Белорусский трэш-арт — детские игрушки из взрослого мусора
Недавно в Минске открылась не совсем обычная выставка игрушек — на ней нет кукол в шелковых платьицах или «крестьянок» с соломенными волосами. Выставка называется «Трудное детство» и представляет железные игрушки, сделанные из мусора.
Naviny.by побеседовали с автором работ — белорусской художницей Татьяной Гомзой и попросили ее рассказать о трудном детстве своих творений и трэш-арте в целом.
Татьяна Гомза. Родилась в Минске. Профессиональный художник, преподаватель графического дизайна и компьютерной графики. С 2006 года принимает участие в художественных выставках. В своих работах использует смешанную авторскую технику с элементами стилей трэш-арт, скрап-арт, эко-арт, различные техники декоративно-прикладного искусства, компьютерную графику. |
— На выставке большинство работ относятся к серии «Бэби-бум», которую я продолжаю пополнять уже несколько лет. Персонажи этой серии — и домашние питомцы (кот и кошка Розеткины, собачка Соня), и герои сказок (змей Горыныч), и вымышленные персонажи (Утконоид, птица Говорун), и вообще самые разные «знаковые» образы детства (например, Волчок из детской колыбельной). Любой из моих арт-объектов можно воспринимать как оригинальный элемент интерьера, так и в качестве игрушки в обычном понимании этого слова.
Особенность работ этой серии заключается в заложенной в конструкцию подвижности — колесики, двигающиеся детали, головы, поворачивающиеся в разные стороны. Некоторые из них, например, страус, являются марионетками.
Отдельный источник вдохновения — народная игрушка (бычок, который идет-качается по досточке), в ближайшем будущем планирую создать еще несколько объектов по аналогии с известными образцами народной игрушки.
— Почему детство «трудное»?
— Это такое универсальное словосочетание, в нашем детстве была поговорка: «Трудное детство — железные игрушки».
— Вы называете свои работы игрушками для взрослых? Чем они отличаются от детских?
— Во-первых, они сделаны из сложных и серьезных по фактуре и весу материалов, довольно тяжелые для ребенка. Во-вторых, взрослые люди могут найти в этих объектах момент игры не только буквально, но и игры смыслов, игры ассоциаций, связанных с определенной «знаковостью» выбранных образов, посмеяться и удивиться одновременно.
Трэш-арт (trash art) — вид искусства, в котором художники используют старый хлам, испорченные или использованные вещи, которые другие люди отправляют на свалку. Это альтернативное искусство, которое, как правило, расценивается как протест против шаблонов, правил и гламура. |
Но это не значит, что игрушки не близки детям — именно на детях я всегда проверяю точность найденного образа. Если нравится ребенку — всё получилось! Просто дети в силу своего небольшого возраста еще не воспринимают все заложенные в образ нюансы. Поэтому я и заявляю свои игрушки как адресованные в первую очередь взрослым — тоже детям, но только уже выросшим.
— Какая игрушка для Вас самая любимая?
— Всегда та, которая рождается последней. И еще те, которые были первыми.
— Где обычно берете детали для своих работ?
— Родственники, друзья и знакомые регулярно ими обеспечивают, не выкидывают ничего, не спросив меня. Иногда могу подобрать что-нибудь на улице. Случается, конечно, и посещать специализированные отделы магазинов в поисках болтиков, гаечек, колесиков и других деталей и материалов.
— Приходилось ли, например, вытаскивать нужную деталь из работающего предмета, потому что другой такой нигде больше нет?
— Только если этот предмет никому больше не нужен по своему прямому назначению. А вообще, это противоречит идее обретения отслужившими вещами и деталями «второй жизни» в моих игрушках. Если сломается, состарится — тогда и примем в компанию!
— Возникают ли ситуации, когда Вы долго не можете найти нужный предмет? Или Вы обычно создаете свои игрушки из уже накопленных деталей?
— Бывает по-разному. Иногда приходится откладывать работу, пока подходящая деталь не появится. Но чаще всего получается, что она уже есть в мастерской, просто надо её разыскать среди множества других. Меня это даже удивляет иногда!
— Наверное, чтобы создавать такие предметы, нужны некоторые познания в механике?
— Конечно, познания в механике в таком деле лишними никогда не будут, но в некоторых случаях может хватить и простой творческой интуиции. Обычно приходится сочетать.
— Как давно Вы работаете в направлении трэш-арт?
— Первые работы появились в 2006 году, вначале они были совсем небольшими и не такими яркими — разноцветными они стали, когда я придумала новое применение всем известной «салфеточной» технике и стала использовать декупаж по металлу - хороший мастер класс по декупажу банки. Правда, когда я начинала, я просто получала удовольствие от процесса и совсем не думала о том, к какому направлению их можно отнести.
А сейчас считаю, что к направлению трэш-арт они относятся формально, только с точки зрения используемых материалов. Ведь «мусорному» искусству редко присущи утилитарность и интерьерность, которые есть в моих работах.
— Чем именно Вас привлекает трэш-арт?
— Вариативностью, непредсказуемостью, парадоксальностью, индивидуальностью, отсутствием правил.
Фото Татьяны Гомзы
Анастасия СОЛОНОВИЧ