Золотой ключик для бронзового Буратино
Девочка с зонтиком, дама с собачкой, бабушка с семечками, почтальон на велосипеде, повозка с лошадьми… Что в этом ряду лишнее, а чего не хватает в городской скульптуре, сформируются ли вокруг нее свои неповторимые традиции и ритуалы?
Вспоминаю, какой ажиотаж в конце девяностых вызвали бронзовая незнакомка и прикуривающий дядечка работы Владимира Жбанова в минском Михайловском сквере.
Кажется мне, что в альбоме каждой столичной семьи, да и у многих приезжих (находятся-то скульптуры около вокзала) тогда обязательно появились фотографии с этими персонажами. Тут же в народе пошли гулять поверья: если подержишь бронзовую даму за коленку, то вскоре встретишь свою вторую половинку; дядечке же то и дело вкладывали в руку сигаретку в расчете на удачу. Потом здесь же появилась девочка с зонтиком, но и тогда, кажется, никто и подумать не мог, что подобные фигуры могут выйти за пределы сквера и заселить весь город. Сегодня это факт. А в начале века, напомним, девочке пришлось несладко: вандалы несколько раз «отбирали» у нее зонтик.
Сейчас, спустя пятнадцать лет после появления первой городской скульптуры в Минске, точное их количество никто не берется назвать. На Комаровке, около ратуши, кинотеатра «Октябрь», бани № 7, ЦУМа… В Бобруйске, Молодечно, других городах. У Жбанова при жизни появилось много последователей, а уж после его смерти…
Нынче, имея в кармане или казне предприятия определенную сумму денег, практически каждый желающий может установить приличную скульптурку около своего дома или офиса. И такое случается. Надо заметить, иногда совершенно не к месту.
Этим экскурсом в историю вопроса я подвожу читателя к восприятию идеи, инициативы, если хотите, с которой выступает Анастасия Нечаева, героиня одного моего материала и дочь народного артиста России Леонида Нечаева. Настя ищет способ увековечить память своего отца в Минске, где он прожил счастливых семнадцать лет, снял свои лучшие фильмы: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Не покидай» и другие. И сделать это она предлагает очень интересным, а для меня лично просто фантастическим способом: установить в городе скульптуру Буратино. Поскольку именно с этого персонажа началась звездная карьера папы Насти, да и вообще, Нечаев, оказывается, долгие годы хранил тот самый золотой ключик из фильма, он был его талисманом.
Есть, правда, в этой ситуации один пикантный момент: Буратино в фильме сыграл ныне здравствующий Дмитрий Иосифов. Но Настя уверена, что актер, с которым она знакома с детских лет, будет не против.
Идея, скажем так, еще в стадии идеи. Для ее материализации нужны будут и разрешение властей, и, как ни банально это звучит, деньги: нескольких тысяч долларов, что есть у Нечаевой, сегодня едва хватит на бронзовый ключик.
Но давайте и мы поверим в то, что в жизни есть, должно быть, по крайней мере, место сказке. И я, и мои сын с дочкой за то, чтобы она осуществилась. Чтобы бронзовый хитрый и бесконечно любимый нами Буратино встал на постаменте, например, у минского Театра кукол. Согласитесь, здорово ведь будет.
Скоро ли сказка сказывается, скоро ли дело сделается, то есть материализуется ли Буратино в столице, — покажет время. Но кто, к примеру, откажется от такой «сказочной» перспективы: вы приходите к Буратино, третесь носом о его длинный нос, шепчете волшебные слова — и, пожалуйста, уже завтра ваши заветные пять сольдо превратятся в… Впрочем, пусть каждый сам представит, во что именно.
P.S. А мне вспоминается скульптура писающего мальчика в Брюсселе, к которой мы как-то пробирались сквозь толпы туристов. Ничего особенного, надо признать. Людей притягивает не бронзовая фигурка, а легенда, согласно которой ребенок тонкой струйкой потушил горящий город. Так вот: скульптур у нас много, а легенд пока не хватает.