Золото разочарованных душ
Залатая калекцыя беларускай лiтаратуры. Т. 2. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.
Время подписных изданий, за которыми стояли в очереди, наверное, ушло безвозвратно. Однако есть собрания книг, которые просто нельзя пропустить мимо домашней библиотеки. «Залатая калекцыя беларускай лiтаратуры» — это 50 томов, в которых будет лучшее, отобранное не прихотью издателя, а коллективом известных литературоведов. Во второй том вошли произведения авторов XVII — XVIII веков. Удивительное, яркое время — эпоха барокко, куртуазная культура, авантюры и бесконечные войны. Думаю, по прочтении этого объемного тома вы измените свое представление о нашей истории. Кстати, здесь не только переводы с польского языка, который все более становился употребительным среди образованных слоев населения, но и со старобелорусского. Именно на нем писали свои мемуары Федор Евлашовский и Афанасий Филиппович, сочиняли пьесы Каэтан Марашевский и Михаил Тетерский, писались Баркулабовская летопись, анонимная сатира и религиозные стихи, издавались песенные сборники. В переводе на старобелорусский читали наши предки «Слово про воина Таксиота, восставшего из мертвых», «Историю про Гвидона и Цирию» и прочие увлекательные тексты, подобные тем, которые любил и Дон Кихот Ламанчский. Кроме известных имен — Симеона Полоцкого, Уршули Радзивилл, Саломеи Русецкой, много открытий для неспециалистов. Забавные исторические анекдоты Кароля Жеры «Торба смеху», рассказ Теодора Билевича о путешествии в Англию и Ювенилия Харкевича — в Испанию, элегии Удальрика Криштофа Радзивилла, чудака и оригинала... Пятидесятый том серии выйдет не скоро, к тому времени первые тома станут библиографической редкостью. Так что начинайте собирать «Золотую коллекцию» уже сейчас.
Альфред де Мюссе. Исповедь сына века. Азбука, Санкт–Петербург, 2012.
Как правило, книжки, которые вызывали скандалы в благопристойном обществе столетия тому назад, сегодня вряд ли кого–то шокируют. Вот если бы 23–летний Альфред де Мюссе, написавший «Исповедь сына века», посмотрел какую–нибудь голливудскую молодежную комедию вроде «Мальчишника в Лас–Вегасе», наверняка испытал бы эстетический шок... Но в XIX веке история интимных отношений молодого человека с любовницей, пусть и сентиментальная, и избавленная от физиологических подробностей, была эпатажем. Мюссе нужно было «выписаться» — в романе он пытался осмыслить свою неудачную связь с Жорж Санд, понять, почему не складываются отношения у людей, которые вроде как предназначены друг другу. Объяснение таково: болезнь века. Разочарованное поколение, скептицизм, копание в себе, неспособность любить... «Родственниками» героя романа Мюссе юного Октава можно назвать Онегина и Печорина. Даже встретив настоящую, преданную любовь, герой только мучает себя и возлюбленную и в конце концов от нее уезжает, этакий утонченный страдалец. Что ж, несмотря на популярность «Мальчишника в Лас–Вегасе», чувства людей в основе своей остались теми же. Поэтому, думаю, разборки юных влюбленных с непременными предательством, дуэлью, самопожертвованием и ревностью найдут сегодня благодарного читателя. Или, скорее, читательницу.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ