Иван ПОДРЕЗ (ОНТ): «Вот-вот наступит время, когда телеаудитория устанет от чернухи, ужасов и вернется к искусству»
— Иван, а какие еще проекты с твоим участием стартуют к новому ТВ-сезону?
— В стадии подготовки «Легенды. Live». Проект расскажет о музыкантах, которые изменили свое поколение, изменили музыку своего поколения. И смысл программы в том, чтобы через какие-то биографические данные, исторические факты знакомить зрителей с известной музыкальной группой или артистом. И это будет происходить только на белорусском языке.
Мы хотим выпустить для начала десять программ: о «Песнярах», «Машине времени», «Биттлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Браво», «Нирване», «Металлике» и «Бобе Марли». Думаем, что программа «Легенды. Live» будет еженедельной.
— Ты в проектах не только телеведущий, но и автор сценария…
— Да. И в «Легенды. Live» пишу подводки и сам их озвучиваю. К сожалению, я редко работал с родным языком, хотя его очень люблю. Но в последнее время много читаю литературы на белорусском. Считаю, что в нашем ТВ-эфире, к сожалению, очень мало родного языка. Эту ситуацию мы стараемся исправлять. Конечно, есть у нас каналы, которые вещают сугубо на белорусском, но, к сожалению, родной язык пока не стал модным. Надеюсь на перемены и что мы нашей программой внесем в это свою лепту…
— Сложным ли был твой путь на ТВ?
— Попал я на телевидение в 2001-м. Есть такая игра «Дебаты», в которой я участвовал. С другом мы успешно сражались в студенческой лиге, в национальной сборной Беларуси. Ездили на чемпионаты Европы, мира. И тогда молодежная программа «5х5» на Белорусском телевидении рассказывала о «Дебатах», естественно, меня пригласили. После эфира ко мне подошла Тамара Михайловна Пинигина, режиссер проекта«5х5»: «Ты выглядишь неплохо, язык подвешен хорошо. Давай попробуем, поработаешь в проекте!» Конечно, первые эфиры были очень нервными. И дело даже не в том, что говорить, а в том, куда смотреть, как работать с камерами, реагировать на публику. Но я как-то достаточно быстро влился в работу. И на программе «5х5» отработал несколько лет. С тех пор так или иначе моя жизнь связана с телевидением. Но, правда, был период, когда я работал только на радио. И оно мне тоже доставляет массу удовольствия.
— Были ли курьезные случаи во время эфиров?
— Когда работал на радио. Это был мой второй или третий эфир. Я вел программу по заявкам. И тут молния ударила в вышку, выбило передатчики. Была стрессовая ситуация. Эфир стал. И работал только проигрыватель компакт-дисков. Но поскольку я не очень хорошо управлялся с аппаратурой, одну песню мы послушали раз восемь…
— Ты окончил лингвистический университет, хотел стать переводчиком?
— Не мечтал о такой карьере. Так получилось, что переводчиком работал чуть ли не со старших классов школы. И шел в иняз на педагогический факультет. С другом рассудили так: мы и так переводим, а чтобы преподавать, нужен диплом. Скорее, в один момент я думал об академической карьере, связанной с англо-американской литературой. Но я понимал, что, наверное, недостаточно усидчивый для научной работы.
А в детстве я хотел быть десантником, крановщиком, писателем, банкиром и рок-звездой...
— Иван, ты побывал в более чем двадцати странах. Наверное, ты — полиглот?
— Нет. Относительно хорошо говорю по-английски. В инязе еще учил немецкий. Но получилось так, что немецкий стоял либо первой, либо последней парой. И когда возникал вопрос: выспаться или пойти на лекцию, то обычно ответ был в сторону первого. И поскольку я постоянно где-то подрабатывал, то с последней пары зачастую просто уходил. Так что с немецким у меня отношения не сложились. То есть могу объясниться где-нибудь в кафе, в забегаловке на автобане, заказать себе картошку с сосисками, но не более того. Я понимаю и французский, на очень элементарном уровне могу общаться.
— Путешествия по разным странам — это хобби?
— Есть люди, как, например, Денис Дудинский, которые целенаправленно путешествуют. Я таких людей очень уважаю. А я много колесил в студенческие годы, ездил по дебатным турнирам. Участвовал в программах школьного и студенческого обмена. Вот тогда объездил много стран. А сейчас у меня стандартный набор: Турция, Египет. У меня жена — украинка, поэтому часто езжу в соседнюю страну. Как-то было, что во Францию зачастил. И по Беларуси люблю ездить. И теперь у нас, как и в России, наступает такое время, когда людям интересно то, что происходит в родной стране.
— С деревней какие-то контакты имеешь?
— В деревне бываю редко. Оттуда у меня в основном бабушки и дедушки. Мне кажется, в деревне очень здорово. Люди другие. Какие-то более настоящие. Минчане тоже хорошие люди, просто темп жизни у них другой.
Когда-то я работал переводчиком, и мы ездили по деревням. Самое большое впечатление, конечно, осталось от полесских деревень. Там сохранилось нечто такое, чего вообще нет нигде в Беларуси. Вплоть до языка.
Помню, в полесскую деревню я приехал с американцем, который ожидал, что я буду с ходу переводить. А я не мог, потому что не понимал полешуков. Бабушки обращались к американцу, задавали какие-то вопросы, а я только догадывался, о чем они говорят. У них речь — это смесь украинского, польского, белорусского и русского языков. Свой диалект. Там своя культура, свои песни… Та поездка для меня была, наверное, самым сильным впечатлением от белорусских деревень.
— Иван, а чем занимаешься, кроме работы?
— Играю на гитаре. Я — большой фанат всяких гитарных эффектов, звуков. Если есть свободное время, сижу, сочиняю. Занимаюсь в свое удовольствие. Кроме игры на гитаре, провожу время с моим маленьким сыном. Зовут его Климентий. Ему 8 месяцев. У нас на днях вылез первый зуб.
Почему так назвал сына? В честь друга. А меня назвали Иваном в честь дедушки. Он был брестчанином до мозга костей.
— Расскажи немного о семье. В ней были журналисты?
— Журналистов не было. Мама — архитектор, отец был инженером, работал в комсомоле какое-то время. Потом у него появился свой бизнес. Моя жена — врач. А дедушки и бабушки — обычные труженики. Кто-то из них был учителем, кто-то — большим партийным функционером, как дедушка Вячеслав Федосович Подрез. Им горжусь. Он всю войну прошел, получил два ордена Красной Звезды.
— Иван, а какими достижениям гордишься?
— Больше всего — своим Климентием. Во-вторых, горжусь тем, что нашел дело по душе. И занимаюсь им профессионально. Потому что большое количество людей просто отрабатывают с девяти утра до шести вечера, трудятся не за удовольствие, а за получку. И я понимаю, что у меня не так.
Мне повезло с телеканалом. На ОНТ собралась хорошая команда, подобрались такие люди, которые производят лучший в стране телевизионный продукт. На телеканале дают креативить.
Достижением считаю то, как вся наша команда работала над церемонией «Телевершины», которую в этом году проводил ОНТ. Я тоже был в креативной группе. Считаю, что все получилось здорово. Мы внедряли какие-то новые штуки, постановочная работа была колоссальная.
— Ты с пяти лет занимался музыкой, откуда такое желание?
— Поскольку детство у меня было небогатое и советское, то, по большому счету, из развлечений был проигрыватель, который имелся в доме, а также пластинки Высоцкого, ну, и всякие хулиганства во дворе.
Помню, родители мне предложили: «Отдадим тебя в музыкальную школу». Я ответил: «Хорошо, но тогда я буду играть на гитаре, как Высоцкий». Об этом заявил и приемной комиссии. Но поскольку мне было только пять лет, меня не взяли обучаться игре на гитаре. И отдали учиться игре на пианино. Несколько лет я мучился. Приходилось играть гаммы по вечерам, а там же — футбол, друзья-хулиганы, можно окно разбить, на дерево залезть, во дворе стройка — колоссальная «замануха». И, в общем, был я некоторое время плохим учеником, а потом уже в более сознательном возрасте — лет в одиннадцать-двенадцать — сам сказал: «Давайте, еще буду учиться играть на гитаре». По двум классам окончил музыкальную школу.
— Для мужчин всегда очень важно сделать карьеру. Ты доволен нынешним положением дел в работе или стремишься к чему-то еще?
— Никогда не был карьеристом, никогда не хотел руководить. Меня больше всегда интересовал творческий процесс. В этом смысле доволен всем.
— Каким тебе представляется завтра телевидения и радио?
— Точно таким же, как и сейчас. Прекрасное время для их развития, потому что конкуренция становится просто колоссальная. На первый план выходит творчество, то, чем ты можешь удержать внимание зрителя или слушателя максимально долго. И это порождает креатив.
Но в то же время с желанием многих телевизионщиков максимально охватить количественную аудиторию иногда забываются качественные моменты. И тут есть обратная сторона медали: понятно, что креатив продается хорошо, но так же хорошо продается всякая чернуха, криминал. Потому что во главе угла стоят рейтинги и то, что телевидение должно существовать за счет рекламы.
Но я думаю, что наступит момент, когда люди начнут мыслить по-другому. Потому что человек — существо, прежде всего, духовное. Вскоре должно наступить время, когда аудитория устанет от чернухи, ужасов, возникнет потребность в чем-то более творческом, более высоком, люди снова захотят вернуться к искусству…
— Иван, спасибо за интересное интервью! Успехов во всем!
Вера ГНИЛОЗУБ, «СГ»