Вытинанки, народные инструменты и завораживающая мифология. Репортаж из города-музея Заславля

Источник материала:  
20.03.2015 22:17 — Новости Культуры
Для того чтобы заглянуть в далекое прошлое нашей страны, не обязательно изобретать машину времени. Достаточно погулять по старинному Заславлю, который является настоящим городом-музеем. В этом нам поможет проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ".

Примечательно, что станция Беларусь (а именно так именуется у железнодорожников Заславль) получила свое название благодаря тому, что в здешних окрестностях некогда проходила так называемая рижская граница, разделявшая республику на две части: Западную (которая в период 1921-1939 гг. была в составе Польши) и Восточную Беларусь (в составе БССР).




Впервые Заславль упоминается в летописях под 1127 годом. Хотя на тот момент это был уже достаточно развитый город, центр удельного княжества. Анализ летописных событий, подкрепленный археологическими исследованиями, позволил ученым признать датой основания Заславля 985 год.




Свое название древний Изяславль (он же Жеславль и Заслав) получил в честь Изяслава, сына белорусской княжны Рогнеды и внука полоцкого князя Рогволода. Отец Изяслава – киевский князь Владимир (прозванный Красным Солнышком) – был канонизирован православной церковью за Крещение Руси, несмотря на то, что в действительности этот человек являлся скорее антиподом праведника, да и в распространении идей христианства на белорусских землях его опередил легендарный миссионер из Исландии - Торвальд Кодранссон. К счастью, памятники в Заславле посвящены не Владимиру, а Изяславу и Рогнеде.




По сравнению с суетливым Минском жизнь в Заславле кажется гораздо более спокойной и размеренной. Костел Пресвятой Девы Марии, построенный в XVIII веке, охотно принимает тех, кто привык заботиться не только о мирском, но и о вечном.




А пройдя через частный сектор в сторону опушки, можно попасть в настоящую лесную сказку, в которой нашлось место для необычного Музея мифологии и леса.




Данное учреждение открылось 10 лет назад на базе музея-заповедника "Заславль" и формально считается детским. Хотя визит сюда вызывает отнюдь не меньший интерес и у взрослых.
Кстати, поблизости находится Музей ДОТ (долговременная огневая точка). Его стоит посетить тем, кто увлекается военной тематикой.




В небольшом деревянном сооружении Музея мифологии и леса располагается компактная и оригинальная экспозиция, повествующая об особенностях национальной мифологии и тех многочисленных суевериях, которые присутствовали в сознании далеких предков.




Тут можно полюбоваться на прекрасные образцы традиционного народного ремесла – вытинанки. Тематическая направленность работ, как и полагается, связана с языческим пантеоном древних богов и сказочных существ.







С давних пор люди обожествляли мир природы и относились с большим почитанием ко всем (видимым и невидимым) обитателям лесного царства.




Богатство народной фантазии породило таких любопытных персонажей, как Водяник и Король-Уж. К слову, колоритный образ Водяного предстает в одном из стихотворений Максима Богдановича:

Сівавусы, згорблены, я залёг між цінай
I гадамі грэюся - сплю на дне ракі.
Твар травой аблутаны, быццам павуцінай,
Засыпаюць грудзі мне жоўтыя пяскі.


Что же касается Короля-Ужа, то, согласно легенде, если встретить его в лесу и не испугаться, то в награду можно получить золотую корону, открывающую путь к богатству и процветанию.




Не меньший интерес вызывают загадочные Хапунчик и Русалка, да и ряд других таинственных созданий. А звуковое и световое сопровождение экспозиции позволяет создать необходимую мистическую атмосферу, при которой существа из параллельных миров представляются вполне осязаемыми.







Много преданий связано с Домовиком, который, согласно архаичным представлениям белорусов, следил за порядком в жилище и наказывал нерадивых хозяев за неаккуратность. Считалось, что видеть его могут только кошки, ввиду чего и появился обычай запускать их первыми в дом, словно "на разведку".




Главное здание музейно-выставочного комплекса историко-культурного музея-заповедника "Заславль" было открыто после реконструкции в 1992 году.




На первом этаже экспозиции можно увидеть старинные фолианты и иные артефакты, связанные с отечественной историей.




Тут же размещается зал гобеленов, где представлены три произведения под названиями "Рогнеда", "Полоцкие колокола" и "Молитва", объединенные в гармоничный ансамбль.







Второй этаж отведен под выставку современного искусства и зал, где собраны разнообразные народные инструменты.




До середины XIX столетия белорусская волынка (дуда) была одним из самых распространенных инструментов и повсеместно использовалась в народной музыке. Интерес к ней активно возрождается и в наши дни.




Вообще, белорусская музыкальная культура динамично развивалась на протяжении многих столетий, а отнюдь не только в период конца XIX - начала XXI вв., как это часто ошибочно утверждается в учебниках по музыкологии.




Скрипка, цимбалы, бубен, жалейка и гармошка – фактически ни один традиционный праздник не обходился без характерного набора инструментов.




Прогулка по Заславлю включает и посещение остатков древнего городища "Вал", начало возведения которого датируется XI веком. Первоначально валы, насыпанные из песка, были высотой 3-3,5 м. Их внутренние склоны укреплялись глиной и камнями, а на отдельных участках – деревянными конструкциями.




Самая значительная перестройка городища "Вал", связанная со строительством бастионного замка, произошла в конце XVI в. по инициативе магната Яна Глебовича.




До наших дней из всех каменных строений Заславского замка сохранился только протестантский храм - кальвинский сбор. С 1990 года храм действует как православная Спасо-Преображенская церковь.




Этнографический комплекс "Млын і кузня" представляет собой совокупность построек, иллюстрирующих повседневный быт белорусов в конце XIX - начале ХХ века.




Паровая мельница в Заславле - уникальный памятник мукомольного производства, построенный в 1910 г. Вначале жерновой постав мельницы работал от силы парового двигателя, так называемого локомобиля, котел которого топился дровами. Позднее на смену локомобилю пришел однопоршневый дизельный двигатель, изготовленный на польском заводе Perkun, а затем и электродвигатель.




Сперва зерно прогонялось через круподерку и очищалось от отрубей, уже потом перетиралось жерновами на муку. За помол заказчик мог расплатиться как деньгами, так и натуральными продуктами.







Около 80 лет мельница исправно служила людям, однако с течением времени пришла в негодность. После реставрации она стала центральным объектом этнографического комплекса.




Паровых мельниц в Беларуси было не так уж много, поэтому экспонаты комплекса можно считать уникальными в своем роде.




Здесь сохранилось оборудование, которым пользовались народные умельцы и ремесленники в начале прошлого века. Сарай и дом завозника стилизованы под постройки столетней давности.




Для хранения зерна и иных сельскохозяйственных продуктов наши деды и прадеды использовали различные бочонки, жбаны, кадки и иную утварь. Природная смекалка посодействовала тому, что в емкости для хранения зерна вплетались листья мяты и полыни, чтобы защитить зерно от грызунов.







Поскольку в Заславль съезжались люди с окрестных местечек и деревень, то очередь на помолку зерна нередко была большой. И тогда было решено построить рядом с мельницей дом, где визитеры могли бы остановиться на ночлег.

Гостевой дом являлся подобием современного хостела. Обстановка в хате была простая, но уютная. На одной широкой лежанке приходилось спать сразу нескольким, а "удобства" находились во дворе.







Тем не менее гостям предоставлялась возможность не только отдохнуть и перекусить, а еще и поднять рюмку с напитком, согревающим изнутри. Внешний комфорт сохранялся благодаря наличию большой печки, долго удерживающей тепло.




В качестве развлекательной программы гостям иногда предлагалось посмотреть представление в традиционном народном театре "Батлейка". Как шутливо замечают сотрудники музея, в былые времена это выступало аналогом столь распространенного ныне телевизора.




Совсем недалеко от мельницы хозяин построил еще и кузницу, где приезжие могли подковать коней или купить необходимую в хозяйстве вещь: топор, косу или дверной затвор. Именно в этой кузнице снимался один из участников арт-проекта "Белорусский фольклор" - известный писатель Владимир Орлов, представший в образе мифологического покровителя подземного огня и кузнечного дела Жыжаля.




Сотрудники заславского музейного комплекса - большие энтузиасты, которые за долгие годы работы внесли колоссальный вклад в сохранение и популяризацию нашего историко-культурного наследия.

Посетить музейные объекты "Историко-культурного музея-заповедника "Заславль" можно с 9.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.

Стоимость билетов для посещения отдельных объектов комплекса составляет 15 000 рублей для школьников и студентов и 20 000 рублей - для взрослых.

Стоимость экскурсионного обслуживания групп варьируется от 70 000 до 250 000 рублей (в зависимости от характера объекта и количества участников).

Сайт музейного комплекса

Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
←Раритетные экспонаты Гродненского областного театра кукол представлены на выставке в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика