Прагматичный мечтатель

Источник материала:  


Каждое поколение открывает для себя классику по–новому. Хороший повод для такого осмысления, возвращения к истокам — юбилейные даты. Мы отмечаем 130–летие Якуба Коласа. Под знаком поэта прошел целый год. В акции «Чытаем Коласа разам», в Республиканском празднике поэзии «О, Беларусь, ты сэрца i душа» приняли участие самые разные люди — от школьников до звезд эстрады. А сегодня в Минске состоится торжественная церемония возложения цветов к памятнику Я.Коласа.


«Сымон–музыка», «Новая зямля», «На ростанях», «Казкi жыцця»... Творческое наследие великого Песняра богато и глубоко, таким могла бы гордиться любая культура. Личность Константина Михайловича Мицкевича, его биография — интереснейший объект изу­чения, где еще много тайн и недосказанностей. Мы вновь открываем для себя Якуба Коласа — поэта, писателя, философа, публициста, общественного деятеля, наставника, человека, перечитываем его произведения и пытаемся усвоить его уроки.


«Я прыйшоў у жыццё не для сябе самога...»


Когда–то мы с историком Виталием Скалабаном, год назад ушедшим из жизни, написали статью о юбилеях Якуба Коласа — Виталий Владимирович даже шутил, что науку такую придумал: «юбилеелогия». Интересные были у классика праздники... И разные. В 1926 году, когда исполнялось 20 лет его творческой деятельности — в то время подобные события считались веским поводом для торжеств, — Якуб Колас как раз попал под следствие по делу о контрреволюционной группе так называемых «листопадовцев». Тридцатилетие его творчества праздновали с 5 по 15 октября, для чего был создан комитет с участием Александровича, Лынькова, Чорного. А свой 60–й день рождения классик встречал в 1942 году, в эвакуации, в Ташкенте... И все равно — была создана комиссия по празднованию под председательством секретаря ЦК КП(б)Б Горбунова, состоялись торжественное заседание, вечер в Москве, изданы сборники юбиляра... Люди понимали: даже в самое тяжелое время, а может, тогда особенно, народу нужны поэты. 40–летний юбилей творческой деятельности Коласа превратился в мероприятие всесоюзного масштаба. А сам классик, вернувшись с пышного вечера в свою честь в московском клубе писателей, писал знакомой: «Чувствую себя одиноким, старым, уходящим из жизни. Радостей у меня нет».


Такова оборотная сторона медали славы... Не всем удается рассмотреть за официальным портретом тонко чувствующего, страдающего творца.


Сейчас мы празднуем 130–летие Якуба Коласа. Но все ли представляют себе Коласа–поэта, человека — вместо бронзового памятника? В опросе на эту тему участвуют Владимир ГНИЛОМЕДОВ, писатель, литературовед, академик; Зинаида КОМАРОВСКАЯ, директор Государственного литературного музея Якуба Коласа; Иван МИСКО, скульптор, народный художник; Алесь БАДАК, поэт; Андрей ФЕДАРЕНКО, писатель; Петр ВАСЮЧЕНКА, писатель, литературовед; Маргарита АЛЕШКЕВИЧ, поэт, критик.


1. В белорусской литературе два главных имени, можно сказать, брэнда: Янка Купала и Якуб Колас. Между тем это очень разные и творцы, и личности. В чем для вас главная особенность Якуба Коласа?


Владимир Гниломедов: Янка Купала и Якуб Колас... Если искать их типологические особенности, то в моем представлении они выглядели бы так: Купала — шляхтич на коне и с мечом, пассионарен, горяч и полон решительности. Якуб Колас — человек рассудительный, из крестьян–лесников. Несколько угрюм, по сути своей труженик, верен долгу и поставленной цели. Добавлю: преисполнен доброты.


Иван Миско: Для Вильнюса я сейчас завершаю мемориальную доску, посвященную Якубу Коласу. На ней я создаю образ писателя–мудреца, думающего о своем народе.


Петр Васюченка: Купала и Колас раўназначныя для нашай культуры, дзяржаўнага развiцця, крэатыву, але не роўнавялiкiя. Не рыфмуюцца. Тэорыя «падвойнай зоркi» тварылася ў тую эпоху, калi актуальным было падвойваць, множыць. Такiя эпохi нярэдкiя ў гiсторыi, у адну з iх Плутарх стварыў свае «Паралельныя жыццяпiсы». Параўнанне генiяў Купалы i Коласа сёння патрэбнае для таго, каб давесцi, якiя розныя гэта былi творчыя асобы. Iнакшыя тэмпераменты, звычкi, манеры пiсьма, фiласофii. Некалi я прарабiў гульню ў «адрозненнi», даследуючы творчыя партрэты Купалы i Коласа, i налiчыў iх каля трыццацi (не дробных, а анталагiчна значных). Цяпер назаву хiба адно, але самае iстотнае. Купалаў герой iкарыйскi, ён iмкнецца да сонца i зораў, бы сокал, пераадольвае прыцягненне побыту, зямных клопатаў. Коласаў герой iмкнецца знайсцi гармонiю быцця праз зямную працу, побыт, прыроду. Напрошваецца формула: «Купала ствараў новае неба, а Колас новую зямлю», але гэта толькi формула, яна не вычэрпвае складанасцi мастацкiх светаў, створаных аўтарамi.


Андрей Федаренко: Якуб Колас — самый великий писатель, которого когда–либо рождала белорусская земля. Без Коласа не было бы ни Горецкого, ни Быкова, ни тем более Короткевича (общеизвестно, как восторженно относился Владимир Семенович к Коласу).


Маргарита Алешкевич: Колас — гэта колас: мяса, плоць, зямля, матэрыя, базiс, рацыя. А Купала — гэта Купалле: свята, мроi, стыхii, неверагоднае... Зрэшты, параўнанню гэтых двух класiкаў прысвечана багатая лiтаратура; мне найбольш да спадобы апiсаннi, дадзеныя Б.Мiкулiчам у «Аповесцi для сябе».


Зинаида Комаровская: C появлением этих двух имен о Беларуси заговорили как о стране. Вспоминаются слова М.Горького: «В Белоруссии есть два поэта — Я.Колас и Я.Купала — очень интересные ребята. Просто пишут, так ласково, грустно, искренне. Нашим бы немного этих качеств. Вот бы хорошо было». И между тем это совершенно разные творцы и личности, хотя по–прежнему их стараются отождествить. Особенность творчества Я.Коласа — в его простоте, доступности и в то же время в глубокой философскости, народной мудрости, жизнеутверждении. Это человек, посланный Богом с миссией воспеть суть и красоту нашего бытия, раскрыть смысл жизни человека, научить жить согласно библейским законам. В его «Запавеце», написанном в 1946 г., есть слова: «Я прыйшоў у жыццё не для сябе самога, я прыйшоў дзеля Вас. Калi Вам будзе добра, калi Вы (я тут разумею ўвесь комплекс жыцця) пойдзеце па праўдзiвай дарозе жыцця, калi Вы будзеце мець на ўвазе не толькi сябе, але i народ, якi Вас пусцiў у жыццё, i калi Вы будзеце жыць народам дзеля народа, тады я скажу: «Няхай жа будзе шчаслiва Ваша дарога».


Алесь Бадак: Если белорусскую литературу представить в виде древа, то Купала — это, несомненно, крона, а Колас — корни. Возвышенное и земное. В кроне — пьянящий ветер, птичье многоголосие. Но когда ветер превращается в ураган, чаще страдает, ломается именно крона. Зато над землей особенно хорошо мечтается, и только там могут родиться гениальные строчки:


Адно не збыў яшчэ ўсiх бед:


Мне сняцца сны аб Беларусi!


Корни там, где вся горечь земли, ее пот, ее кровь, наконец, ее будничность. И каждый человек оттуда видится более земным, конкретным, со своим опять–таки конкретным именем: Михал, Антось, Ясь... И только там может родиться знаменитая «Новая зямля». При всем своем огромном таланте Купала не сумел бы ее написать. Точно так же, как Колас не смог бы написать «Курган».


Казалось, Колас писал просто, но это обманная простота, или, как еще часто говорят, гениальная простота. С одной стороны, он беседовал с читателем совершенно доступным языком, заставляя того удивляться: мол, это же и я так думаю. Не случайно ведь в деревнях стихи и главы из «Новай зямлi» поэта многие знали наизусть. С другой стороны, в его произведениях скрыта и глубокая философия, в них много ярких образов. Чего стоят хотя бы эти две строчки: «На нiцях белай павуцiны/ Прывозяць восень павучкi». И мне кажется не совсем точным определение «Новай зямлi», когда ее называют энциклопедией крестьянской жизни. Для нескольких поколений белорусов это был замечательный многофункциональный учебник — по психологии, природоведению, философии...


2. Какое произведение Коласа сегодня наиболее актуально?


Владимир Гниломедов: «Казкi жыцця» мне наиболее импонируют. Они актуальны, потому что мудры, философски активны и возвращают нас к непреходящему. Это поистине живая вода (одна из сказок так и называется — «Жывая вада») нашего существования и духовности.


Андрей Федаренко: Самой актуальной на все времена для Беларуси была, есть и будет поэма «Новая зямля».


Маргарита Алешкевич: Актуальна сёння павышэнне заробкаў, панiжэнне выплат жыллёва–камунальнай гаспадарцы — усё коласавы пытаннi: чаму Мiхасю так трэба тая новая зямля? Ды каб узровень жыцця палепшыць! Каб дзетак было чым кармiць! Любы твор можна актуалiзаваць, абы ахвота была.


Иван Миско: В школе мы учили много стихотворений Коласа наизусть. До сих пор помнится «Новая зямля».


Алесь Бадак: Одно из самых нестареющих — несомненно, «Сымон–музыка». Поэма с удивительной и одновременно драматической судьбой. 8 июля 1924 года Колас писал жене из Кисловодска: «Учора я, Маруська, закончыў «Сымона–музыку», i, здаецца, закончыў не кепска. Вось прыеду дадому i параюся з табою». Но домой поэму он не привез: украли из вагона вместе с чемоданом, подцепив крюком, привязанным к веревке. Восстанавливал текст Колас по памяти. Помогала Мария Дмитриевна. Но я знаю, насколько это мучительный процесс, тем более речь ведь идет не о стихотворении — о поэме, в которой не одна тысяча строк. Что–то из того, первого варианта, возможно, стерлось из памяти навсегда.


Петр Васюченка: «Новая зямля» з яе бiблейскiм падтэкстам: «I пабачыў я новую зямлю i новае неба». Гэты твор прыдатны для таго, каб забраць яго ў касмiчны карабель i накiравацца з iм у мiжзорнае падарожжа, каб пасля даводзiць iншапланецянам, кiм ёсць беларусы, як гэта прапаноўваў Алесь Адамовiч. Дый зямлянам гэтая кнiга скажа галоўнае пра космас беларусаў. I беларусам. У ёй кожны знойдзе тое, што адпавядае ягоным запатрабаванням i густу: адзiн — зямную фiласофiю, другi — рыбалку i паляванне, трэцi — успамiны пра дзяцiнства, чацвёрты — гастранамiю... У «Новай зямлi» ўсё ёсць. Па ёй можна варажыць i ў ёй можна шукаць каранi i лiсце ўсiх праяў iснага, як гэта рабiў дварэцкi з кнiгi Уiлкi Колiнза «Месяцовы камень», якi лiчыў, што ў «Рабiнзоне Круза» прапiсана ўсё, што было, ёсць i будзе. Такiя кнiгi не ствараюцца людзьмi, яны прапiсваюцца праз iх. Бываюць такiя творы, што самi сабе — космас.


Зинаида Комаровская: На сегодняшний день наиболее актуальна поэма «Новая зямля». Якуба Коласа тревожила тема праведности, совершенствования, полноценности жизни человека. И главный идейно–художественный ход, примененный в поэме, — в словах евангельского открытия Иоанна Богослова: «Праведники получат в наследство землю и будут жить на ней вечно». Якуб Колас, необычайно скромный и весьма требовательный к себе, писал: «Полагаю, что славянскими народами будет с интересом прочитана эта поэма — она основная поэма в моем поэтическом творчестве».


3. Что именно из творческого наследия Якуба Коласа еще будет переосмыслено? Можно ли говорить о «неизвестном Якубе Коласе»?


Петр Васюченка: Цяпер выдаецца найбольш поўны збор твораў Коласа, i шмат што ў iм — эксклюзiў: публiцыстыка, лiставанне... А ўвогуле перачытваць трэба ўсё, бо ўласцiвасць жывой класiкi ў тым, што яна змяняецца разам з часам.


Алесь Бадак: Если бы я составлял антологию одного стихотворения, то включил бы в нее стихотворение Коласа «Зорка», которое было написано в 1943 году, но широкому читателю было впервые представлено то ли в конце 80–х, то ли в начале 90–х. Помню, как оно потрясло меня своей глубиной, многогранностью мысли. Проблема, что наших классиков мы знаем в основном по школьной программе. И, конечно, когда речь идет о дореволюционном творчестве поэта, то хрестоматии предлагают: «Я — мужык, бядак пахiлы». Плохо? Нет. Плохо иное: для многих Колас–лирик так и остается на всю жизнь лишь певцом тяжелой мужичьей доли. Но тогда он писал и другое, что и сегодня актуально, как, например, в стихотворении «Дзяўчыне»:


Не кажы, што злыя людзi

i што свет паганы:

Сэрца крыўду ўсю забудзе,

Час загоiць раны.

Тыя раны, што зладзеi

Сэрцу прычынiлi,

Тыя думкi i надзеi,

Што ў табе пабiлi.

А это 1912 год, между прочим.


Владимир Гниломедов: Сегодня, судя по новому изданию его наследия, в 20 с лишним томах, нам все больше открывается Колас–человек, со своей эмоциональной жизнью, симпатиями, пристрастиями, ну и, конечно, неизвестными страницами.


Иван Миско: Конечно, мы знаем не все. Когда работал над мемориальной доской, договорился с музеем Якуба Коласа, и мне разрешили посмотреть архивы. Хватает интересного, но многих материалов я не нашел. Например, работ такого хорошего фотографа, который много раз снимал Якуба Коласа, как Исаак Соловейчик. Колас умер не двести лет назад, почему же мы не собрали все? Единственный скульптор, который, как мне известно, лепил с натуры Якуба Коласа, — Заир Исаакович Азгур. Но в музее писателя нет его портрета работы Азгура... И это следует исправить.


Зинаида Комаровская: Музей уже на протяжении 26 лет проводит научные конференции «Каласавiны». Однако до сих пор ждут обстоятельного исследования курский, ташкентский периоды жизни Коласа, 30–е годы. Хотелось бы более основательного изучения «Казак жыцця», незаконченной поэмы «На шляхах волi», публицистики, эпистолярного наследия. Большинство из нас, к сожалению, не знает Якуба Коласа. Это не забронзовелый поэт на площади, к которому привык наш глаз. Это философ и тонкий юморист, детский писатель и психолог, но в то же время обычный земной человек со своими слабостями и заботами.


4. Каким представляется вам Якуб Колас как личность? Можно ли говорить о его конформизме?


Владимир Гниломедов: Это был писатель–гражданин, патриот, которого уважала власть за его принципиальность, требовательность, конструктивность. Конформизм? В ту эпоху никто не был чужд конформизма. В какой–то мере, может быть, и Колас.


Андрей Федаренко: О «конформизме» Коласа могут говорить те, кто по уровню таланта стоит рядом с ним или выше его, — таких на данное время не наблюдается. Следовательно, любые пересуды на эту тему нужно прекратить. Толпа не имеет права управлять ни вдохновением гения, ни его личной жизнью.


Маргарита Алешкевич: Канфармiзм? Хiба мы маем права асуджаць тых, хто выжываў у часы сталiнiзму? Што выжыў — малайчынка; што нiкога не здрадзiў (пакуль архiвiсты не даказалi адваротнага) — герой. Непатрэбнае само адвалiлася, затое ягоныя добрыя творы не патрапiлi на вогнiшча ў 1937–м. Тры рэдакцыi «Сымона–музыкi», адна з якiх прапала пры падазроных абставiнах? Проста падарунак для даследчыкаў! А ўжо для тых, хто возьмецца здымаць серыял пра коласава жыццё–быццё...


Иван Миско: На его долю выпали сложные времена — Великая Отечественная война, репрессии. Мы очень многого не знаем, возможно, и не узнаем.


Петр Васюченка: Аднойчы Коласу (альбо ягонаму лiтаратурнаму двайнiку Андрэю Лабановiчу) прыйшла ў галаву думка: «А што калi папакутаваць, панесцi крыж?» I зрабiў: i лiтаратурны герой, i ягоны аўтар–прататып атрымаў тры гады турмы за ўдзел у падпольным настаўнiцкiм сходзе. Гэта канфармiзм? У той час як нехта з сябрукоў сядзеў як мыш пад венiкам, хтось у эмiграцыю падаўся. А пра сталiнскiя часы хай разважае той, хто гэтыя часы ведае, а той, хто не ведае, няхай паспрабуе сабе iх уявiць.


Алесь Бадак: В номере за 1 января 1988 года газеты «Лiтаратура i мастацтва» Янка Брыль, вспоминая свои встречи с Коласом, припомнил и такое: «Расказваючы нам сёе–тое з трыццатых гадоў, дзядзька Якуб сказаў, што тры гады ён спаў, не распранаючыся — чакаў». Конечно, эти годы наложили свой отпечаток и на некоторые произведения Коласа, и на его судьбу. Но они не сделали его врагом этой власти, он не разуверился в ее идеалах, как, впрочем, и остальные наши творцы. Не случайно ведь наиболее острый вопрос, который перед властью первым собирался поднять Колас, а потом уже и некоторые другие писатели, был вопрос о состоянии белорусского языка. Колас имел огромный авторитет, о чем свидетельствует и то количество людей, которые в Минске провожали его в последний путь.


Зинаида Комаровская: Якуб Колас после смерти Янки Купалы остался единственным народным поэтом и был вынужден принимать все обязанности и почетные титулы: он и депутат Верховного Совета СССР и БССР, председатель республиканского комитета защиты мира, один из руководителей писательской организации. В одном из писем к знакомой в 1947 г. писал: «О, господи, дождусь ли я спокойствия и созерцания жизни, которая, увы — уходит! Ну хоть бы один год пожить по своему индивидуальному плану». В фондах нашего музея хранятся свидетельства о его помощи как депутата и просто как сердечного человека людям, которые к нему обращались, и помощь была не только моральная, но и материальная. И в то же время, несмотря на предельную занятость государственными делами, он находит время закончить последнюю книгу «На ростанях», «Рыбакову хату», работает над поэмой «На шляхах волi», пишет стихи, отвечает на все обращения к нему. Это был человек неиссякаемой работоспособности.


5. Что еще нужно сделать для популяризации творчества Якуба Коласа?


Владимир Гниломедов: Экранизировать его лучшие произведения.


Андрей Федаренко: Никакая популяризация ему не нужна, он просто есть. И мы должны бесконечно гордиться этим.


Маргарита Алешкевич: Каб коласавы героi сапраўды пайшлi ў цяперашнi народ, трэба перавесцi iх на мову, гэтаму народу празрыстую, — экранiзацыi, флэш–анiмацыя, ну i мульцiкi ў 3D i з катом у ботах. I каб у серыяле ролю дзядзькi Якуба выконваў Бязрукаў!


Иван Миско: Недавно я был в Башкортостане, на Аксаковских чтениях. В мемориальной усадьбе два года назад был установлен мой памятник Аксакову. Там я много думал о наших Янке Купале и Якубе Коласе. Ведь сколько делается в память об Аксакове, как его превозносят! Возникли целые ритуалы... Посетители приходят к памятнику Аксакова, чтобы прикоснуться к бронзовой собачке, сидящей у его ног, причем левой рукой к носику — якобы это к добру и деньгам. Молодожены приезжают... А у нас почему вспоминают о своих гениях только от праздника к празднику? Было столетие Максима Танка... Почему мы обошлись только закладкой камня? Ведь и конкурс провели на бюст... А еще лучше — фигура должна быть!


Алесь Бадак: Было бы здорово, если бы к творчеству Коласа чаще обращались режиссеры, композиторы — особенно те, кто впервые ярко заявил о себе уже в нынешнюю эпоху. На стихи Коласа писали музыку и в тридцатые годы. Но прошло время, в музыке появились новые стили, и стало казаться, что поэзия Коласа не песенная. Но тут появился Лученок и гениально доказал обратное. Сегодняшней молодежи, воспитанной на песнях Ваенги и Максим, вероятно, тоже кажется, что белорусская поэтическая классика — это не для современной музыки. То же и в кино. Если сегодня все–таки снимают фильмы по мотивам произведений Достоевского, Лескова, Куприна, то почему нельзя снять интересный, современный фильм по Коласу? Даже по «Новай зямлi»! А еще сегодня так не хватает биографических — как художественных, так и документальных — фильмов о Коласе, Купале. Ведь их биографии — прекрасная основа для сериалов.


Петр Васюченка: Самае вялiкае, што можна зрабiць, — гэта стварыць нацыянальны кiнаэпас паводле «Новай зямлi», як гэта зрабiлi палякi паводле «Пана Тадэвуша» Адама Мiцкевiча. I гэта патрэбна ў першую чаргу не дзеля папулярызацыi Якуба Коласа, а дзеля папулярызацыi Беларусi.


Зинаида Комаровская: Мы обязаны читать Якуба Коласа, который оставил в наследство свои произведения–заповеди. Необходимо больше переводить их на другие языки, включать в туристические маршруты не только замки, но и мемориальные усадьбы поэта.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Геннадий Давыдько: Хочется пожелать этому "Лістападу" прозвучать как можно ярче, как можно сочнее

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика