цыпиной шлют из Гомеля сообщения: "Спектакль удался - зрители умываются слезами".
На "Счастливой деревне" режиссер предприняла первую попытку совместной работы с художником Константином Криштаповичем. Молодой выпускник Белорусского института культуры по образованию артист и прибыл в брестский театр кукол выступать на сцене. Но Цыпина, похоже, хочет изменить судьбу Константина. Год назад он сыграл в ее спектакле "Призрак замка Кентервиль", тогда же выполнил портрет режиссера в стиле поп-арт. И выяснилось:
"У него так же, как и у меня, мозги набекрень, - лестно отзывается о Криштаповиче Ирина. - Я ему всегда говорю спасибо, что умеет реализовывать мои "мультики"".
В постановку "Гуттаперчевый мальчик" Цыпина пригласила Криштаповича уже как художника. И произошло что-то волшебное. Их мысли сошлись на первом этапе совместного творчества. В центре спектакля Ирина задумала поставить карусель как образ города, арены цирка и круга жизни. Когда Криштапович принес первые идеи по сценографии, сразу заявил: "Всё действие будет происходить на карусели".
"Гуттаперчевый мальчик" - печальная история, которую знал любой советский школьник. Сегодня ребенок с пеленок учит английский язык, а повесть Дмитрия Григоровича знакома единицам. А ведь она была этапным литературным произведением в воспитании маленького человека. Долго помнится ребенку образ "гуттаперчевого мальчика" Пети - сироты, который поступил в цирк к грубому мускулистому акробату Беккеру. В цирке Петя приглянулся только клоуну Эдвардсу, остальным не было дела до тщедушного ребенка. Петя был бесконечно одинок и несчастлив. Как-то под куполом цирка он выполнял особенно трудный трюк на большой высоте, публика требовала прекратить опасный номер, но Беккер велел продолжать. Вдруг "что-то завертелось, и в ту же секунду послышался глухой звук от чего-то упавшего на сцену"...
Ирина Цыпина признавалась, что странные куклы спектакля "сами рождались" - только такие, без тела и видимого "человекоподобия", они могли полностью передать поэтический рассказ о судьбе беззащитного одинокого ребенка. Тонкость переживаний, задуманную режиссером, очень сложно воплощать актерам. Чтобы куколка жила, ею управляют сразу два-три человека одновременно. Это требует качественного синхрона не только на уровне техники, но и слияния чувств.
Как и прежний спектакль, поставленный Ириной Цыпиной на брестской сцене, "Гуттаперчевый мальчик" идет практически без слов. Роль "рассказчика" отдана артистам, которые создают второй план. Но не слова заставляют зрителя глотать слезу и замирать от страха за юного акробата. Музыка должна заставить нас тонко отзываться на любой звук - скрип карусели, звон колокольчика, вздох ребенка - и оставить глубокую рану в сердце от прикосновения к несчастной судьбе.