КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

Источник материала:  
16.04.2013 18:01 — Новости Культуры


Художница Надя Бука создает удивительный мир бутинанок. Начав с традиционных белорусских вытинанок, девушка пришла к собственному стилю. Она делает удивительно тонкие сюжетные картины с помощью бумаги и ножниц.

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке


Увидев впервые в Сети работы Нади, я подумала, что попала на страничку зарубежной художницы. Узнав, что Надя — белоруска, да еще и моя коллега (девушка работает корреспондентом на СТВ), я не могла пройти мимо этого человека, наделенного уникальным даром и очень личным видением бумажного пространства.

При встрече Надя сразу же дарит мне открытку собственного изготовления. За чашкой чая мы разговариваем о Пигласах, которые прилетают к влюбленным и питаются деревянными прищепками, и о том, как и почему вытинанка стала бутинанкой.


Несимметричная бунтарка

Мне были интересны именно ножницы. Рисунок — это основа всего, и ему я научилась у своего отца — он художник. Именно он дал мне первую хорошую школу. После я решила поступать в Молодечно в художественное училище на отделение декоративно-прикладного искусства. На первом курсе мы изучали именно вытинанку. Это и стало, наверное, точкой отсчета моего изобразительного искусства. Вообще, я бунтарка по характеру, революционерка, всегда пытаюсь найти что-то новое, свое. Мне поэтому очень сюрреалисты нравятся: они реалии отображают по-своему, у них свое видение.

Изначально вытинанки у меня получались не такими, как у всех остальных в группе. Преподаватели меня пытались переучить, как, знаешь, левую руку на правую переучивают. А потом поняли, что это бесполезно, что симметрии у меня в работах не получится, что у меня свое видение, они, можно сказать, опустили руки. Моей дипломной работой стало что-то среднее между вытинанкой и бутинанкой. Ни в одной работе, которых было двенадцать, не было симметрии. Это были сюрреалистические черно-белые иллюстрации к собственной поэтической книге на белорусском языке. Книга называлась «Вершы» — я тогда была еще Надзеяй Смальяковай.

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

Вырезать мне очень понравилось. Конечно, постоянная мозоль на пальце, но это все мелочи. Это на самом деле очень интересная работа, ведь когда ты вырезаешь, ты не знаешь, что у тебя получится в конечном итоге. Ты ее как снежинку разворачиваешь, кладешь на лист бумаги... Ножницы рисуют свое! В последнее время я рисую не столько на бумаге карандашом, сколько ножницами, ими делаю и выравниваю линии.


Хочу открыть свою студию

Честно скажу, я не видела, чтобы в Беларуси именно вырезали графику. Есть традиционная вытинанка — это сильная школа и я очень благодарна педагогам, которые занимались со мной в училище в Молодечно. Я знаю, что в Академии искусств тоже учат классической вытинанке. Но почему-то у нас не учат, как графику изобразить с помощью цветной бумаги и ножниц. Хотя за границей, например, силуэтное искусство развито достаточно хорошо. Может, я покажу пример, как с этим можно работать. Я бы очень хотела когда-нибудь открыть студию.

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке


Почему-то меня пока еще не приглашают давать мастер-классы. Я удивлена. Поэтому я взяла все в свои руки и пошла в минский музей и спросила, могут ли они мне дать площадь. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы у меня была своя студия, где я смогу заниматься с людьми, которым интересно это искусство. Совсем маленькие дети не поймут — это все-таки сюрреализм, а вот с людьми старше двенадцати лет было бы интересно. Пускай это будут мои ровесники или люди старше меня, неважно, но они попробуют работать в этом направлении. Это очень интересно даже художникам. Надеюсь, эта идея реализуется.

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке



Журналист по воле случая

В моей жизни многое решает случай, поэтому я верю в судьбу. Я собиралась поступать в Академию искусств на дизайнера интерьера. Мне очень нравятся интерьеры, и я до сих пор продолжаю их рисовать, студентам помогаю. Я готовилась к поступлению в академию. Когда оставалось где-то полгода до окончания учебы в училище, по телевизору шел сериал, главными героями которого были тележурналисты. Там журналистка брала интервью у Стинга, а он мне очень нравился. И я думала: это же можно вот так близко общаться с такими людьми! И в один момент я сказала маме: «Я, наверное, на журналиста буду поступать». Она, конечно, чуть не упала. И сказала мне: «Ты, конечно, Надюша, пробуй». Одним словом, я поступила на бюджет.

У меня к тому времени уже была семья, родился сын. К тому же, я училась на заочном и работала на двух работах. Я на местном телевидении в Молодечно вела новости, сама же для них делала репортажи и преподавала изобразительное искусство для деток в деревне. Попала туда по распределению и как Лобанович ездила. (смеется) К тому же, мне было очень интересно учиться! Я запоем читала книги, сама писала курсовые… Три года у меня была такая ну очень насыщенная жизнь.

Потом я попросилась на СТВ ведущей, меня взяли. Но работаю не ведущей, а корреспондентом — раз в неделю делаю сюжет на заданную тему для передачи «Большой город». В основном, это социальная тема. Культуру мне не дают, не знаю, почему… Я ушла на полставки, а все остальное время посвящаю семье и творчеству. Если бы не было этой новостной работы, я бы, наверное, улетела. Я художница — летаю в облаках. Как воздушный шар. А работа меня держит на земле. (смеется)


Пигласы и белорусский колорит

Пигласы — это те существа, которые стоят во главе моего пантеона, как Зевс в древнегреческой мифологии. Я про них даже фильм сняла, потому что очень часто спрашивают про них. Этот фильм — абсолютный экспромт! Делали его я и муж. Он сказал: садись и рассказывай. И я рассказала без сценария, просто из головы рассказала про придуманных мной Пигласов. Там так снято, что у многих вопрос: была я голая или одетая. Я была одетая. (улыбается)



Первого Пигласа я очень долго вынашивала. Иногда я его вижу у творческих людей. Ведь что такое Пиглас? Это глаз. И я его вижу в глазах творческих людей. Иногда я посылаю Пигласа, чтобы пожелать удачи — он вдохновляет. Пиглас оберегает влюбленную пару, чтобы люди не ссорились. У меня любимая игра — я люблю считать влюбленные пары. Вот иду по городу и считаю целующиеся пары… Если насчитаю больше пяти, то день удался, а если не увижу, то мне и грустно. Думаю: «Пигласы, где же вы, куда вы разлетелись?..».

Конечно, мне поначалу говорили, что я какой-то ерундой занимаюсь! У нас же как? Если ты не копируешь кого-то заслуженного, то ты странный человек, который дурью мается… Говорили разное, но я думаю, что Бог простит этих людей. Если бы это было мнение критика, я бы, конечно, прислушалась. Но пока что такого не было.

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

Ко мне как-то подошел мой одногруппник, который занимается дизайном, и сказал, чтобы я больше использовала белорусский колорит в своих образах. Потому как важно, чтобы в мире понимали, что ты — художница из Беларуси. И я начала больше внимания уделять белорусской символике, орнаменту. Я думаю, что и людям это тоже интересно. Национальный колорит должен быть. Это правильно. Белорусское искусство должно обретать новую форму, но не должно теряться.

КУЛЬТпоиск. Надя Бука. От вытинанки к бутинанке

Надя Бука — художник, журналист. Родилась 2 декабря 1981 года в Молодечно. В 1996 году победила в международном конкурсе «Дети мира рисуют Иерусалим». Композиция и сегодня экспонируется в главном музее Израиля. В 1999-2002 годах училась в Молодечненском музыкальном училище им. Огинского на отделении декоративно-прикладного искусства. В 2003-2007 годах — студентка факультета журналистики БГУ. В 2003-2005 годах преподавала изобразительное искусство в Красненской СШ (Молодечненский район). В мае 2011 года состоялась первая персональная выставка бутинанки «Нешта» в художественной галерее «Университет культуры» в Минске. В сентябре 2011 года открылась вторая персональная выставка в художественной галерее города Крупки. Декабрь 2012 года — третья выставка «У снежка» в галерее TUT.BY. Февраль 2013 года — выставка бутинанки в Республиканском театре белорусской драматургии.




Ася ПОПЛАВСКАЯ

←Международный фестиваль детского творчества "Золотая пчелка" расширит формат

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика