Об истории главных улиц Минска
Леанiд Маракоў. Галоўная вулiца Мiнска (1880 — 1940 гг.) Кн. 1. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.
Эта книга, без преувеличения, уникальна, хотя посвящена истории всего одной улицы — нынешнего проспекта Независимости, который за свое существование сменил не одно название. Но я бы все же сказала, что данное произведение не об архитектурных памятниках, а о людских судьбах, об эпохе. Потому что адреса — всего лишь фон трагических событий. Кроме старых видов и планов зданий, в книге помещены рассказы об их жильцах. Аптекари и швеи, акушерки и инженеры, писатели и аристократы... Перед вами — просто фейерверк сюжетов, переданных скупым языком документов. Вот история человека, который взорвал минский собор Казанской Божьей Матери, впоследствии раскаялся и стал советским диссидентом. Вот история ротмистра Александра Грешнера, в 1905 году получившего выстрел в лицо от эсера Никифорова, и история семей жертвы и убийцы... Вот «буржуев» обкладывают «чрезвычайным революционным налогом», кто–то успевает уехать за границу, кого–то арестовывают... Вот «хапун» проходит уже среди новой, советской элиты... Вообще, по свидетельству автора, не было такого дома на этой улице, где бы никого не арестовали, ни одну социальную прослойку не минула чаша сия.
Улица условно разделена на четырнадцать кварталов, из них только пять описаны в первом томе. Кроме частных квартир, здесь были магазины, банки, гимназии, общественные организации. Разумеется, такая масса архивного материала вызовет замечания и споры историков. Но начало уникальному проекту положено.
Дорис Лессинг. Воспоминания выжившей. Амфора, Санкт–Петербург, 2013.
Книги этой писательницы стали активно переводиться и издаваться в нашем информационном пространстве после того, как в 2007 году Лессинг стала лауреатом Нобелевской премии. Всем захотелось составить собственное мнение о ее произведениях, тем более впечатляло, что автору было за восемьдесят и ее позиционировали как заслуженную феминистку. Впрочем, за долгую жизнь Лессинг увлекалась разными идеологиями, от коммунизма до суфизма. Роман «Воспоминания выжившей» — это антиутопия, в которой усматривают и философскую фантастику, и реализм, и психологическую прозу. Картина мрачного будущего: разгул демократии превратился в хаос, элита существует в замкнутом раю, свои законы устанавливают молодежные и детские банды, люди бегут из городов в абстрактную фермерскую тишь. У главной героини, упрямо остающейся в городском доме, поселяется девочка Эмили, сирота–беженка. Мы видим ее взросление, первую любовь к парню, пытающемуся организовать приют для беспризорников, разочарование, отчаяние... Но поскольку параллельно главная героиня видит какие–то «архетипические» сны о прошлом Эмили, в доме живет некое мифическое существо, воплощающее «особость» девочки, все повествование можно истолковать как притчу с феминистическим пафосом и психоаналитической подкладкой. Не является ли Эмили частью личности рассказчицы, а мир вокруг — игрой ее подсознания? Во всяком случае, рассуждения писательницы о цивилизации, семейном насилии и гендерных проблемах довольно любопытны.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия №93 (24230). Пятница, 24 мая 2013 года.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ