"Арт-календарь 2015". Точка в спорах о дате рождения Валентия Ваньковича
05.03.2015 10:16
—
Новости Культуры
5 марта родилась Наталья Викторовна Сычева, одна из основательниц Дома Ваньковичей, которая уже почти 20 лет является его директором и внесла непосредственный вклад в возвращение полнокровного образа художника в белорусскую культуру. "Арт-календарь 2015" ставит точку в спорах и сомнениях о дате рождения Валентия Ваньковича.
Наталья Сычева пришла в художественный музей как ученица петербургского искусствоведа Веры Дмитриевны Лихачевой и занималась средневековым искусством. Затем она ушла в Эрмитаж, чтобы написать диссертацию по славянскому барокко, после чего вернулась в Минск специалистом по средневековому искусству. Но в музее уже хватало специалистов этого периода, и Наталье Викторовне предложили заняться искусством первой половины XIX века. Тогда как раз открывался филиал Национального художественного музея – Дом Ваньковичей. "Первый год я сопротивлялась, негодовала, что пришлось оставить свою тему, но потом я поняла, что на самом деле это был счастливый случай", - вспоминает директор.
Основание филиала началось со сбора информации и восстановления фактов о художнике. Сотрудники, по словам Натальи Сычевой, провели массу времени в архивах, разбираясь не в систематизированных данных, а в буквальном смысле в ворохе бумаг. И началось все с даты рождения Валентия Ваньковича. Долгое время считали, что это 14 февраля, день именин Валентия. Но Наталья Викторовна нашла в Петербурге метрические выписки, где четко написано, что художник родился 12 мая 1800 года и крестили его в березенском костеле. По словам директора, эта находка окрылила ее, и в течение многих лет дальнейшей работы они с сотрудниками музея разбирались в родовых связях художника.
В 2008 году совместно с Национальным историческим архивом Беларуси была организована выставка "Ваньковичи. Славный род земли белорусской". На ней были представлены метрические записи, документы, исторические справки, заграничные паспорта Ваньковичей. В 2012 году на основе выставки по предложению издательства Академии наук вышел фолиант "Ваньковичи", открывший серию "Белорусский родовод".
"Я вспоминаю теперь мое негодование в первые годы работы и понимаю, что это счастье. Если бы я занялась другой темой, мне бы не удалось найти столько новых фактов. Чем дальше мы работали, тем более живой фигурой вырисовывался Ванькович. Вернуть не просто фамилию художника, а сделать его в сознании нации реальной личностью – это дорого стоит", - говорит Наталья Сычева.
Наталля Сычова прыйшла ў мастацкі музей як вучаніца пецярбургскага мастацтвазнаўцы Веры Дзмітрыеўны Ліхачовай і займалася мастацтвам Сярэднявечча. Потым яна пайшла ў Эрмітаж, каб напісаць дісертацыю па славянскаму барокка, пасля чаго вярнулася ў Мінск спецыалістам па мастацтву Сярэднявечча. Але ў музеі ўжо хапала спецыялістаў гэтага перыяда, і Наталле Віктараўне прапанавалі заняцца мастацтвам першай паловы XIX стагоддзя. У той час якраз адкрываўся філіял Нацыянальнага мастацкага музея – Дом Ваньковічаў. "Першы год я выступала супраць, гневалася, што прыйшлося пакінуць сваю тэму, але потым зразумела, што на самой справе гэта быў шчаслівы выпадак", - узгадвае дырэктар.
Заснаванне філіяла пачалося са сбора інфармацыі і аднаўлення фактаў пра мастака. Супрацоўнікі, па словах Наталлі Сычовай, правялі шмат часу ў архівах, яны разбіраліся не ў сістэматызаваных данных, а літаральна ў кучы папер. І пачалося ўсё з даты нараджэння Валенція Ваньковіча. Доўгі час днём яго нараджэння называлі 14 лютага, дзень імянін Валенція. Але Наталля Віктараўна знайшла ў Пецярбургу метрычныя выпіскі, дзе было напісана, што мастак нарадзіўся 12 мая 1800 года і хрысцілі яго ў бярэзінскім касцёле. Па словах дырэктаркі, гэта знаходка акрыліла яе, і цягам доўгіх лет яны з супрацоўнікамі музея разбіраліся ў радавых сувязях мастака.
У 2008 годдзе сумесна з Нацыянальным гістарычным архівам Беларусі была арганізавана выстава "Ваньковічы. Славуты род зямлі беларускай". На ёй былі прадстаўлены метрычныя запісы, дакументы, гістарычныя даведкі Ваньковічаў. У 2012 годдзе на базе выставы па прапанове выдавецтва Акадэміі навук выйшаў фаліант "Ваньковічы", з якога пачалася серыя "Беларускі радавод".
"Я ўзгадваю зараз сваё абурэнне ў першыя гады працы і разумею, што гэта шчасце. Калі б я занялася іншай тэмай, у мяне не атрымался б знайсці столькі новых фактаў. Чым болей мы працавалі, тым больш жывой асобай станавіўся Ваньковіч. Вярнуць не проста прозвішча мастака, а зрабіць яго ва ўсведамленні нацыі рэальнай асобай – гэта дарагога каштуе", - гаворыць Наталля Сычова.
Наталья Сычева пришла в художественный музей как ученица петербургского искусствоведа Веры Дмитриевны Лихачевой и занималась средневековым искусством. Затем она ушла в Эрмитаж, чтобы написать диссертацию по славянскому барокко, после чего вернулась в Минск специалистом по средневековому искусству. Но в музее уже хватало специалистов этого периода, и Наталье Викторовне предложили заняться искусством первой половины XIX века. Тогда как раз открывался филиал Национального художественного музея – Дом Ваньковичей. "Первый год я сопротивлялась, негодовала, что пришлось оставить свою тему, но потом я поняла, что на самом деле это был счастливый случай", - вспоминает директор.
Основание филиала началось со сбора информации и восстановления фактов о художнике. Сотрудники, по словам Натальи Сычевой, провели массу времени в архивах, разбираясь не в систематизированных данных, а в буквальном смысле в ворохе бумаг. И началось все с даты рождения Валентия Ваньковича. Долгое время считали, что это 14 февраля, день именин Валентия. Но Наталья Викторовна нашла в Петербурге метрические выписки, где четко написано, что художник родился 12 мая 1800 года и крестили его в березенском костеле. По словам директора, эта находка окрылила ее, и в течение многих лет дальнейшей работы они с сотрудниками музея разбирались в родовых связях художника.
В 2008 году совместно с Национальным историческим архивом Беларуси была организована выставка "Ваньковичи. Славный род земли белорусской". На ней были представлены метрические записи, документы, исторические справки, заграничные паспорта Ваньковичей. В 2012 году на основе выставки по предложению издательства Академии наук вышел фолиант "Ваньковичи", открывший серию "Белорусский родовод".
"Я вспоминаю теперь мое негодование в первые годы работы и понимаю, что это счастье. Если бы я занялась другой темой, мне бы не удалось найти столько новых фактов. Чем дальше мы работали, тем более живой фигурой вырисовывался Ванькович. Вернуть не просто фамилию художника, а сделать его в сознании нации реальной личностью – это дорого стоит", - говорит Наталья Сычева.
Каждый день в лаконичной форме "Арт-календарь-2015. Дни рождения творцов и творений" вместе с Галереей TUT.BY вспоминает любопытные и малоизвестные факты о людях или произведениях, являющихся частью культурной жизни страны. Никаких пространных биографий или описаний, только уникальные части мозаики, которые демонстрируют богатое культурное прошлое, настоящее и, можно полагать, будущее Беларуси.
Заснаванне філіяла пачалося са сбора інфармацыі і аднаўлення фактаў пра мастака. Супрацоўнікі, па словах Наталлі Сычовай, правялі шмат часу ў архівах, яны разбіраліся не ў сістэматызаваных данных, а літаральна ў кучы папер. І пачалося ўсё з даты нараджэння Валенція Ваньковіча. Доўгі час днём яго нараджэння называлі 14 лютага, дзень імянін Валенція. Але Наталля Віктараўна знайшла ў Пецярбургу метрычныя выпіскі, дзе было напісана, што мастак нарадзіўся 12 мая 1800 года і хрысцілі яго ў бярэзінскім касцёле. Па словах дырэктаркі, гэта знаходка акрыліла яе, і цягам доўгіх лет яны з супрацоўнікамі музея разбіраліся ў радавых сувязях мастака.
У 2008 годдзе сумесна з Нацыянальным гістарычным архівам Беларусі была арганізавана выстава "Ваньковічы. Славуты род зямлі беларускай". На ёй былі прадстаўлены метрычныя запісы, дакументы, гістарычныя даведкі Ваньковічаў. У 2012 годдзе на базе выставы па прапанове выдавецтва Акадэміі навук выйшаў фаліант "Ваньковічы", з якога пачалася серыя "Беларускі радавод".
"Я ўзгадваю зараз сваё абурэнне ў першыя гады працы і разумею, што гэта шчасце. Калі б я занялася іншай тэмай, у мяне не атрымался б знайсці столькі новых фактаў. Чым болей мы працавалі, тым больш жывой асобай станавіўся Ваньковіч. Вярнуць не проста прозвішча мастака, а зрабіць яго ва ўсведамленні нацыі рэальнай асобай – гэта дарагога каштуе", - гаворыць Наталля Сычова.