«Не валовое производство, а средства на счету определяют эффективность работы хозяйства», –

Источник материала:  
ВАСИЛИЙ ГУСТЫРЬ — человек на Гродненщине известный. Он — заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь, Почетный гражданин Гродненского района. Его имя вписано в Книгу Славы Гродненской области. А недавно из рук Президента страны Василий Николаевич получил орден Почета. Корреспондент «БН» встретился с орденоносцем и попросил его рассказать о себе, хозяйстве, трудовом коллективе.

— Василий Николаевич, 36 лет вы бессменно возглавляете СПК «Свислочь». Вспомните, пожалуйста, как все начиналось и почему вы выбрали профессию, связанную с сельским хозяйством?

— Родился я и вырос в крестьянской семье. Отец — участник Великой Отечественной войны, работал в строительной бригаде колхоза. Мать на ферме досматривала телят. Поэтому часть моего детства прошла в телятнике. После уроков торопился помочь маме. Надо было корма подносить, воду, выполнять другие работы. Когда учился в старших классах Ворониловской средней школы, что в Пружанском районе Брестской области, получил права тракториста.

Еще в школе твердо решил: буду агрономом. После одиннадцати классов подал заявление в Гродненский сельскохозяйственный институт. В то время поступить на агрофак было престижно. Абитуриентов набралось 4,8 человека на место. Аттестат у меня был неплохой: только две оценки «хорошо», а все остальные — «отлично». Вступительные экзамены сдал на три четверки и был зачислен на первый курс.

Получив диплом агронома, попросил распределить меня в Минскую область. Попал в колхоз имени Фалько Дзержинского района. Оттуда пошел на службу в армию. Уволившись в запас, вернулся обратно в район — в колхоз имени Ленина главным агрономом. Вскоре женился. С супругой решили переехать на ее родину — она родом из известного на Гродненщине «Прогресса». Так с 1972 года я обосновался в Гродненском районе.

Первым местом работы на Гродненщине для меня стал колхоз имени Заслонова. Председателем хозяйства был Иосиф Иосифович Левонец. Ему я благодарен за науку. Проработал там три года, после чего меня направили секретарем партийной организации в колхоз имени Ленина. Вскоре его присоединили к колхозу «Октябрь», где мне предложили должность заместителя председателя. Сразу же меня отправили на шестимесячные курсы по подготовке руководящих кадров. По окончании курсов первый секретарь райкома партии Антонина Белякова привезла меня в совхоз «Свислочь», который в то время входил в состав трехста молочно-овощных хозяйств. Здесь начали строить современную молочно-товарную ферму. Овощеводство  тогда было самой непрестижной отраслью, поэтому перспективы вырисовывались неопределенные.

Принял совхоз в апреле 1977-го. В том году убирать капусту мы закончили 3 декабря. А пятого ударили морозы. Повезло — успели. В следующем году у нас был настоящий подъем. Так рванули, что прыгнули, как говорится, выше головы. Собрали небывалый урожай зерновых — 40 центнеров с гектара, 300 — картофеля, на 600 или 700 литров молока от коровы приросли за год. В то время это можно было назвать фантастикой.

— Благодаря чему смогли сделать столь значительный рывок?

— Просто удалось навести элементарный порядок в агротехнике, дисциплине. Подобралась команда молодых энергичных специалистов, желающих работать. Порой по 20 часов в сутки находились на ногах. Наладили жесткий контроль на полях и фермах. Это и дало результат. Причем, заметьте, без каких-либо финансовых вливаний.

Однако последующие годы стали годами разочарований. В 79-м засушило, в 80-м залило. Получили на круг только 19 центнеров зерна. Естественно, настроение упало, работать не хотелось. Еще несколько лет — никаких серьезных подвижек. На бюро райкома партии получил выговор. Уже начал думать, куда бы уйти. Я сейчас так говорю: если только есть нарушение технологии содержания животных, выращивания растений, то обязательно жди «засуху» или «наводнение» (на природу все можно списать). А 30 лет назад иной подход был. Но тут полоса неудач закончилась. Дела заметно поправились. В 1985-м и 1986-м получили хороший урожай. По многим производственным показателям хозяйство вошло в число лучших в районе. Постепенно изменили структуру посева. Нас заставляли много сеять зерновых, хотя для крупного рогатого скота нужны были травяные корма.

— В годы развала Советского Союза многие колхозы и совхозы не выдержали того хаоса, опустились на дно экономической ямы. Ваше хозяйство стойко перенесло эти трудные испытания.

— В 1992 году мы решили из совхоза сделать колхоз, это давало больше финансовой свободы. Районное руководство нас поддержало. В то время почти ни у кого не было денег, а мы имели их и активно развивались. Заасфальтировали дороги, улицы деревень, провели природный газ. Урожаи в те годы получали хорошие. Появились и рынки сбыта. Овощи, к примеру, хорошо шли в Россию.

С того времени мы позиций не сдаем и по молоку, и по урожайности зерновых, и по выходу кормовых единиц с гектара сельхозугодий. Реконструировали почти все животноводческие объекты, произвели капитальный ремонт мехмастерских. Постоянно на счету имеем деньги и практически никогда не пользуемся кредитами. Думали о собственной переработке сельхозпродукции, но решили, что вести ее будет сложно, поскольку хозяйство наше небольшое. Кстати, по результатам работы за этот год по надоям молока от коровы наш сельхозкооператив первый в области, по зерну, с учетом кукурузы, второй в республике. По урожайности сахарной свеклы хозяйство уже третий год подряд занимает первое место в стране. Согласно недавнему постановлению Минсельхозпрода, по заготовке кормов мы вновь первые на Гродненщине.

— Василий Николаевич, хозяйство достигло довольно высокого уровня в производстве сельхозпродукции, когда добавлять становится все сложнее. Какие видите перспективы в дальнейшем?

— На мой взгляд, надо убрать из отчета такой показатель, как рост валовой продукции. Ведь сегодня важнее не произвести, а выгодно продать и иметь от этого прибыль. Если взглянуть на сегодняшнюю сводку, видно, что «Свислочь» продает 21 килограмм молока в расчете на корову, а кто-то — только 12. Хотя вал у них выше. И товарность молока у нас 95 процентов, у других — 75. А с этого складывается рентабельность. Ведь можно иметь большое валовое производство продукции, но при этом оставаться без денег. Надо думать, все просчитывать экономически точно. Если есть финансовые средства на счету, значит, хозяйство функционирует нормально. К примеру, некоторые сельхозпредприятия выбрали деньги за молоко почти на год вперед. Разве это разумно?! Необходимо жить по средствам. Этим принципом намерено руководствоваться наше хозяйство и в дальнейшем.

В 2014 году мы планируем полностью завершить реконструкцию молочно-товарной фермы «Центральная». Молоко приносит кооперативу хорошую прибыль, поэтому мы заинтересованы в его увеличении. Сегодня в хозяйстве 940 коров, думаем, что нам вполне по силам содержать 1200. Соответственно увеличится и производство говядины. Теперь у нас 3400 голов крупного рогатого скота на 2670 гектаров сельхозугодий, но мы можем содержать 4 тысячи.

В дальнейшем намерены продолжать заниматься продажей племенного скота. Это неплохая статья дохода. Наши нетели хорошие, об этом знают не только в Беларуси, но и в России. Положительно о них отзываются хозяйства Владимирской и Воронежской областей, Татарстана.

Конечно, не останется без внимания и такая наша отрасль, как овощеводство. Овощи — наш конек. Хотя овощами мы занимаемся уже не в том объеме, как раньше. Но все же это товарная продукция, приносящая хозяйству прибыль.

Очень важно поддерживать стабильность производства, несмотря ни на какие капризы погоды. Нельзя допускать, чтобы один год урожай на полях был хороший, а второй — плохой. Надо всегда иметь достаточное количество товарной продукции, чтобы финансово чувствовать себя прекрасно.

— Земли в вашем хозяйстве, надо признать, специфические. За ними нужен особый уход. Поэтому и урожай хозяйству дается нелегко.

— Некоторые говорят, что, мол, в вашу землю посадишь оглоблю, а вырастет тарантас. Но те, кто наяву посмотрел, в каких условиях мы работаем, заявляют: не хотим такой земли и таких проблем. Двойной, а то и тройной тягой порой приходится вытаскивать сахарную свеклу с полей. Надо ломать голову над тем, как заехать на поле, чтобы завезти туда удобрения. Или как вспахать, когда мощный «Джон Дир» буксует в глине. А если весной глина засохнет — это страшно. Вчера вспахали почву, сегодня приезжаем сеять, а земля — настоящий камень. Приходится дробить почву, чтобы можно было заложить в нее семена. Такое производство очень затратное. Ранний сев — единственное спасение для глинистых земель. Стоит только немного опоздать с ним, и возникнет большая проблема со всходами. Специфику наших полей мы знаем и научились с ними работать.

— Никакая, даже суперсовременная, технология не позволит достичь хороших результатов в производстве сельскохозяйственной продукции без квалифицированных кадров. Я имею в виду не только специалистов высшего и среднего звена, но также и простых механизаторов, животноводов. Василий Николаевич, насколько знаю, ваш кооператив богат на людей профессионально грамотных, трудолюбивых.

— Основа хозяйства — это наши ветераны, которые трудятся здесь уже не один десяток лет. Возьмем, к примеру, Анатолия Борисевича. Сам он местный. Работал в «Свислочи» водителем автомобиля. Заочно закончил сельхозинститут. Теперь работает заместителем председателя хозяйства по животноводству. На нем, считай, держится вся отрасль. Раньше он тянул этот воз вместе с бывшим главным ветврачом Валерием Синицким. Но недавно Валерий Францевич ушел на пенсию, и проблем у Анатолия Николаевича прибавилось.

Давно и успешно трудятся в хозяйстве братья Геннадий и Иван Гайдели. Первый работает бригадиром овощеводческой бригады, второй — долгое время заведовал мехмастерскими, теперь, выйдя на пенсию, — мастер-наладчик.

Более тридцати лет назад партия прислала к нам парторгом Тадеуша Шидловского. Сегодня он — заместитель председателя сельхозкооператива по идеологической работе. Смотрительницей музея у нас работает его жена Зинаида Леонтьевна.

Уже на заслуженном отдыхе, но продолжает трудиться главным бухгалтером Зинаида Романовская. Когда-то она попала сюда по распределению. Потом ушла на птицефабрику, где работала экономистом, главбухом. Позже вернулась обратно.

Немало в СПК и других достойных людей. Взять хотя бы главного инженера Василия Шелега, агронома-овощевода Валентину Манкевич, заведующих производственными участками Сергея Урусова и Виктора Манкевича. Подают надежду и некоторые молодые специалисты.

Геннадий ГИЛЬ, «БН»

Фото автора

←На губернаторской елке в Витебске дети попадут на волшебный остров вместе с Питером Пэном

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика