Василек денег стоит

Источник материала:  

Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» стал не только самым узнаваемым среди проводимых в стране мероприятий. Его логотип — желанный ходовой товар. Знаменитый брэнд — стилизованный под ноту фестивальный василек — где только не появлялся: на шариковых ручках, носках, полотенцах и даже этикетках алкогольных напитков. Зачастую без разрешения его владельца — центра культуры «Витебск». В нынешнем году, по словам руководителя центра и одновременно директора дирекции «Славянского базара» Родиона Басса, охранять свою интеллектуальную собственность организаторы фестиваля намерены как никогда принципиально.


Лицензия против пиратства


Для того чтобы законно использовать товарный знак фестиваля, любое другое предприятие или организация должны заключить с центром культуры «Витебск» лицензионный договор. И заплатить ему четверть от предполагаемой прибыли. По словам юрисконсульта организатора фестиваля «Славянский базар в Витебске» Ольги Ячменевой, в нынешнем году уже подписаны 12 таких договоров:


— Они заключены с предприятиями мясо–молочной отрасли Витебской области, которые намерены разместить наш логотип на своей продукции. Вырученные от этого 18,5 миллиона рублей будут использованы на подготовку к 21–му фестивалю.


Но далеко не все готовы последовать этому примеру. Одни не знают, что договор нужно заключать. Другие элементарно не хотят раскошеливаться. Больше всего договоров, как правило, подписывается накануне открытия фестиваля. Когда в Витебск на различные ярмарки, в «Город мастеров» приезжают ремесленники и предприниматели. Некоторые заявляют: моя продукция изначально убыточна. Чтобы не углубляться в чужую бухгалтерию, в нынешнем году определена минимальная сумма лицензионного вознаграждения — 1 миллион рублей. Эти деньги придется заплатить даже за самую мелкую партию товара с логотипом–васильком.


Встретимся в суде


Но ведь порой объемы бывают солидными. Накануне я заглянул в витебский универмаг. Там выставлены сувениры, магниты, тарелки, льняные сумки и салфетки с символикой «Славянского базара». Производители — от частных фирм до крупных фабрик из Гродно, Пинска, Бобруйска, Бешенковичей. Из них только бешенковичский «АльянсСтройМаркет» в прошлом году заключал лицензионный договор. Но требовать его у поставщиков заместитель директора универмага по коммерческим вопросам Инна Селезнева не вправе:


— Это вопрос производителя и дирекции фестиваля. К тому же, если логотип отличается от оригинала точкой, запятой или искажено его визуальное восприятие, он уже не является зарегистрированным товарным знаком. У нас нет времени вникать в эти тонкости. Мы же не комиссия по авторским правам.


К продавцам у центра культуры, как правило, претензий не бывает. Его сотрудники выявляют производителя и направляют ему уведомление о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности. Кому–то этого достаточно, чтобы исправить ошибку. Но некоторые либо не обращают на замечание внимания, либо продолжают торговать... из–под полы. Сколько денег из–за этого потерял фестиваль за два десятилетия, подсчитать невозможно. Но беспределу в сфере нарушения авторских прав, считает О.Ячменева, пора положить конец:


— В нынешнем году мы не ограничимся рассылкой уведомлений. Свои права организаторы фестиваля намерены отстаивать в суде. Если нарушители поймут, что из–за пренебрежения к законодательству понесут серьезные убытки, в будущем к заключению лицензионных договоров они отнесутся серьезнее.


— Еще одна проблема — низкое качество некоторых образцов контрафактной сувенирной продукции, — продолжает тему первый заместитель генерального директора ЦК «Витебск» Ольга Сальникова. — Защититься от этого, пожалуй, можно, если продать право на производство сувениров одной или нескольким крупным компаниям. А остальным просто запретить использовать товарный знак фестиваля. Тогда не придется гоняться по городу, чтобы отследить каждый пиратский блокнот или чашку.


От фестивального бума к сувенирному


Более жестко контролировать использование товарного знака требует и республиканский оргкомитет фестиваля. В конце концов, это ведь дополнительная возможность заработать средства, позволяющие сделать фестиваль более ярким, зрелищным и интересным. Центр культуры «Витебск» здесь не остается в стороне. В нынешнем году он заказал 500 сувенирных монет «21 базар». Своими силами изготовил сувенирные открытки, бэйджи, значки, магниты, флэш–карты. Они уже продаются в витебском выставочном зале «Духовской круглик». Там же можно найти официально выпущенные визитницы, майки и бейсболки с логотипом «Славянского базара». Правда, возможности госучреждения невелики, и для того, чтобы сувениров хватило всем, центр культуры «Витебск» надеется на сотрудничество с солидными производителями. Естественно, на законных основаниях.


Это интересно


До открытия XXI Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» остается около месяца, а 70 процентов билетов уже продано. Аншлаги ожидаются на концертах Валерии, Аллегровой, Пелагеи, Моисеева, Пенкина, Винокура, Лещенко. А также на открытии и практически на всех спектаклях театральной программы. Необходимо также сказать о двух новых проектах, появившихся в фестивальной программе: 11 июля в концертном зале «Витебск» состоится симфо–роковый концерт Президентского оркестра Беларуси. А в ночь с 12 на 13 июля в Летнем амфитеатре сыграет ливерпульская группа The Cavern Beatles.


Фото автора.

Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК

←Эксклюзивное интервью министра культуры Катара

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика