Традиционные гродненские вербы: сделать можно за час, но готовиться нужно целый год
29.03.2015 09:00
—
Новости Культуры
Верба-светофор, философская верба и маленькие семейные вербочки - пожилые мастерицы из Гродно создают самые разнообразные варианты этого обязательного пасхального атрибута. Всех их объединяет традиционная технология. В областном центре народного творчества уверены: гродненские вербы могут стать таким же известным в мире брендом, как и виленские.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671392539.jpg)
В конце прошлого года гродненские вербы, которых в регионе называют еще "пальмами", попали в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Традицию в Гродно уже несколько десятков лет сохраняют четыре сестры: Доминика, Ванда, Чеслава и Данута. Теперь у них всех разные фамилии, поэтому их часто называют по отчеству - Доминиковны.
Доминика Доминиковна - младшая из четырех сестер. Ей 73 года, разница между ней и самой старшей, Вандой, 10 лет. Женщины собираются, устраивают чаепития и вместе делают вербы. "Для нас большое счастье, что в этом возрасте мы все еще живы", – говорят пожилые мастерицы.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671427115.jpg)
Доминика Доминиковна часть цветов и трав выращивает на даче, часть собирает в лесу или у воды. По ее словам, сегодня трудно найти не только какие-либо редкие травки, но даже обычную вербу - раньше она часто росла у дорог, но большинство насаждений вырубили. "Верба как основа должна быть обязательно, - говорит женщина. - Христа в Иерусалиме встречали пальмовыми ветвями, но у нас пальмы не растут, поэтому их заменяют вербой". У католиков украшенные вербочки так и называют "пальмами", а воскресенье не Вербным, а Пальмовым.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671431605.jpg)
"После войны вербы были намного проще, дети украшали их даже фантиками. Да и делали это втайне - в стране был атеизм", - Доминика Доминиковна уверена, что Беларусь была "опытным кроликом" СССР по атеизации и другим социальным экспериментам. Свободней религиозная жизнь стала в конце 80-х: тогда сестры и принялись возрождать ремесло создания верб. "Горбачев слетал к Тетчер, она его убедила, и тогда началась оттепель", - делиться женщина своим пониманием международных отношений тех лет. Когда Доминика Доминиковна в середине 90-х ушла на пенсию, то занялась ремеслом вплотную.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671435695.jpg)
На вербе справа - узоры в форме сердец
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671439536.jpg)
"Философская" верба
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671443761.jpg)
Ее Доминика Доминиковна подарила TUT.BY
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671447497.jpg)
"Семейные" вербы символизируют мать, отца и детей
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671451052.jpg)
Иногда в вербах используются бумажные цветы...
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671454297.jpg)
...и плетеные из соломы элементы
У каждой сестры есть свой почерк, заметный в их вербах. "Я люблю более спокойные сочетания цветов. Хотя в последнее время фантазия меня понесла и я сделала вербу-светофор для водителей", - показывает свои последние творения женщина. Похожа на светофор и "философская" верба. "Сами веточки - это путь к Христу. По нему мы идем с любовью - это символизирует сердце. Светофор - остановки на жизненном пути. А наверху радуга - мы идем в ее сторону, ведь все мы ищем ее недостающий восьмой цвет - смысл нашей жизни", - раскрывает заложенный в работе смысл Доминика Доминиковна.
Женщина не боится экспериментировать: "Это, наверное, в моей натуре. Я не гонюсь за количеством, люблю пофантазировать". В ее вербах есть и бумажные элементы, и японская трава, которую она выращивает на даче, и даже цветы из кукурузы.
Сестры не боятся конкуренции и на мастер-классах ничего не скрывают. "Мы уже не в том возрасте, да и бизнеса из своих верб не делаем", - рассказывает Доминика Доминиковна. У сестер есть молодые продолжатели, которые уже не просто копируют их вербы, а создают собственные оригинальные варианты.
"Ведь и не в вербе дело, а в молитве - она самая главная", - говорит она. Делать вербу нужно с хорошими эмоциями, вкладывая в работу душу. При этом делать самому ее к празднику не обязательно. "Не у всех есть такой талант, другие не хотят мусорить дома, у третьих просто нет времени. Нет ничего плохого в том, что люди покупают готовые вербы", - считает мастерица.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671457440.jpg)
Основа для данной композиции - гриб трутовик
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671460610.jpg)
Рамку для этой композиции пенсионерка сделала из опасного борщевика
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671463904.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671466845.jpg)
Доминика Доминиковна очень любит шишки за их позитивную энергию
Когда до праздника еще далеко, Доминика Доминиковна любит делать поделки из шишек, колосков и даже из стеблей опасного борщевика. Поэтому подарков для друзей, гостей и родственников у нее всегда много. В поделках используются не только местные материалы, но и необычные шишки из Польши, Италии и Бельгии.
Гродненская верба - плоская и напоминающая перо - распространена довольно узко: лишь в Гродно и близлежащих деревнях, таких как Одельск, Индура и Сопоцкин. Не последнюю роль в сохранении традиции сыграли костелы, считает специалист.
По ее мнению, саму технику изготовления можно перенять, но не многие хотят выращивать или искать нужные травы и цветы. В этом плане ее беспокоит преемственность. "Включение в список наследия - это не только наше стремление популяризовать гродненские вербы, но и сохранить технологию", - объясняет Янина Анатольевна.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671470187.jpg)
"В этом году нас очень сильно распиарили, может, даже слишком", - говорит Доминика Доминиковна. Она повторяет, что вербы для ее и сестер - совсем не бизнес, да и лишней славы, которая "свалилась" после включения их верб в список наследия, они не хотят.
Но Янина Борисевич считает, что чем больше информации о гродненских вербах, тем лучше. Она уверена, что этот элемент гродненской традиции достоин быть в списке не только наследия Беларуси, но и всего человечества - в списке ЮНЕСКО.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671392539.jpg)
В конце прошлого года гродненские вербы, которых в регионе называют еще "пальмами", попали в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Традицию в Гродно уже несколько десятков лет сохраняют четыре сестры: Доминика, Ванда, Чеслава и Данута. Теперь у них всех разные фамилии, поэтому их часто называют по отчеству - Доминиковны.
Доминика Доминиковна - младшая из четырех сестер. Ей 73 года, разница между ней и самой старшей, Вандой, 10 лет. Женщины собираются, устраивают чаепития и вместе делают вербы. "Для нас большое счастье, что в этом возрасте мы все еще живы", – говорят пожилые мастерицы.
Вербы делаются быстро, но готовиться нужно целый год
В изготовлении традиционной гродненской вербы нет каких-то сложных секретов: нужен лишь хороший вкус и умелые руки. Но если собрать вербочку можно за час, то готовить материалы для нее - цветы, травы и колоски - нужно чуть ли не целый год.![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671427115.jpg)
Доминика Доминиковна часть цветов и трав выращивает на даче, часть собирает в лесу или у воды. По ее словам, сегодня трудно найти не только какие-либо редкие травки, но даже обычную вербу - раньше она часто росла у дорог, но большинство насаждений вырубили. "Верба как основа должна быть обязательно, - говорит женщина. - Христа в Иерусалиме встречали пальмовыми ветвями, но у нас пальмы не растут, поэтому их заменяют вербой". У католиков украшенные вербочки так и называют "пальмами", а воскресенье не Вербным, а Пальмовым.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671431605.jpg)
Ремесло начали возрождать в перестройку
Умение плести вербочки сестры вынесли из детства - все они родились в деревне Большая Каплица под Гродно и видели, как к главному религиозному празднику готовились взрослые. Сегодня от их родной деревни осталось лишь два дома."После войны вербы были намного проще, дети украшали их даже фантиками. Да и делали это втайне - в стране был атеизм", - Доминика Доминиковна уверена, что Беларусь была "опытным кроликом" СССР по атеизации и другим социальным экспериментам. Свободней религиозная жизнь стала в конце 80-х: тогда сестры и принялись возрождать ремесло создания верб. "Горбачев слетал к Тетчер, она его убедила, и тогда началась оттепель", - делиться женщина своим пониманием международных отношений тех лет. Когда Доминика Доминиковна в середине 90-х ушла на пенсию, то занялась ремеслом вплотную.
Для водителей есть верба-светофор
Гродненская верба плоская и напоминает птичье перо. Этим они отличаются от не менее популярных у нас "виленских" верб, характерных для Литвы и Польши. Каждая верба начинается с трех веточек длиной до 50 см, которые подбираются по цвету. Потом складываются ритмичные декоративные композиции с разнообразными декоративными узорами. Сердце - один из самых популярных узоров. Другой популярный - ромашка. Оба этих элемента делают из скрученного колоска. Среди материалов для вербы используются также аспарагус, амариллис, тимофеевка, бессмертник, просо, пшеница и другие растения.![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671435695.jpg)
На вербе справа - узоры в форме сердец
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671439536.jpg)
"Философская" верба
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671443761.jpg)
Ее Доминика Доминиковна подарила TUT.BY
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671447497.jpg)
"Семейные" вербы символизируют мать, отца и детей
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671451052.jpg)
Иногда в вербах используются бумажные цветы...
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671454297.jpg)
...и плетеные из соломы элементы
У каждой сестры есть свой почерк, заметный в их вербах. "Я люблю более спокойные сочетания цветов. Хотя в последнее время фантазия меня понесла и я сделала вербу-светофор для водителей", - показывает свои последние творения женщина. Похожа на светофор и "философская" верба. "Сами веточки - это путь к Христу. По нему мы идем с любовью - это символизирует сердце. Светофор - остановки на жизненном пути. А наверху радуга - мы идем в ее сторону, ведь все мы ищем ее недостающий восьмой цвет - смысл нашей жизни", - раскрывает заложенный в работе смысл Доминика Доминиковна.
Женщина не боится экспериментировать: "Это, наверное, в моей натуре. Я не гонюсь за количеством, люблю пофантазировать". В ее вербах есть и бумажные элементы, и японская трава, которую она выращивает на даче, и даже цветы из кукурузы.
Традицию передают на мастер-классах
"Я никогда не считала, сколько верб делаю к празднику, но около сотни точно будет. Уже на сегодняшний день я подарила больше двадцати", - говорит мастерица. В этом году она почти ничего не делала на продажу, ведь работы ее и сестер постоянно просят показать на выставках как в Беларуси, так и за границей - не только в соседних странах, но даже в далеких Италии и Китае. Кроме того, сестры ведут мастер-классы, а на них тоже нужны примеры готовых работ. "Я уже никуда не хожу, не продаю вербы. Но мозги и руки работают, да и душе хочется радовать других", - говорит мастерица.Сестры не боятся конкуренции и на мастер-классах ничего не скрывают. "Мы уже не в том возрасте, да и бизнеса из своих верб не делаем", - рассказывает Доминика Доминиковна. У сестер есть молодые продолжатели, которые уже не просто копируют их вербы, а создают собственные оригинальные варианты.
В вербу нужно заложить душу
Для Доминики Доминиковны нет больших различий между католиками и православными - вера одна, отличается лишь традиция и обрядность. "Действительно, у православных вербы обычно скромнее, но ведь каждый хочет, чтобы было красиво", - женщина уверена, что ее традиционные вербы можно назвать экуменическими - они подойдут каждому."Ведь и не в вербе дело, а в молитве - она самая главная", - говорит она. Делать вербу нужно с хорошими эмоциями, вкладывая в работу душу. При этом делать самому ее к празднику не обязательно. "Не у всех есть такой талант, другие не хотят мусорить дома, у третьих просто нет времени. Нет ничего плохого в том, что люди покупают готовые вербы", - считает мастерица.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671457440.jpg)
Основа для данной композиции - гриб трутовик
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671460610.jpg)
Рамку для этой композиции пенсионерка сделала из опасного борщевика
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671463904.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671466845.jpg)
Доминика Доминиковна очень любит шишки за их позитивную энергию
Когда до праздника еще далеко, Доминика Доминиковна любит делать поделки из шишек, колосков и даже из стеблей опасного борщевика. Поэтому подарков для друзей, гостей и родственников у нее всегда много. В поделках используются не только местные материалы, но и необычные шишки из Польши, Италии и Бельгии.
Сжигать вербы жалко, хотя это и традиция
"Гродненские вербы - настоящий предмет искусства. У мастеров должен быть очень хороший вкус", - считает сотрудник Гродненского областного методического центра народного творчества Янина Борисевич. По ее словам, старые вербы даже жаль сжигать перед началом очередного Великого поста, хотя это и традиция. Поэтому во многих домах они накапливаются из года в год.Гродненская верба - плоская и напоминающая перо - распространена довольно узко: лишь в Гродно и близлежащих деревнях, таких как Одельск, Индура и Сопоцкин. Не последнюю роль в сохранении традиции сыграли костелы, считает специалист.
По ее мнению, саму технику изготовления можно перенять, но не многие хотят выращивать или искать нужные травы и цветы. В этом плане ее беспокоит преемственность. "Включение в список наследия - это не только наше стремление популяризовать гродненские вербы, но и сохранить технологию", - объясняет Янина Анатольевна.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1427609671470187.jpg)
"В этом году нас очень сильно распиарили, может, даже слишком", - говорит Доминика Доминиковна. Она повторяет, что вербы для ее и сестер - совсем не бизнес, да и лишней славы, которая "свалилась" после включения их верб в список наследия, они не хотят.
Но Янина Борисевич считает, что чем больше информации о гродненских вербах, тем лучше. Она уверена, что этот элемент гродненской традиции достоин быть в списке не только наследия Беларуси, но и всего человечества - в списке ЮНЕСКО.