Посолить сало, сделать кровянки...
— Мы всегда держим несколько свиней, — беря в руки инструмент для убоя, рассказывает владелец одного из лучших личных подсобных хозяйств в Пешках Леонтий Крук. — Это очень хорошее подспорье для семьи.
— А не жалко хрюшек? — интересуемся у хозяина. — Ведь долгое время выкармливали, привыкли к кабанчику…
— Жалко, конечно, — вздохнув, отвечает Леонтий Якимович. — К ним действительно привыкаешь. Был у нас поросенок, который сам подавал корыто и хрюкал, давая понять, что он подготовился к еде. Моя жена, пока идет убой, остается в хате. Она этих дел не касается. Помогают сыновья, а если их нет, то в силах пока и сам. За много лет уже наловчился. В обязанности супруги входит приготовление обеда.
Вообще, опробовать свежину сразу после того, как разделанную тушу положат в кладовку охлаждаться, давняя традиция. Участвуют в ней все, кто был задействован в этом ответственном деле. Пробуют только что обжаренное мясо, обсуждают, какие яства приготовят из кабанчика, чем угостят родственников и соседей. В Пешках это давняя традиция, от которой, правда, многие хозяева теперь отказались. Но Леонтий Крук ее по-прежнему придерживается.
Подходим к сараю. Кабан, почувствовав неладное, не хочет выходить. Для приманки хозяин использует рапс, убранный по осени на своем поле. Проходит всего лишь несколько минут, и ответственное, немного неприятное дело завершено.
— Если удар точный, то все проходит быстро, — поясняет хозяин. — Сейчас осмалим тушу, а потом примемся за разделку.
Наблюдая за уверенными движениями Леонтия Якимовича, нельзя не восхищаться, как ловко у него все получается. К слову, тонкости этого непростого ремесла он передает и сыновьям. Учит, как правильно солить сало, коптить мясные изделия, делать другие лакомства. А приготовление колбас, сальтисона, кровянки — больше в женской компетенции.
— В деревне такое умение непременно пригодится, — считает наш собеседник. — Свиней люди держали и будут держать. Ведь это не только хорошее подспорье в домашнем хозяйстве, но и неизменные традиции. Да, в магазинах теперь есть все, но запах зажаренной шкварки, кровянки, которая истомится на «бляхе» в печи, домашней колбасы, подкопченной на ольховых дровах, особенный.
Александр КУРЕЦ, «СГ»
Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»