24 марта родился Виталий Ракович – фотограф, путешественник, спелеолог и программист. "Арт-календарь 2015" рассказывает об этой многосторонней личности и людях, которые встретились ему на пути и запали в душу.
|
Виталий Ракович. Фото: www.znyata.com |
|
Портрет пастуха Вано из Абхазии. Фото: из личного архива Виталия Раковича |
- Вано с мая по ноябрь живет в горах, и поэтому он встречает и провожает экспедиции Раковича, и каждый год дает своих лошадей для каравана с грузом. По словам Раковича, он делает самый вкусный сулугуни и чачу. Вано собирает солнцезащитные очки, которые ему дарят спелеологи по окончании похода. Их у него уже целая коллекция - несколько десятков. Вано никогда не ходит по горам с автоматом и если в горах застала ночь, то у него всегда можно переночевать.
"Если Вано приезжает на своем "Орлике" в наш лагерь, то обязательно привозит свежий хлеб и огурцы. Он ходит в моей красной куртке, и его видно издалека. А больше и сказать как-то нечего".
|
Портрет художника Памфила Юркевича. Фото: из личного архива Виталия Раковича |
- Нежарким летним вечером я вышел на остановку. Это было еще то очень далекое время, когда существовали такие сооружения, как ларьки. А в ларьках – продавали сигареты. На скамейке понуро сидел человек, про которых говорят "дно общества". По видимому, у него заканчивала подавать признаки жизни в руках последняя папироска. Стоя в очереди, я сделал пару кадров, и через часик у меня получился портрет... Я не хотел давать фотографии банальное название, буквально соответствующее типажу, и поэтому, залез на сайт про дни рождения выдающихся личностей. Памфил Юркевич, просветитель XIX века, показапся мне подходящей кандидатурой. Вот так родился портрет художника.
|
Портрет друга Андрея Тумиловича. Фото: из личного архива Виталия Раковича |
- Мы познакомились в далеком 1985 году в спелеоклубе. Надо отметить, что Тумилович не раз покушался на мою драгоценную жизнь, и начал он это благородное дело в нашей первой экспедиции на Кавказ в заснеженном феврале 1986 года. Я остался на дне один, и Тумилович начал пробрасывать мне страховку. Это длилось минут пятнадцать. Страховку он не пробросил, зато спустип на меня двухкилограмовый чемодан и разбил на мне каску. Пока я гасил перед глазами звездочки, забившись в какую-то щель, он стал спихивать во входной колодец огромный ствол, упершись в него ногами. Потом Андрей понес мой комбинезон к костру сушить и сжег его. Хорошо, что меня не было внутри. И вот так практически всегда последние три десятилетия.
|
Фото: из личного архива Виталия Раковича |
- Я до сих пор помню, куда обещал отнести фотографию. Туманным летним утром я вышел из незнакомого подъезда незнакомого мне дома (такое иногда бывает со мною) и сел в машину. Мое внимание привлек человечек, вышедший из пятиэтажки напротив и присевший на лавочку затянуться первой воскресной радостной утренней "беломориной". Я пару раз "щелкнул" его метров с двадцати, а потом все же подошел познакомиться поближе. Запомни! Юра с "пятьдесят девятой", меня тут все знают. Адрес в голове отпечатался надолго, а вот фотографию так до сих пор и не привез.
Фотографии Виталия Раковича находятся в коллекциях Национальной библиотеки Республики Беларусь, Литературном музее Максима Богдановича, Доме Беларуси в Варшаве, а также в частных коллекциях в России, Беларуси, Украине, Абхазии, Литве, Польше, Германии, США и Израиле.
Спелеологией Виталий увлекся еще в университетские годы. За более чем четверть века он побывал в сотнях пещер Западного Кавказа, Крыма, Прикарпатья и Татр, взошел на Эльбрус и был в приполярной Якутии. Кроме того, он инструктор спелеологии единственного в Беларуси спелеоклуба "Геликтит-ТМ". Но сам Виталий отмечает, что Беларусь была и остается самым любимым местом для путешествий.
Каждый день в лаконичной форме
"Арт-календарь-2015. Дни рождения творцов и творений" вместе с Галереей TUT.BY вспоминает любопытные и малоизвестные факты о людях или произведениях, являющихся частью культурной жизни страны. Никаких пространных биографий или описаний, только уникальные части мозаики, которые демонстрируют богатое культурное прошлое, настоящее и, можно полагать, будущее Беларуси.