Мир в розовый кружок, или Как не вырастить художника
29.11.2012 13:24
—
Новости Культуры
Мир в розовый кружок, или Как не вырастить художника
Сразу видно, в какой квартире художники живут!" - с гордостью возвещает семилетняя Маруся, подпрыгивая у входной двери, то ли раскрашенной, то ли заклеенной аккуратными розовыми кружками. Мы останавливаемся, ожидая Марусиных родителей – современных, не всегда понятных и понятых, но несомненно самобытных, минских художников Мишу Гулина и Тоню Слободчикову.
Кто же вырастает в семьях, живущих за дверьми в розовый кружок? Кем видят своих детей родители, избравшие собственной профессией художественную стезю? В поисках ответа на этот вопрос я пообщалась с некоторыми творческими парами белорусских профессиональных художников и дизайнеров.
Комментируя будущий выбор профессии дочери, Анна вспоминает то, как ее муж Василий Пешкун пришел в мир искусства: "Василий Петрович в свое время уже после школы общеобразовательной надумал наконец, что желает заниматься живописью, хотя до этого даже в школу художественную не ходил. А вот ничего захотел и поступил и в училище, и в академию. Так и Маша если вдруг ей резко так приспичит пойти в художники, то это всегда успеется. Главное чтобы выбор этот не был обусловлен подражанием родителям или желанием пойти по "проторенной дорожке".
Кто же вырастает в семьях, живущих за дверьми в розовый кружок? Кем видят своих детей родители, избравшие собственной профессией художественную стезю? В поисках ответа на этот вопрос я пообщалась с некоторыми творческими парами белорусских профессиональных художников и дизайнеров.
Миша – участник более 20 белорусских и зарубежных вернисажей, а с недавнего времени и куратор. В частности именно он реализовал в этом году очень успешный групповой выставочный проект "Дворцовый комплекс", в ходе которого Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей обрядился в декорации такого опасного для Беларуси концептуального искусства.
Работы Антонины Слободчиковой – не менее яркие и по-луковичному многослойные интерпретациями коллажи и арт-объекты с осторожными печальными названиями "Яно тут", "Эффект отсутствия", "Чёрные пятна". Осторожными, потому как в Беларуси художником быть во всех смыслах неудобно, печальными – ибо специфика нашего художественного рынка не приветствует шаги в какую-либо сторону от общепринятой точки зрения, что значительно ограничивает просторы творческого полёта.
Не учить, а учиться
"У нас нет задачи вырастить из Маруси художницу, равно как и нет обратной задачи – оградить ее от мира искусства, - рассказывает Миша Гулин о воспитании семилетней дочери. - В нашей семье все происходит само собой: Маруся приходит в мастерскую, берет пластилин или краски, и начинает рисовать или лепить. Причём так получается, что рисует она постоянно и без особого поощрения с нашей стороны. Самое главное, что она чувствует себя органично в нашем мире – будь то выставка в Галерее Ў или Музей современного искусства".
Рисунки Маруси Гулиной, 7 лет. Все изображения увеличиваются. |
Марусина мама Антонина считает, что главное, чтобы любой родитель смирился и научился воспринимать и уважать в ребенке совсем другого человека, "самостоятельную единицу", которая однажды может заявить о том, что у нее есть своя позиция, свой взгляд на происходящее. Этот процесс неизбежен, являясь одновременно болезненным и гордым моментом для родителей. Более того, для художника ребенок, который разделяет интересы родителей, может также быть источником вдохновения. И в идеале их отношения могут строиться на основе своеобразного взаимообогащения в творческом плане.
Игнат, старший сын дизайнеров Игоря и Марии Соловьевых, копируя поведение взрослых, потянулся к фотоаппарату, когда ему еще не было и года. Его родители также считают, что художникам есть чему поучиться у собственных детей. Сейчас, когда Игнату всего три, он фотографирует фрагменты своей персональной реальности - то, на что вряд ли будет обращено внимание правильных взрослых. Придя с родителями в кафетерий, он останавливает свой взгляд на вилке, ножках стола, ломтике хлеба, салфетке – все эти, порой неузнаваемые объекты в необычных ракурсах находят свое отражение в фотографиях сына дизайнеров.
"Я думаю, что когда дети вырастают, поступают в школу, в том числе в художественную, они теряют способность диалога с собой, - объясняет Мария Соловьева, - в какой-то степени утрачивают уникальную способность "отключить мозг". Появляется осознанная композиция, попытка сделать все "по правилам", "как надо". А ведь на такой диалог, на самом деле, способен каждый из нас".
Фотографии Игната Соловьева, 3 года |
Становление должно быть естественным, … даже есть вы случайно вырастите фею
Марийка - дочь Катерины Сумаревой – человек, для которого профессия художника не только один из возможных вариантов дальнейшего взрослого будущего, но и то, чем занимаются, фактически, все окружающие ее люди.
"Ну, уж так сложилось, что вокруг, куда не глянь, художники, - рассказывает Катерина, - дедушка, мама, крестная - профессиональные живописцы, дядя - скульптор, четверо кузенов учатся в художественных школах. Это уже династия. Однако я не культивирую рисование, стараюсь не выделять его из всех остальных её увлечений. Пусть становление будет естественным. Если Марийка будет понимать, чувствовать искусство - это сделает её мир только богаче, не зависимо от того будет ли она пловчихой, оперной дивой или бизнес леди!"
Рисунки Марийки Сумаревой, 6 лет |
Художница Анна Силивончик, сама больше напоминающая озорную волшебницу, нежели стандартную маму начала 21 века, пусть даже и с высшим художественным образованием, также согласна с тем, что ребенок должен самостоятельно делать выбор будущего жизненного пути. Пусть даже на сегодняшний день ее дочь Мария не прочь стать феей и получить на новый год свой первый профессиональный атрибут – волшебную палочку. Сама восьмилетняя Маша даже частенько жалеет несчастных родителей, раз им все время приходится ездить по каким-то дурацким выставкам и пленэрам, вместо того чтобы быть с семьей, смотреть телевизор и валяться. "А поход на выставку или в художественный музей, - вспоминает Анна впечатления дочери, - приравнивается разве что не к визиту к стоматологу. Надоело и наскучило. Наверное, из-за того, что все это для нее слишком обыденно и доступно."
Комментируя будущий выбор профессии дочери, Анна вспоминает то, как ее муж Василий Пешкун пришел в мир искусства: "Василий Петрович в свое время уже после школы общеобразовательной надумал наконец, что желает заниматься живописью, хотя до этого даже в школу художественную не ходил. А вот ничего захотел и поступил и в училище, и в академию. Так и Маша если вдруг ей резко так приспичит пойти в художники, то это всегда успеется. Главное чтобы выбор этот не был обусловлен подражанием родителям или желанием пойти по "проторенной дорожке".
Портреты родителей кистью юной Марии Пешкун, 8 лет |
Главное – не попасть на конвейер!
Как и детская Маруси Гулиной, комната, где растут Платон и Семён - сыновья художницы Марьяны Карпович-Соколовой и ее мужа Александра Соколова – салатового цвета. По стенам – не только живопись их мамы, но и карты звёздного неба, парада планет и рисунки самого четырёхлетнего Платона, которого в настоящий момент больше всего вдохновляет книга с плакатами советских времен "Родина-мать зовёт!"
Родители мальчиков видят в создании творческой среды только положительные моменты. Марьяна считает, что необходимо создать все условия для максимально полного восприятия ребенком окружающего мира, всех его составляющих, прежде всего визуальных. "Вокруг него должна быть насыщенная визуальная обстановка, - уточняет Марьяна, - общение с замечательными иллюстрированными книгами с раннего детства и постоянное их комментирование, создание условий для собственного творчества. Нужно организовать активное пространство, предложить ребенку много разных видов деятельности."
Рисунок Платона Соколова, 4 года |
Марьяна и Александр верят, что развитые с раннего детства творческие способности помогут ребенку в любой профессии, ибо они способны раскрыть каждого человека совершенно на другом уровне, кем бы он ни стал в будущем. Главное – не попасть на конвейер.
Получается, что творческие родители ничем особым не отличаются от отцов и матерей любых других профессий. Они также стремятся всесторонне развить своих детей, стимулировать различные виды деятельности, создать атмосферу, в которой ребенок сможет экспериментировать, а впоследствии сделать правильный профессиональный выбор. Кроме того, родители-художники стараются помочь своим чадам уютно чувствовать себя в "параллельном мире" тех, кто живет за дверьми в розовый кружок. И у них это, несомненно, получается.
А как проявляют свое "Я" ваши дети? Расскажите об их творчестве. А лучше - покажите. Присылайте их работы с вашими комментариями на media@tutby.com или жмите на кнопку под статьей.
Добавить фото или видео
У вас есть фото или видео к этой новости?