Искусство детского лепета
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
...Кто в свое время не читал "Вредные советы" Григория Остера? Абсурдистские, хлесткие, ироничные. Выворачивающие наизнанку все дидактические смыслы детской литературы. Они породили целый жанр и волну подражаний, к которой сам автор всегда относился с житейской практичностью: "Лишь бы деньги на этом не зарабатывали, а так пусть пишут..."
В конце 1990-х Остер попал в книгу Михаила Эпштейна и Александра Гениса "Кто есть кто в русском постмодернизме". В списке 170 фамилий. По мнению Гениса и Эпштейна, Остер - единственный сочинитель для детей, сделавший "вклад в развитие посттоталитарной русской литературы".
Любая хорошая книга, будь то "Вредные советы", "Улисс", "Люди на болоте", - продолжает жить в последующей экранизации или спектакле. Постановке "Вредные советы" московского театра "Школа современной пьесы" в этом декабре исполнится целых 10 лет! И все 10 лет это чистой воды театральное хулиганство с одобрения худрука Иосифа Райхельгауза собирает аншлаги. Своих ребятишек приводят сюда олигархи, учителя, врачи, гастарбайтеры. И всех "фолк-рок-рэп-поп-фантазия для взрослеющих детей" режиссера Андрея Андреева приводит в восторг: живо, остроумно, отвечает первоисточнику, но и вносит свою театральную магию. В декабре - январе "Вредные советы" покажут бесчисленное количество раз, ведь это традиционное для театров время новогоднего и рождественского чеса, закамуфлированного мыслью о воспитании подрастающего поколения.
Детям московских гастарбайтеров можно позавидовать. У нас, прямо скажем, "чешут" неизобретательно. По старинке. На избитые темы. Дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга, злые волшебники... Время в нашем театре для детей как будто застыло на месте. Вроде и не случилось у нас информационного сдвига, нет интернета, социальных сетей, компьютерных игр... На моем веку только Красная Шапочка в Музтеатре худо-бедно одолела интернет. Но не может же одна Красная Шапочка, пусть и из "поколения NEXT", отвечать за весь Минск. Ей бы пирожки до бабушки донести да волку на зуб не попасться.
От одних только названий детских театральных спектаклей и шоу новогодней поры сводит в судороге седалищный нерв: "Просто Карлсон", "Приключения Деда Мороза в Волшебной Оранжерее", "В гостях у матушки Зимы", "Надо верить в сказку", "Новогодние приключения Огонька", "Секретная служба Деда Мороза"... Скука смертная. Лучше ребятишкам опять руководствоваться Остером:
Если ты пришел на елку,
Свой подарок требуй сразу,
Да гляди, чтоб ни конфеты
Не зажилил Дед Мороз.
Нет уж, господа взрослые, лучше из театра скорее домой к компьютеру или шлепнуться на диван и включить телевизор, где идет "Южный парк", "Симпсоны", "Губка Боб Квадратные Штаны".
Дети давно опередили театр в своем развитии. В полную ли ногу работает с подростковой аудиторией, например, минский ТЮЗ? Да, есть в репертуаре сказки, национальная классика. Имеется ретроспектакль "Мой бедный Марат" по пьесе Алексея Арбузова, написанной в 1965 году и пережившей 3.253 постановки. Любовный треугольник - тема понятная во все времена, подростковый зал отзывается на все перипетии арбузовской истории весьма живо. И все же, на мой зрительский взгляд, этого недостаточно.
Не работает с молодой аудиторией Центр белорусской драматургии и режиссуры. Признаюсь, он давно напоминает мне, старому зануде, какой-то советский НИИ на излете империи, - каких я помню множество. Там употребляли за обедом тот же спирт, которым протирали микроскопы. Ни одного спектакля центра, о котором пошел хоть какой-нибудь отклик. Все какое-то вымороженное, претенциозное.
"Когда делаешь фильм для малышей, ты должен быть абсолютно честным, без какой-либо тени кокетства. Некоторые позволяют себе, например, сюсюканье - этого никогда не следует делать ни в жизни, ни в искусстве. Надо говорить своим языком. Честным был Маршак, когда писал свои стихи, Чуковский, Чарушин - он иллюстрировал сказки". Это говорил Федор Хитрук в одном из своих последних интервью - великий сказочник, который не сюсюкал, но в своих мультфильмах доносил до детей и подростков гораздо больше смыслов, чем иной педагог. Вкусно жил, вкусно снимал.
Неужели дети нашего времени останутся без своих сказочников?
Добрый зритель в 9-м ряду.