Алексей Евсеев: "Будущая художественная элита в Витебске растет в темных помещениях"
21.04.2014 11:49
—
Новости Культуры
Каков сегодня витебский художник и что необходимо ему делать для собственного продвижения и самопрезентации?
- Я выпускник худграфа, и этот факт делает меня универсальным художником. Я работаю в жанре живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. К самопрезентации нужно подходить комплексно. Сайт обязательно нужен как открытка, как фотоальбом художника. Но с сайтом нужно работать, далеко не каждый человек, который пользуется в повседневной жизни интернетом, может продвигать сайт. У меня нет сайта, я выкладываю свои работы в соцсетях. Больше люблю Faсebook. Если "ВКонтакте" общение через группы, в Faсebook общение через людей.
Витебску не хватает сайта галереи или другого коммерческого сайта, который мог бы продвигать и продавать работы художников за пределы Витебска в том числе. Такой единый сайт будет раскрученным брендом, и его легко будет найти в Сети, а кому нужен в Сети сайт Алексея Евсеева?
Прежде всего, художник должен быть личностью, иметь свою твердую позицию, взгляды и образ жизни.
В чем уникальность творческого метода и манеры живописи витебских художников? Что вы вкладываете в понятие "витебская художественная школа"?
- Я бы сказал, что минская школа академичная, а витебская - авангардная. Это наследие идет от Казимира Малевича. К сожалению, в современной витебской художественной школе от Кандинского была взята грязь, от Шагала - эскизный, небрежный подход к живописи. Нет бы взять лучшее - экспрессию Кандинского и актуальность Шагала.
Современная витебская художественная школа базируется на авангарде, в котором присутствует романтическая веточка. К романтической веточке я отношу Олега Захаревича, Сергея Сотникова и Олега Костогрыза. Это яркие представители нетипичной витебской школы: они используют понятные людям сюжеты и чистые краски. Николай Дундин, Виктор Шилко и Олег Сковородко - представители авангардного направления. Они сумели взять от авангардной традиции витебской школы лучшее - актуальность, экспрессивные, яркие, насыщенные цвета без довлеющих витебских темных колоритов.
Почему витебская живопись строится на темных колоритах? Потому что бытие определяет сознание. Зайдите в учебные корпуса и общежития "техноложки" и художественно-графического факультета и посмотрите, в каких условиях растет будущая художественная элита: темные, плохо оборудованные помещения, в этом нет эстетики.
Худграф учит рисовать, поэтому худграфовцу трудно отойти от законов живописи. Если человек не имеет собственного мнения, он долго идет в своем творчестве так, как его учили, - это мешает креативу. В технологическом университете студентов учат постоянно штурмовать, думать. Худграф выпускает лучших рисовальщиков, а технологический - лучших творцов. Если сплавить эти два накопленных опыта, мы имели бы мощную витебскую художественную школу.
Какова роль арт-критика в современном художественном процессе и формировании арт-рынка?
- Арт-критик должен формировать общественный взгляд на искусство, но не должен объяснять зрителю художника. Зритель напрямую общается с картиной, помощник в этом процессе не нужен. Если художник не закладывает символы, требующие расшифровки, то зритель может прийти на выставку и посмотреть, например, на жизнь старого самовара.
Задача прессы - освещать событие, а задача арт-критика - донести ценность художника до зрителя и помочь ему определиться с выбором в мире искусства. Но поскольку институт арт-критики в Витебске отсутствует, пустующую нишу заняла пресса. Она освещает событие на уровне ритуала, который можно свести к двум понятиям - "дифирамбы и бенефисы", и это правильно, потому что открытие выставки - это всегда праздник. Но позже, если есть о чем писать, как послевкусие должна появиться статья арт-критика - его компетентное и профессиональное мнение. Мнение - это повод для дискуссии, но не для ссоры. Не все витебские художники готовы к такому мнению, да и арт-критика в Витебске нет.
Как развивается галерейный бизнес в Беларуси и, в частности, в Витебске? На ваш взгляд, витебский галерист для художника - агент или работодатель?
- После учебы я был молодым и наивным, верил, что галеристы должны продвигать мое творчество, а зрители - покупать мои работы. Осознание, что это не так, далось очень трудно. Но я перепрограммировал свое восприятие: получив образование, я получил не готовую рыбу, а удочку.
Если работа честная, ее не стыдно продавать ни в галерее, ни на улице, но вы должны понимать, что продается попса: котики, пейзажи и обнаженные девы. Сегодня я говорю спасибо галерее за то, что мне предоставили площадку и дали возможность выставляться. Я не жду от галереи большего. В Беларуси большинство галерей выполняют роль художественного салона по реализации предметов искусства, продвиженческая работа в них не ведется. Почему? Потому что мы еще не готовы к европейскому формату арт-рынка.
Если кто-то рассуждает, что сотрудничать с галеристом - это кабала, я скажу: это выбор. Быть хорошим коммерсантом и хорошим художником - это разные вещи. Я знаю, сколько должна стоить моя работа, этим я говорю, что я готов работать за такое-то материальное вознаграждение. Если это принесет кому-то удачу в разы больше - пожалуйста, это его работа.
Если ты на арт-рынке не первый год, то заказчик находит тебя сам, но бывает, и полгода проходит, а никто не обращается. И это хорошо - есть время на себя и на творчество.
В наш исторический период преобладает визуальная культура. Практически всю информацию современный человек получает посредством визуальных образов - это телевидение, фотография, реклама, дизайн, интернет. Как привлечь внимание зрителя, пресыщенного визуальными образами, к еще одной визуально-информативной форме - живописи и графике?
- Зачем сытого кормить?! Cовременное сознание психически больное и стремится к смерти. Основной тезис: "Все должно быть идеально!" Но! Упорядоченность - есть смерть материи. К гармонии надо стремиться, а не к порядку. Идеально ровные стены, острые углы, пластик… - в этом нет души. Отсутствует уважение к собственному и, как следствие, к чужому труду. Даже среди творческих людей, архитекторов и дизайнеров, встречается пренебрежение к ручному труду. Заказчику за ту же цену часто предлагают поклеить принт вместо росписи. Бывает, доходит до абсурда: художника пытаются нанять, чтобы закрасить стыки между фотообоями! Художественная роспись в сознании потребителя отличается только тем, что у нее нет стыков.
Пока повседневный зритель не переживет переоценку ценностей, ничего не изменится. Мои друзья из Европы говорят, что в людях начинает просыпаться тяга к ручному труду, к уникальным артефактам. Искусство никогда не станет массовым - это утопия. Акцент должен быть на качество, а не на количество. Долг художника - сделать искусство тем желанным бриллиантом, который каждый жаждет иметь, но не каждый может.
Беседовала культуролог Оксана Кузина, газета "Твой город".