«Чем больше пишу иконы, тем больше убеждаюсь в правильности своего выбора»
Свято-Николаевский храм в том виде, в котором он предстает сегодня, был построен в послевоенное время. В самый разгар атеизма люди на свой страх и риск собрали деньги и восстановили церковь, сгоревшую в 1943 году после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
История храма, однако, берет начало в далеком Х веке. По преданию, на этом месте было языческое капище, устроенное еще до крещения Руси. Легенда гласит, что там язычники даже приносили человеческие жертвы. И однажды, во время очередного жертвоприношения, ангел, появившийся на небе, потребовал прекратить убийства и обратиться к истинному Богу. Капище разрушили и на его месте построили церковь. Сейчас трудно сказать, в честь кого. Как Свято-Николаевская церковь на кричевской Замковой горе она впервые упоминается в историческом документе в XVII веке. С тех пор храм несколько раз перестраивался, менял свой внешний облик, но не переставал существовать. Даже страшный огонь последней войны не смог стереть его с лица земли.
Неудивительно, что намоленное веками место притягивает людей. Притянуло оно и Андрея Игнатушко. В свое время он закончил Кричевскую художественную школу, художественное училище им. Глебова, Белорусскую государственную академию искусств. После получения красного диплома высшего учебного заведения ему предлагали перспективную должность в столице, сразу предоставляли общежитие, давали рекомендацию в Союз дизайнеров. Казалось бы, жизнь устраивалась как нельзя лучше. Но душа тянулась к другому — духовному миру.
— Господь для каждого заранее выбирает путь и дает сигналы, по которым нужно идти. Первыми «маячками», которые звали меня к вере, к служению в церкви, были рассказы бабушки, советовавшей в трудную минуту обратиться к Богу. Позже впечатлил роман Булгакова «Мастер и Маргарита». На религиозные размышления наталкивали и фильмы Тарковского. Но окончательное решение служить принял в 1994 году, когда учился в Минске и в свободное время помогал разбирать перекрытия Свято-Петропавловского собора, — рассказывает Андрей Игнатушко.
Но даже после окончания Минской духовной семинарии отец Андрей уже с семьей мог остаться в столице, где служил в храме Ионы Многострадального при Доме Милосердия. Но что-то постоянно тянуло домой, в Кричев. И он вернулся в родной город. Сначала в Свято-Покровскую церковь, а в августе прошлого года — в Свято-Николаевский храм. Последнее назначение — священнослужитель — воспринял особенно радостно.
— Когда-то именно в этом храме крестили моего отца, а потом и меня. Приходил я сюда и в юношеские годы. Изучив историю места, почувствовал еще большую тягу к нему, — говорит отец Андрей.
Приветливо встретили земляка и кричевляне, особенно знающие его художественный талант. Раньше из-под кисти Андрея Игнатушко выходили замечательные пейзажи. А сейчас это исключительно иконы, на написание которых его благословил еще во время учебы в духовной семинарии духовник Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феодосий. А затем, после переезда в Кричев в 2004 году, и сам епископ Могилевский и Мстиславский Сафроний.
— Я нашел в иконописи совмещение того, чему много лет учился. Это одновременно и мое увлечение, и вид служения. Не случайно в древности постановлением соборов было утверждено, что иконописец подобен священнику в делах и поступках. А главное — должен соблюдать все церковные каноны и писать только иконы. И чем больше их пишу, тем больше убеждаюсь в правильности своего выбора, — рассказал иконописец.
Иконы Андрея Игнатушко сейчас украшают храм прпм. Афанасия Брестского и в церкви Преображения Господня, Бресткую Свято-Георгиевской церквь, Свято-Покровскую и Свято-Николаевскую церкви и Свято-Воскресенский храм в Кричеве. Есть они и в домах многих жителей города, для которых отец Андрей всегда с радостью пишет семейные иконы или мерные для младенцев.
Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»
Фото из архива и Павла ЧУЙКО, «БН»