"Архив свидетеля войны" представит Беларусь на Венецианской биеннале
22.01.2015 16:35
—
Новости Культуры
На 56-й Венецианской биеннале Беларусь представит проект "Архив свидетеля войны". Алексей Шинкаренко и Ольга Рыбчинская выиграли конкурс кураторских концепций, объявленный Министерством культуры в ноябре минувшего года. Биеннале будет открыто для посетителей с 9 мая по 22 ноября 2015 года, а c 6 по 8 мая состоится конкурс национальных павильонов и кураторских проектов.
"Архив свидетеля войны" - это проект о человеке, погруженном во время, и его восприятии времени. В основе – осмысление двух мировых войн как событий, разрывающих хронологические рамки. Сам проект представляет собой увеличенные оригинальные архивные фотографии времен Первой и Второй мировой войны, сделанные в Беларуси, и воспоминания свидетелей тех событий. "Мы не адаптируем проект под международный контекст. Мы словно вводим голоса людей из Беларуси в международный контекст, утверждая не только право, но и обязательство на свою интерпретацию истории", - пояснила куратор Ольга Рыбчинская.
Зритель также погрузится в прошлое, сможет трогать предметы и взаимодействовать с объектами. Благодаря мультимедиа сможет увеличить фотографии, вглядеться в них. Система будет записывать поведение человека в павильоне, и на выходе посетитель получит запись, что он был участником проекта, то есть свидетелем. Осмыслив проект, человек тем самым оставит свой след в истории и уйдет с осознанием себя как активного участника, а не пассивного зрителя, поясняют кураторы.
В качестве пространства, где посетитель сможет переключиться, осмыслить увиденное, кураторы представят мультимедийную инсталляцию Константина Селиханова "Лес". Движение ветвей необъятного леса - это метафора вечности природы, говорят авторы концепции. Размышления художника о войне как катастрофе воплотились в прожженном портрете Ницше, сквозь который видно как медленно колышется бескрайний лес.
Планируется, что "Архив свидетеля войны" будет работать одновременно в Венеции и Минске. Между двумя площадками будет установлена видеосвязь, чтобы пришедшие могли делиться мыслями, обмениваться вопросами и ответами.
Заявок на участие в конкурсе проектов к биеннале было подано более 30. В жюри, определившее победителя, вошли представители творческих союзов и художники.
Второе место занял проект "Киносеанс" Константина Селиханова и Ольги Рыбчинской. Третье место отдали проекту "Реинкарнация" Григория Ситницы. По словам комиссара белорусского павильона на биеннале Натальи Шарангович, были представлены разнообразные концепции, и расхождения по голосам жюри между первым, вторым и третьим местом были в один-два голоса. Заявки были анонимные.
Объявляя победителей, первый замминистра культуры Ирина Дрига объяснила, что концепция "Архив свидетеля войны" покорило жюри глубиной философского смысла, необычностью формы и попыткой осмыслить и установить связь с событиями, которые волнуют общество. По требованиям самой биеннале, проект должен быть социально ответственным и поднимать важные социальные вопросы, представлять новый взгляд на проблематику современного искусства, а также воплощать креативную идею.
Концепция Шинкаренко и Рыбчинской соответствует девизу биеннале 2015 года – "Все судьбы мира" (All the World's Futures).
Сейчас подыскивают помещение для белорусского павильона в центре Венеции. Наталья Шарангович заверила, что он будет обозначен на карте города, в каталоге мероприятия, а также инсталляциями перед зданием, что не позволит зрителям пройти мимо.
Впервые Беларусь участвовала в Венецианской биеннале в 2005 году. Тогда были представлены работы Леонида Хоботова, Руслана Вашкевича, Игоря Тишина, Валерия Шкарубо, Владимира Цеслера и Сергея Войченко, Андрея Задорина и Наталии Залозной. В 2011 году на 54-й Венецианской биеннале Беларусь представила современную интерпретацию оформления Kodex. Участвовали Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров и Денис Скворцов.
"Архив свидетеля войны" - это проект о человеке, погруженном во время, и его восприятии времени. В основе – осмысление двух мировых войн как событий, разрывающих хронологические рамки. Сам проект представляет собой увеличенные оригинальные архивные фотографии времен Первой и Второй мировой войны, сделанные в Беларуси, и воспоминания свидетелей тех событий. "Мы не адаптируем проект под международный контекст. Мы словно вводим голоса людей из Беларуси в международный контекст, утверждая не только право, но и обязательство на свою интерпретацию истории", - пояснила куратор Ольга Рыбчинская.
Зритель также погрузится в прошлое, сможет трогать предметы и взаимодействовать с объектами. Благодаря мультимедиа сможет увеличить фотографии, вглядеться в них. Система будет записывать поведение человека в павильоне, и на выходе посетитель получит запись, что он был участником проекта, то есть свидетелем. Осмыслив проект, человек тем самым оставит свой след в истории и уйдет с осознанием себя как активного участника, а не пассивного зрителя, поясняют кураторы.
В качестве пространства, где посетитель сможет переключиться, осмыслить увиденное, кураторы представят мультимедийную инсталляцию Константина Селиханова "Лес". Движение ветвей необъятного леса - это метафора вечности природы, говорят авторы концепции. Размышления художника о войне как катастрофе воплотились в прожженном портрете Ницше, сквозь который видно как медленно колышется бескрайний лес.
Планируется, что "Архив свидетеля войны" будет работать одновременно в Венеции и Минске. Между двумя площадками будет установлена видеосвязь, чтобы пришедшие могли делиться мыслями, обмениваться вопросами и ответами.
Заявок на участие в конкурсе проектов к биеннале было подано более 30. В жюри, определившее победителя, вошли представители творческих союзов и художники.
Второе место занял проект "Киносеанс" Константина Селиханова и Ольги Рыбчинской. Третье место отдали проекту "Реинкарнация" Григория Ситницы. По словам комиссара белорусского павильона на биеннале Натальи Шарангович, были представлены разнообразные концепции, и расхождения по голосам жюри между первым, вторым и третьим местом были в один-два голоса. Заявки были анонимные.
Объявляя победителей, первый замминистра культуры Ирина Дрига объяснила, что концепция "Архив свидетеля войны" покорило жюри глубиной философского смысла, необычностью формы и попыткой осмыслить и установить связь с событиями, которые волнуют общество. По требованиям самой биеннале, проект должен быть социально ответственным и поднимать важные социальные вопросы, представлять новый взгляд на проблематику современного искусства, а также воплощать креативную идею.
Концепция Шинкаренко и Рыбчинской соответствует девизу биеннале 2015 года – "Все судьбы мира" (All the World's Futures).
Сейчас подыскивают помещение для белорусского павильона в центре Венеции. Наталья Шарангович заверила, что он будет обозначен на карте города, в каталоге мероприятия, а также инсталляциями перед зданием, что не позволит зрителям пройти мимо.
Впервые Беларусь участвовала в Венецианской биеннале в 2005 году. Тогда были представлены работы Леонида Хоботова, Руслана Вашкевича, Игоря Тишина, Валерия Шкарубо, Владимира Цеслера и Сергея Войченко, Андрея Задорина и Наталии Залозной. В 2011 году на 54-й Венецианской биеннале Беларусь представила современную интерпретацию оформления Kodex. Участвовали Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров и Денис Скворцов.