В Беларусь вернули работу о коммунальной Москве ученика Шагала и Пэна

Источник материала:  
11.05.2015 16:42 — Новости Культуры
В Минске появилась картина последователя школы Пэна и Шагала Абрама Моносзона "Игра в карты" (1962). Ее в корпоративную коллекцию приобрел у частного коллекционера из Москвы Белгазпромбанк.


Фото: Белгазпромбанк

Работа Абрама Моносзона относится к знаковому в творчестве мастера циклу "Коммунальная Москва". В произведениях этого цикла отражена атмосфера послевоенных лет, где все смешалось в котле коммунального быта и в тесном сосуществовании между людьми нивелировались всякие различия – возрастные, классовые, национальные. Моносзон не раз обращался в своем творчестве к шуточному сюжету пьяной драки, решенному в манере немецких экспрессионистов.

По словам исследователя творчества художника Любови Агафоновой, на вопрос, почему у автора так много драк в работах, Абрам Исаакович обыкновенно отвечал: "А, наверное, подраться хотел". На самом деле в этих работах нет какой-либо злости либо агрессии, они сделаны с любовно-шуточным отношением к тому окружению, к которому принадлежал сам художник. И, самое главное, в этих иронических произведениях проявились основные качества живописи Моносзона, такие как сложный насыщенный колорит и энергичный пастозный мазок.

Абрам Исаакович Моносзон родился в 1914 году в Могилеве. В 1941 году окончил Московский текстильный институт (преемник традиций расформированного ВХУТЕМАСа). Несмотря на то, что большая часть жизни Моносзона связана с Москвой, он навсегда сохранил память о родном белорусском городе и не раз обращался к его образам в ностальгическом цикле произведений "Воспоминания о местечке". Среди других основных тем живописи художника: библейская история, Холокост и Великая Отечественная война, сцены из быта московских коммуналок. Творчество Абрама Моносзона развивалось в русле традиций специфической еврейско-белорусской школы живописи, заложенной Ю. Пэном и М. Шагалом, для которой характерно сочетание элементов реальности и фантазии, сюжетов из библейских времен и современности.

За верность традициям своего народа художник в советское время был изгнан из официальной художественной среды. Признание к нему пришло лишь в 2000-е годы. Показательно, что одна из первых посмертных выставок автора состоялась в Музее Марка Шагала в Витебске в 2009 году.

Приобретение сделано в рамках Национального историко-культурологического проекта "Арт-Беларусь", в задачи которого входит возвращение на Родину произведений рожденных в Беларуси художников, чье творчество не представлено в отечественных музейных собраниях.
←"Белгазпромбанк" пополнил свою коллекцию картиной уроженца Могилева Абрама Моносзона

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика