Юрий Шевчук: "Главное - не быть кривым зеркалом времени"
19.02.2015 20:31
—
Новости Культуры
Группа ДДТ начала гастрольный тур по Беларуси. Сегодня в два часа дня музыканты и лидер команды Юрий Шевчук приехали в Витебск. Они не скрывали, что соскучились по общению с белорусами. Едва успев заселиться в гостиницу и привести себя в порядок с дороги (приехали из Смоленска, где накануне был концерт), гости вышли к журналистам.
Концерт ДДТ в Витебске пройдет 20 февраля, в Ледовом дворце. Затем группу ждут в Гомеле, Бресте и Минске.
На пресс-конференции Юрий Шевчук рассказал о том, какую программу группа ДДТ подготовила для белорусских поклонников. Разговор также шел об изменениях, которые произошли в группе в последние годы: о появлении новой солистки - "нежной Аленушки", о том, как Шевчук пытался изменить свой вокал и расширил понятие "попса".
"Мы у вас были последний раз лет семь назад. Прошел концерт в Летнем амфитеатре. Я тогда много по городу бродил, гулял, шагал. Шагал - один из моих любимейших художников. Мы рады, что снова у вас".
Будут звучать песни и "прозрачные" - из последнего альбома, и из старых альбомов. Программа будет разнообразная. Начинается она достаточно мягко. Но мы стараемся, чтобы было внутреннее либретто, чтобы шла какая-то мысль.
Иногда у нас программа меняется. Я всегда говорил: официант - хорошая профессия, но официант в искусстве, из породы "что изволите?" - это неважно. Поэтому мы на своем настаиваем, но и к людям прислушиваемся.
Группа ДДТ не занимается "чесом". Нам всегда интересно играть что-то новое".
"Мы - за мир. Нам радостно, что Беларусь тоже поддерживает мир. Скорей бы эта война проклятая закончилась. Это чудовищно, что происходит. Я не могу об этом не сказать.
Мы не можем остановить войну, но очень много воюем везде о мире и добре. Главная тема и цель нашего творчества - человек. Здесь мы совершенно не оригинальны. Но это очень важно для нас, так как очень много сейчас зла и раздора.
Мы стараемся, чтобы наши концерты были актуальными. На них идет разговор о том, что нельзя забывать: мы люди".
Мы не рвачи. У нас много морально-этических табу. Мы не работаем на корпоративах. Мы - творческие ребята, работаем честно и много. У нас нет спонсоров, живем на билетах [от концертов]. Не занимаемся бизнесом - не хватает времени.
Отличаемся от многих музыкантов тем, что берем в аренду очень хорошую аппаратуру, чтобы не было стыдно перед людьми, которые придут на концерт. Поэтому наши гонорары становятся еще меньше. Но неважно! Творчество - главнее. Мы все время репетируем, как дураки. Что-то пытаемся найти, подумать, куда-то съездить. Поэтому, может быть, до сих пор живы как творческие люди".
"Девушка в коллективе все-таки отличается от девушки на корабле. Мы стали мягче, добрее, потому что Аленушка окормляет нас нежностью. Она наша сестренка. А мы - шесть гномов или медведей.
Я очень рад, что она у нас. Раньше она работала в группе Zventa Sventana. Давно искали вокалистку, именно народницу. Я не люблю женский эстрадный вокал - он обычный, попсовый. А у Алены есть корни, и она зрит в корень. Это образованный, нежный, чуткий, симпатичный человек.
Алена поет русские народные песни в замечательных аранжировках, которые делает Константин Шумайлов. В народной песне есть то, на что можно опереться. Особенно в такие слепоглухонемые времена каждый ищет точку опоры. Народная песня - это удивительная музыка, и она совершенна: над ней работало очень много гениальных людей".
Нам очень хотелось играть музыку сегодняшнего дня. Конечно, я не смог изменить свой вокал, некоторые свои привычки, штампы. Но старался! Старался выйти в вокале на какие-то другие поля. А с другой стороны, менять вокал - неправильно. Тембр голоса поменять - что кастрацию [сделать]. Бред какой-то. Мужской вокал должен быть мужским вокалом".
Но мы поднимаем стадионы. Стараемся там, конечно, людей не убивать альтернативой. Поем более лирические песни".
Вот "Прозрачный" - это остросоциальная работа, армагедонистая. Мы там много накаркали из того, что сейчас происходит. Например, это такая песня, как "За тобой пришли". Сейчас времена тяжелые. А уныние - грех. Поэтому непроизвольно ищешь свет в конце туннеля. "Прозрачный" нам самим помогает держаться.
Главное - не быть кривым зеркалом времени. Жить, не бояться страшных, тяжелых вопросов. Может быть, искусство не отвечает на вопросы, но оно их хорошо ставит. Быть или не быть? До сих пор хороший вопрос для многих".
Концерт ДДТ в Витебске пройдет 20 февраля, в Ледовом дворце. Затем группу ждут в Гомеле, Бресте и Минске.
На пресс-конференции Юрий Шевчук рассказал о том, какую программу группа ДДТ подготовила для белорусских поклонников. Разговор также шел об изменениях, которые произошли в группе в последние годы: о появлении новой солистки - "нежной Аленушки", о том, как Шевчук пытался изменить свой вокал и расширил понятие "попса".
О предыдущем концерте в Беларуси
Лидер ДДТ уточнил, что группа не была в Беларуси не пять лет, как это сообщалось в анонсах гастрольного тура, а семь. И то выступление прошло в Витебске."Мы у вас были последний раз лет семь назад. Прошел концерт в Летнем амфитеатре. Я тогда много по городу бродил, гулял, шагал. Шагал - один из моих любимейших художников. Мы рады, что снова у вас".
О программе для Беларуси
"Программа вмещается в этот диск - "Прозрачный". Он и оформлен как прозрачный. Почему такое название? Оно мне приснилось. И мы прозрачные люди. Посмотрите (показывает на свой коллектив), все светятся. У нас нет камней за пазухой.Будут звучать песни и "прозрачные" - из последнего альбома, и из старых альбомов. Программа будет разнообразная. Начинается она достаточно мягко. Но мы стараемся, чтобы было внутреннее либретто, чтобы шла какая-то мысль.
Иногда у нас программа меняется. Я всегда говорил: официант - хорошая профессия, но официант в искусстве, из породы "что изволите?" - это неважно. Поэтому мы на своем настаиваем, но и к людям прислушиваемся.
Группа ДДТ не занимается "чесом". Нам всегда интересно играть что-то новое".
О мире
О военных действиях в Украине Юрий Шевчук не говорил прямо, а осторожно, иносказательно. И тяжело вздыхал в такие моменты."Мы - за мир. Нам радостно, что Беларусь тоже поддерживает мир. Скорей бы эта война проклятая закончилась. Это чудовищно, что происходит. Я не могу об этом не сказать.
Мы не можем остановить войну, но очень много воюем везде о мире и добре. Главная тема и цель нашего творчества - человек. Здесь мы совершенно не оригинальны. Но это очень важно для нас, так как очень много сейчас зла и раздора.
Мы стараемся, чтобы наши концерты были актуальными. На них идет разговор о том, что нельзя забывать: мы люди".
О группе
"Группа поменялась. Она молодая, а я в ней - Кощей бессмертный (улыбается). Группа достаточно интернациональная.Мы не рвачи. У нас много морально-этических табу. Мы не работаем на корпоративах. Мы - творческие ребята, работаем честно и много. У нас нет спонсоров, живем на билетах [от концертов]. Не занимаемся бизнесом - не хватает времени.
Отличаемся от многих музыкантов тем, что берем в аренду очень хорошую аппаратуру, чтобы не было стыдно перед людьми, которые придут на концерт. Поэтому наши гонорары становятся еще меньше. Но неважно! Творчество - главнее. Мы все время репетируем, как дураки. Что-то пытаемся найти, подумать, куда-то съездить. Поэтому, может быть, до сих пор живы как творческие люди".
О девушке в группе
В 2010 году в составе ДДТ появилась девушка - бэк-вокалистка Алена Романова."Девушка в коллективе все-таки отличается от девушки на корабле. Мы стали мягче, добрее, потому что Аленушка окормляет нас нежностью. Она наша сестренка. А мы - шесть гномов или медведей.
Я очень рад, что она у нас. Раньше она работала в группе Zventa Sventana. Давно искали вокалистку, именно народницу. Я не люблю женский эстрадный вокал - он обычный, попсовый. А у Алены есть корни, и она зрит в корень. Это образованный, нежный, чуткий, симпатичный человек.
Алена поет русские народные песни в замечательных аранжировках, которые делает Константин Шумайлов. В народной песне есть то, на что можно опереться. Особенно в такие слепоглухонемые времена каждый ищет точку опоры. Народная песня - это удивительная музыка, и она совершенна: над ней работало очень много гениальных людей".
О старых и новых песнях
"Сейчас на концертах очень актуальны песни "Еду я на Родину", "Свобода", "Это все". Зал все время их требует и не расходится. Когда-то такой песней была "Осень". Но мы отбились от нее. Она чуть было нас не похоронила. Мы ее даже какое-то время не играли назло. Говорил на концерте: "Нет - и все! Хотите - уходите, сдавайте билеты". И - перебороли! А сейчас спокойно поем много старых, душевных песен.Нам очень хотелось играть музыку сегодняшнего дня. Конечно, я не смог изменить свой вокал, некоторые свои привычки, штампы. Но старался! Старался выйти в вокале на какие-то другие поля. А с другой стороны, менять вокал - неправильно. Тембр голоса поменять - что кастрацию [сделать]. Бред какой-то. Мужской вокал должен быть мужским вокалом".
О рок-музыке
"Рок-н-ролл сейчас - мейнстрим. Энергетика, точка соприкосновения всех сил, наверное, с него сошли. Рок-музыка сейчас как джаз раньше. На рок-концерты в России сейчас ходят не массы, а элитарная молодежь. И даже не на все группы.Но мы поднимаем стадионы. Стараемся там, конечно, людей не убивать альтернативой. Поем более лирические песни".
О попсе
"Понятие "попса" я расширил. Попса может быть и в органах власти, и т.д. Если открыть словарь Даля, то там "попсовать" - "извратить, испакостить что-либо". Всегда и везде люди довольствуются малым. Любителей сложной речи мало, неважно - джаз это, симфоническая музыка, народная (настоящая, не кабацкая), рок-н-ролл... Это естественный процесс. И мы относимся к этому философски".О будущем
"Не знаю. Загадывать [не берусь]... Мы плановой экономикой не занимаемся. Как жизнь покажет...Вот "Прозрачный" - это остросоциальная работа, армагедонистая. Мы там много накаркали из того, что сейчас происходит. Например, это такая песня, как "За тобой пришли". Сейчас времена тяжелые. А уныние - грех. Поэтому непроизвольно ищешь свет в конце туннеля. "Прозрачный" нам самим помогает держаться.
Главное - не быть кривым зеркалом времени. Жить, не бояться страшных, тяжелых вопросов. Может быть, искусство не отвечает на вопросы, но оно их хорошо ставит. Быть или не быть? До сих пор хороший вопрос для многих".