Ожидание неожиданного
Популярный в кино и театре, призер Национальной театральной премии 2011 года Павел Харланчук (на снимке) решил основательно попробовать себя в режиссуре.
До этого времени у актера уже были две, правда не самые удачные, попытки. Причем в главных театрах Минска. В Русском он поставил «Детектор лжи» Василия Сигарева. В Купаловском — «Самотны захад» Мартина МакДонаха. Обоих современных драматургов, ставших модными в России, Харланчук фактически впервые открывал белорусскому зрителю. Темы их пьес о темных сторонах человеческой жизни не обещали кассового успеха театру и огромного эстетического удовольствия тем, кто пришел в театр. Думаю, что Харланчука как актера они заинтересовали детальным психологическим исследованием характеров и поведения разных людей в экстремальной ситуации.
Желание вывести современный белорусский театр из привычно наработанной колеи рождает интерес ко всему, что можно определить как ожидание неожиданного. Недавно на сцене Республиканского театра белорусской драматургии состоялся еще один режиссерский дебют Харланчука — «Дожить до премьеры». И опять современный автор Николай Рудковский. И опять вовсе не горячая, но необычная тема. И опять возможность поработать со своими коллегами-актерами над трудным материалом. Все получилось. Теперь этот спектакль — одна из удач нынешнего театрального сезона.
Продвинутые критики окрестили работу как «экзистенциальный абсурд с оттенком подслащенной иронии». А вообще, это у драматурга и у театра совершенно иной взгляд на войну, предложенный новым поколениям, которые знают ее по рассказам ветеранов, литературе и кино.
Героиня произведения актриса Вера пытается войти в роль партизанки и ставит эксперимент над близкими. Ее муж Алексей, спокойный молодой мужчина из далекой от искусства сферы, — главная жертва этого эксперимента. Все вполне могло бы завершиться семейной трагедией и разрывом, если бы не искренняя любовь.
Как режиссер, Павел Харланчук стал своеобразным оптическим прибором, с помощью которого публика через незлой юмор, фарс, лирику, гротеск и даже натурализм рассматривает события прошлого и сегодняшнего и становится невольным свидетелем весьма сумасшедшего зрелища. С помощью сценографа Андрея Меренкова и художника по костюмам Елены Игруши произошло множество визуальных находок и цветовых контрастов. На вешалках не менее полусотни солдатских шинелей. В костюмерной театра вряд ли столько найдешь. Скорее это характерно для киностудии. Шинельные ряды двигаются, оживают, превращаются в массовку, как живые свидетели событий. На сером одинаковом фоне возникают красные гламурные фигуры второстепенных персонажей.
Людмила Сидоркевич (Вера), Александр Марченко (Алексей), Мария Петрович (Женщина) играют свободно, весело, легко и глубоко, диагностируя проблемы современности, такие как отношение к своей любимой работе, взаимопонимание, умение слушать друг друга, идти на жертвы ради любви. Горячая кровь спектакля «Дожить до премьеры» потекла благодаря новой пьесе, новому режиссеру, новому, свежему взгляду на человека и увлеченности всех, кто принимал в этом участие. Искусствоведы и критики сейчас много рассуждают о тех героях, которых должно воспевать современное искусство. Всем основательно надоели бизнесмены, бандиты, представители милиции, особы легкого поведения и нетрадиционной сексуальной ориентации. Но и передовика производства, как в прежние советские времена, не пригласишь на театральную сцену. Перспективно только заинтересованное разглядывание многообразия человеческой жизни.
Признаться, мне часто малоинтересна так называемая «новая драма» с ее чернушностью и фатальной безысходностью. Да и зритель не соглашается оплакивать свои реальные беды еще и в зрительном зале. Николай Рудковский сейчас стал популярным в Европе. Он работает для театра давно. Берет не количеством, а качеством. Выстреливает по-снайперски точно по самым актуальным проблемам. Павел Харланчук сейчас в самом центре театральной и кинематографической жизни, которая бескомпромиссно помогает увидеть, где фальшь, где правда, где погоня за деньгами, где искренняя боль. Драматург и режиссер намеренно заглядывают в тупики, чтобы понять простые истины мира, в котором живут. Их герои через смех и страдания доживают до премьеры. Вот и мы последуем за ними.