Режиссер фильма - победителя фестиваля "Лістапад" о запросах белорусов, гнетущем европейском кино и сотрудничестве с "Беларусьфильмом"

Источник материала:  
19.11.2014 21:43 — Новости Культуры
Фильм режиссера Дарьи Юркевич "Баба, Ваня и коза" получил диплом в категории "игровое кино" в национальном конкурсе кинофестиваля "Лістапад". А в конце октября фильм отметили "Серебряной бульбой" и призом зрительских симпатий на 4-м Варшавском фестивале белорусского кино BULBAMOVIE 2014. У Дарьи диплом химика, режиссера и за плечами двухлетний курс во французской школе-студии Ле Френуа. TUT.BY узнал, как эти знания помогают в работе, какое кино нужно белорусам, чем они отличаются от европейской публики, а также поговорили о фильме, получившем награду на "Лістападзе".




Дарья рассказывает, что когда приехала учиться во Францию, возникла языковая проблема. Чтобы быстрее выучить язык, она стала ходить в кино на французские фильмы. "Я впала в депрессию от того, что вижу. Может, атмосфера отражает то, что происходит в обществе, но она гнетущая", - объясняет режиссер. Теперь она убеждена, что европейская и белорусская публика разная и запросы к кино у них другие: "Европейская публика более искушенная, уставшая. Там кино оказывается огромная поддержка и выпускается много фильмов, соответственно, выбор больше и публика критичнее".
 

"Славянская душа с явным советским влиянием"

"Россия тоже большая, разве можно все объединить: Москву, Питер и глубинку? Я бы сказала, что это больше славянская душа с явным советским влиянием. Румыны, поляки тоже нас очень хорошо понимают, понимают наши фильмы, потому что их это тоже коснулось", - пытается определить ареал, в котором будет интересно и понятно белорусское кино, Юркевич.
 
За годы творческого поиска она пришла к выводу, что белорусскому зрителю интересно "смотреть про себя", и такого кино в Беларуси не хватает. Доказательством тому, по мнению Дарьи, стал зрительский интерес к ее фильму "Зло", который сняла белоруска за свой счет. Право показа тогда купил кинотеатр "Победа", и после наплыва зрителей демонстрацию картины продлили на несколько дней.
 
Дарья Юркевич. Фото: Евгений Титко
 
"Белорусское кино должно быть об актуальных проблемах белорусов, люди должны узнавать себя в героях. Тогда картину будут смотреть", - говорит Дарья. Наиболее эффективным и трогающим за живое жанром кино о белорусах могла бы стать трагикомедия, считает она и тут же отмечает, что ее чрезвычайно сложно снимать. "Важно, чтобы это было смешно, но не пóшло и трогало зрителя. По мне, одним из самых гениальных фильмов в жанре трагикомедии является советский фильм про войну "Женя, Женечка и Катюша". Именно так и надо снимать про войну. Сначала очень смешно, а потом ты видишь трагизм войны, и это тебя застает врасплох", - несмотря на сложности жанра, Дарья старается снимать именно так.
 
А вот будет ли белорусский кинематограф интересен другим странам, зависит только от уровня каждой конкретной работы, считает она. "Сокуров – один из богов в Европе, билеты на его мастер-классы раскупаются за пять минут. Хотя раньше он снимал скорее про Россию, а не аллегорично, как сейчас, - доказывает свою мысль на примерах Дарья. - Пелешяна не все знают у нас, а в Европе его имя называют сразу после Тарковского".

 

"После того как я сдала квантовую химию, мне уже ничего не страшно"

Режиссер говорит, что на химфак пошла, чтобы успокоить родителей-инженеров. Они переживали, что дочь останется без высшего образования, просили ее получить диплом, а дальше уже заниматься, чем захочет. По словам Дарьи, она часто порывалась бросить учебу, но боялась расстроить родителей, так и доучилась до диплома.

Близкие, рассказывает Дарья, убеждены, что у нее дар к синтезу, поэтому лабораторные работы по химии у нее получались без знаний теории. "Но благодаря химическому образованию у меня теперь нет страха чего-то не понять. После того как я сдала квантовую химию, мне уже ничего не страшно", - рассказывает режиссер.
 
Зато, по словам Дарьи, она была счастлива, когда попала в Академию искусств и в расписании появилась "техника речи", "история кино", а не "химия высокомолекулярных соединений". "Я пыталась впитать все, что можно: ходила на занятия к актерам, операторам, ходила на занятие к Андрею Кудиненко, мы занимались монтажом. Но на выходе я снимала беспомощные фильмы в плане актерской работы", - переходит она к рассказу о французской школе-студии. Ле Френуа, по ее мнению, научила уважать свое дело и относиться к нему серьезно: "Этим часто болеют телевизионщики: они снимают много и теряют магию кадра. Вернуть ощущение этой магии можно, только относясь к тому, что ты делаешь, как к уникальному произведению".
 
Дарья Юркевич. Фото: Евгений Титко
 
По ее мнению, уважение к своей работе меняет и отношение других людей к фильму. Можно снять фильм с бюджетом миллион долларов, но в проект придут люди, которые хотят заработать, и не вложат в него душу, объясняет режиссер. Она называет кино синтезом, где важно, кто находится рядом. Режиссер не делает кино сам, он только стержень, и бюджет здесь не главное. "Беларусьфильм" получает большой бюджет, но основная часть денег идет на обслуживание огромного аппарата (юридического отдела, отдела продаж), и хорошо, если до съемочной группы дойдет половина средств", - говорит о финансовой стороне вопроса Дарья.
 
Рассказывая о своем опыте сотрудничества с "Беларусьфильмом", Дарья вспоминает, как ее с одной съемочной площадки перевозили на другую. Водитель ехал два с половиной часа, хотя расстояние было небольшим. В пять часов заканчивался рабочий день в павильоне, и так пропал целый съемочный день. Режиссер сравнивает этот случай с тем, который произошел на площадке фильма "Баба, Ваня и коза". Исполнительница главной роли забыла подштанники, Дарья за пять минут съездила за ними на своей машине, и так команда не выпала из графика.
 

"Каким бы вокруг все ни было странным, надо делать то, что идет из сердца"

О французском периоде учебы она рассказывает кратко - это другой мир. В качестве примера Дарья вспоминает свое первое впечатление от знакомства с преподавателями школы и их фильмами. Первой она увидела картину израильского режиссера Ави Маграби о войне с палестинцами. Камера все время дергалась, в кадр попадал кусок бороды режиссера, а снято все было так, словно камеру держали подмышкой. Еще больше ее удивило, что картина получила множество наград и мировое признание. "Я подумала, чему я тут буду учиться два года? Первый год я снимала, что хотела. Я презентовала свой проект комиссии, прежде чем запустить его в производство. А когда выходила готовая работа, комиссия удивлялась: "Это же классическое кино". Хотя получалось то же, что я презентовала вначале. От меня просили новое кино, нового взгляда и технологий. На следующий год я занималась инсталляцией. И я поняла, что каким бы вокруг все ни было странным, надо делать то, что идет из сердца. Но учение от противного – тоже опыт".
 

Фрагмент работы Дарьи во время обучения в Ле Френуа. Фото: из архива Дарьи Юркевич
Для поступления в школу-студию Ле Френуа необходимо пройти три отборочных тура. На первом кандидатов отбирают по портфолио и проектам, которые они будут реализовывать в течение двух лет. Следующие туры представляют собой собеседование с двенадцатью членами жюри. В конкурсе участвуют режиссеры, фотографы, художники из Японии, Китая, Алжира, США, Австралии и других стран. В финал проходит 25-30 человек. Обучение в студии длится два года, для каждого года ученик разрабатывает проект, который затем защищает перед комиссией из Министерства культуры. На каждый проект Евросоюз выделяет 10 тысяч евро. Объектом искусства может быть короткометражное кино, мультимедийные инсталляции, фотография и все, что связано с современным и актуальным. По итогам работы за год проводится большая коллективная выставка, на которую приглашаются коллекционеры, представители музеев и культурных сообществ, выпускается ежегодный каталог.

"Давайте расскажем про бабушку!"

В главной роли в "Бабе, Ване и козе" снялась непрофессиональная актриса Вера Токарева. Она всю жизнь мечтала стать актрисой, ей в молодости даже предлагали сниматься в кино. Но подруги в общежитии отговорили идти на пробы. До этого фильма Вера снималась лишь в массовке.
 
"Когда она приехала на пробы, я увидела интеллигентную старушку. Моя бабушка по сценарию жила в деревне, и я подумала, что типаж не подходит. А потом решила попробовать, сняли вставные зубы, и лицо бабушки преобразилось", - вспоминает режиссер. Однако выбор пал именно на эту актрису из-за ее взгляда - во время проб она посмотрела в камеру так, как это нужно было для фильма: кристально-голубые глаза, которые смотрят прямо в душу.



 
"Я только потом узнала, что весь фильм – это история нашей актрисы от начала до конца. Мистически совпало, что мы экранизировали ее жизнь, не зная этого. Она была настолько органична, что мы снимали с первого дубля", - рассказывает Дарья. Вторая бабушка -  Валентина Жукавец – подруга главной актрисы, с которой они знакомы всю жизнь. По сюжету в небольшой белорусской деревне жизнь бабы Серафимы вертится вокруг ее сына, алкоголика Вани. Не имея в союзниках никого, кроме белой козы Маньки, баба Серафима начинает войну против соседки Глаши, которая варит и продает в деревне самогон.






Фильм сама режиссер называет семейным. Даже местный кот, которого не было в сценарии, снимался за молоко и заходил и уходил из кадра, когда это от него требовалось. 15 минут, что длится фильм, снимали 6 дней в октябре. Было холодно, бабушки спали на печке. Все вставали в пять утра, чтобы успеть снять за короткий световой день. Интерьерная часть в фильме - дом бабушки и дедушки самой Дарьи, а снаружи – дом соседа. Ваню сыграл сосед Владимир Козорицкий, бывший, но в фильме действующий алкоголик.
 
Музыки никакой в фильме нет, это установка режиссера. "Я хотела перестать прятаться за музыку. Она драматургически поддерживает, но упрощает историю. Самое интересное – работать со звуками и создавать музыку из них", - объясняет Дарья. Один из самых сильных эпизодов был снят случайно: через съемочную площадку прошло стадо коров. Бабушка начала их гонять, а в фильме так оказались переданы силы, которые надвигаются на героиню и с которыми она пытается бороться.
Дарья Юркевич родилась и выросла в Минске. Окончила химический факультет БГУ и Белорусскую академию искусств. В 2006 году получила главный приз фестиваля Magnificat за фильм "Бог действует через людей". В 2007 году прошла конкурс в международную школу-студию во Франции Le Fresnoy, где сняла два короткометражных и документальных фильма, представленных на различных международных фестивалях.
 
Избранная фильмография: "Дети войны" (2004), "Бог действует через людей" (2006), "Н.В. Гоголь. Путешествие ко святым местам" (2006), "Когда твой сын режиссер" (2007), "Под одеялом" (2008), "После нас хоть потоп!" (2009), "Максим и Дарья" (2011).
 
←Художник Алесь Квятковский рассказал о снах пчел зимой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика