Тоннель к золотому дьяволу
Поверья старины глубокой
Золото не золото, а некую старинную утварь типа подсвечников из ценного металла, по словам местных жителей, некогда там находили. Виною всему легенда, которую в Речках передают из поколения в поколение. Она гласит:
«Давным-давно был на месте горы феодальный замок, заправлял которым князь, сущий дьявол. Бил своих слуг безжалостно, а любил лишь одно золото. Некий старец проходил однажды мимо, распевая песнь о злодеяниях князя. Тот разгневался, приказал схватить бедолагу и повесить. Перед смертью старец произнес страшное проклятие: «Провались под землю вместе со своим замком навечно и золото свое охраняй!» В ночь после повешания случилась буря. А на утро слуги не увидели ни князя, ни замка. На его месте возвышалась гора с входом в пещеру».
Что удивительно, местный люд, когда спрашиваешь о речкинских погорках, с удовольствием рассказывает не то что легенду, а и свежие подробности. Двое из них, молодые люди Рома и Витя, даже согласились составить мне компанию. Оказалось, друзья еще в детстве интересовались «замковой горой».
— Всем хочется узнать, что там, в пещере, — рассказывает Рома. — Лет восемь назад меня она тоже заинтересовала. Но, к сожалению, настоящий вход к тому времени был уже завален. Рассказывают, что его взорвали немцы в Великую Отечественную. Думали, что в ней прячутся партизаны. А вот один из старожилов деревни поведал мне, что еще до Второй мировой войны залезал с мальчишками в пещеру. Тогда вход практически в полный рост был. Говорил, вооружились они фонарями и зашли довольно далеко. Но тут стало тяжело дышать, вот дети и сбежали. Кстати, из пещеры, скорее всего, два выхода. Предположительно, на Марьян Поле, что неподалеку, и Попову гору, которая славится своими крутыми склонами — зимой на ней со всего района собираются любители экстрима. Дед рассказывал, что они с друзьями внутри пещеры наткнулись на два тоннеля.
Тот старожил стал поистине современной мифологической фигурой. У него была пластмассовая рука (протез), а ведь легенда гласит: «Кто возьмет что-либо из пещеры (если найдет, конечно) — рука у него отсохнет».
Секреты «замковой горы»
Добираться до горы решили на автомобиле. Две сельчанки указали нам путь к горе, но с испугом поведали, что, заблудившись недавно в лесу, слышали стоны и детский плач с ее стороны. И, перекрестившись, посоветовали ночью к легендарному месту не приближаться. Говорят, те, кто поднимался на гору в темное время суток, чувствовали за спиной нечто необъяснимое. Те, кто рискнул обернуться, будто бы видели черную женщину. Естественно, убегали в панике, а призрак якобы хватал сзади за плечи, так и норовя столкнуть вниз непрошеного гостя.
Наслушавшись страшных историй, мы все же решились приблизиться к загадочному месту. В какой-то момент автомобиль стал, по необъяснимой причине, неуправляемым. Нас резко мотнуло в сторону, и, не успев опомниться, мы оказались в кювете, лежащими на боку. А прямо над нашими головами красовался знак, повествующий о том, что именно здесь и находятся Речкинские горки. К счастью для нас, как раз на отшибе стоял дом. И хозяйка, Елена Яхимович, сама предложила отвести незнакомцев к горе и входу в пещеру, рассказывая по дороге новые удивительные подробности.
— Мы любили в молодости ходить сюда. Даже фотография есть у меня с тех пор, когда вход в пещеру был широким. Помню, местный учитель пробовал найти выход: привязал к собаке длинную веревку и пустил в пещеру. Та прошла метров тридцать и — застыла. Стал тянуть обратно, а животное уже без сознания. Почему? Ответа не нашел.
Мы поднимались все выше по склону и наконец увидели овеянную тайнами «замковую гору». Копатели разрыли ее основательно. А верхушка горы так раскопана, будто экскаватором по ней прошли. Вход в тоннель преграждают каменные колонны (позже я узнала, что это сугубо природное явление), поросшие мхом. Мы попытались сдвинуть с места эти глыбы, но — увы. Видно, что сам тоннель ушел вглубь, а сверху его засыпало песком. Поэтому копатели и роют рядом, в надежде пробраться внутрь. В одну из таких нор мне удалось пролезть по-пластунски метра на два. Далее фонарь осветил каменные плиты. В стороне замечаю что-то похожее на узкий проход вниз. Пробраться дальше не решилась — был высок риск обратно не вернуться.
Надо сказать, пещеры в Беларуси — редкость необычайная. Есть одна озерная, в Глубокском районе, и она долгое время считалась единственной в Беларуси. А в Речках, выходит, вторая. А вот природная она или «антропологическая», вопрос открытый.
А мистика? Мой фотоаппарат у подножия горы работал без проблем. Но как только я стала взбираться на верхушку, чтобы запечатлеть объекты с другого ракурса, камера стала отчего-то «капризничать». Первые три снимка и вовсе оказались... черными. А на экране фотоаппарата высветилась ошибка: мол, вспышка не реагирует. Я еще раз проверила настройки. Все точно, никакой ошибки. И только в режиме автоматической съемки фотоаппарат с горем пополам выдал мне изображение, но — размытое. Будто сквозь воду снимала, а над спутником в кадре оказалось некое белое пятно. Как говорится, хотите верьте, хотите нет. А я решила покинуть это странное место до наступления темноты...
А был ли замок?
Исторических сведений по «замковой горе» в наше-то время небогато. Всемирная паутина уж точно здесь не помощник. В книгах — тоже не густо. Впервые (почти 150 лет назад) народные легенды и песни Вилейского края записывал знаменитый белорусский этнограф, литературовед и археолог Адам Киркор. Его работа под названием «Археологическая экскурсия по Виленской губернии» была опубликована в «Варшавском вестнике» за 1855 год под псевдонимом Ян со Славина. А некоторые из легенд, в том числе и про нашу гору, сегодня можно найти в сборнике белорусского народного творчества за 1983 год «Легенды і паданні». Именно Киркор и открыл для общественности пещеру на «замковой горе». Его раскопки подтвердили предположение, что в трехстах метрах на восток от северного края деревни Речки в железном веке и раннем средневековье было городище, окруженное рвами. А «замковая гора» была культовым местом поклонения неким языческим богам.
Итак, городище в VII—VI веке до нашей эры было — факт. А замок? Про него нет никаких сведений, кроме легенды. Известно лишь, что во времена Древней Руси в этих местах как раз была граница Полоцкого и Новогрудского княжеств с древними балтийскими племенами. Так что замок мог быть. Деревянный. А поскольку тогда междоусобные войны были нормой, его могли сжечь дотла, причем безо всяких упоминаний. Мог быть и старец. Ведь когда Русь крестили, преследовали служителей язычества, которых называли вещунами. Может, легендарный старик и был вещуном, а князь из замка его покарал за вольнодумство. А из поколения в поколение факты искажались и превратились в сказку.
В «Материалах по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии», напечатанных в 1896 году в Витебске, указано, что уже упомянутый мною исследователь Киркор при раскопках «замковой горы» нашел золотой эфес сабли. Опять же, не верится, что эфес (деталь холодного оружия, на которую приходился максимум напряжения от руки воина и ударов врага) был полностью из золота. Ведь золото мало того, что самый тяжелый, так еще и самый мягкий из металлов.
Погорки — просто кладезь информации!
Но что говорят современные исследователи? Не так давно в городе Вилейка был основан краеведческий музей. Тут мне посчастливилось познакомиться с его старшим научным сотрудником Ольгой Колосовой, составителем историко-документальной хроники «Память. Вилейский район», увидевшей свет в 2003 году. Она охотно поведала мне новые интересные подробности о загадочной пещере, которые представлены на страницах современного издания.
— Речкинские погорки — просто кладезь информации о природных явлениях времен предпоследнего оледенения на земле, которое именуется днепровским. А пещера «замковой горы» — и вовсе уникальное природное явление для рельефа Беларуси. Колонны, которые вы видели, появились в результате оседания карбонатов и последующей цементации песков. Значит, некогда в этой песчаной толще были каналы, по которым текли минерализованные карбонатные воды. Когда-то Адам Киркор даже отвез колонны в Санкт-Петербург. А на месте старых, уже к нашему времени, образовались новые столбы. Это — настоящий памятник природы! Можно ли найти в горе несметные сокровища, сказать не берусь. Но полагаю, если поставить там археологическую площадку и провести раскопки, то нашлось бы еще много до сих пор неизвестного.
Ученым, словом, есть тут чем заняться. Не исключено, что мистики никакой у пещеры нашей нет. А просто в тоннелях ее скапливается некий удушающий газ. И мой фотоаппарат мог «поймать» магнитное поле.
Гора интересна не только своей легендой. Разрывая ее со всех сторон, не обрекают ли уникальное природное явление на гибель? Речкинские погорки внесены только в перечень местных культурно-исторических памятников, но не государственных. Гора зарастает диким лесом, пещера уходит в глубь земли, а на Поповой горе — мусор после гулянок приезжих, на которых жалуются местные жители — им этот хлам приходится убирать.
Кстати, в туристический маршрут Вилейщины деревня Речки также не внесена. Сегодня здесь чуть более 100 жителей. Есть местный клуб, библиотека. А здание начальной школы уж несколько лет как пустует.
— Упоминание о Речках датируется 1664 годом, — рассказала мне Ольга Колосова. — Местечко тогда принадлежало Владиславу Шмелингу, старосте вилькомирскому, которому король дал добро на проведение здесь воскресных ярмарок. Тогда тут было только 34 жителя. Далее, в 1800 году, здесь построили церковь Успения Пресвятой Богородицы. После местечко разрасталось, появлялись церкви, синагоги — еврейского населения тут хватало, — трактиры.
В общем, показывать и рассказывать туристам есть что. И ученым есть чем «поживиться». Пусть узнают, куда ведет тоннель пещеры.
Кстати, на прощание в отделе культуры Вилейского райисполкома мне рассказали, что пустующее здание речкинской школки скоро будет выставлено на аукцион. Авось найдется грамотный хозяин, который поможет поднять из руин многовековую историю и разобраться с загадками...
Анна ЖУКОВСКАЯ, «БН»
Фото автора