Не дожил, не доснимал

Источник материала:  

Игорю Добролюбову исполнилось бы 80 лет

Он — один из кумиров моего детства. Часто бывая на репетициях и спектаклях студенческого театра БГУ (моя старшая сестра-физик играла в нем), я с детским восторгом внимала Игорю Добролюбову, Льву Томильчику, физику, ныне члену-корреспонденту Национальной академии наук, Римме Маленченко, филологу, ныне — заслуженной артистке республики. Плеяда личностей! Став старше, как и многие мои сверстники, старалась не пропускать ни одного спектакля «Аркадий Жигалкин» в Театре юного зрителя, где в течение двух лет в главной роли блистал Игорь Добролюбов. А потом он куда-то исчез…

Как оказалось, выпускник журфака БГУ поступил во ВГИК на режиссерский факультет, в мастерскую народного артиста СССР Михаила Ильича Ромма. И не просто учился там, а даже проходил производственную практику на съемках фильма «Девять дней одного года». Среди сподвижников главного героя, которого играл Алексей Баталов, в эпизодах можно увидеть красивого молодого физика в исполнении Игоря Добролюбова. В 1963 году, после окончания института, он вернулся в Минск на киностудию «Беларусьфильм». Правда, дебютировал здесь не как режиссер, а как актер, удачно снявшись в фильме Ричарда Викторова «Любимая».

Режиссерский же дебют с многообещающим названием «Иду искать» — первый игровой советский фильм, повествующий об отечественном ракетостроении. Интересно, что консультантом киноленты был аспирант Московского авиационного института, впоследствии дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Виталий Савостьянов. Это был фильм о поиске себя в профессии и своей темы в киноискусстве. И во всех последующих фильмах (а снял Игорь Михайлович четырнадцать картин), подобно своему учителю, он стремился искать и находить необычное, героическое в самых, казалось бы, простых явлениях.

О волнующих мастера темах говорят названия фильмов: «Шаги по росе», «Счастливый человек», «Третьего не дано», «Мама, я жив», «Осенние сны». Большинство его лент — о современниках, о тех, кто жил рядом и созидал настоящее во имя будущего. Будь то летчики-полярники в «Потому что люблю», строители-нефтяники Новополоцка в «Улице без конца», одержимые идеей открыть металлический водород ученики и их талантливые учителя в «Расписании на послезавтра».

Подростком переживший войну, познавший все тяготы того горького времени и пропустивший это через свое сердце и душу, он не мог не создать собственную кинопоэму о войне. Такой стала его картина «Иван Макарович».

За этот фильм Игорь Михайлович получил премию Ленинского комсомола Белоруссии. А еще были серебряная медаль имени А. Довженко за «Братушку» (совместное советско-болгарское производство), приз на Международном кинофестивале в Хихоне (Испания) за «Расписание на послезавтра» и много-много призов и дипломов на других кинофестивалях.

А приз зрителей за «Лучшую комедию 1983 года» по опросу журнала «Советский экран» получили «Белые Росы». Прошло тридцать лет, а этот фильм до сих пор остается одной из самых любимых и востребованных белорусских картин.

Игорь Добролюбов мечтал снять фильм по рассказу Василя Быкова «Желтый песочек». Не состоялись и еще многие замыслы режиссера.

Его удивительно доброжелательная и светлая книга мемуаров «Осколки памяти», изданная в 2006 году, заканчивается словами: «…Как Федос в «Белых Росах» благодарит солнце, так и я благодарю всех этих людей (с которыми свела судьба. — Авт.): Спасибо! Спасибо! Спасибо!»

Так и мы, ныне живущие, благодарим народного артиста Беларуси, лауреата премии Ленинского комсомола, обладателя приза Белорусского союза кинематографистов «За преданность киноискусству», педагога-профессора Игоря Михайловича Добролюбова. Он ушел из жизни 19 июля 2010 года. 22 октября этого года ему исполнилось бы 80 лет.

←ПРАЦОЎНЫ СТОЛ. Валярына Кустава. Хочацца пазбаўляцца ад лішняга

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика