Кинорынок берлинского фестиваля: бизнес рядом с искусством
17.02.2012 15:48
—
Новости Культуры
Кинорынок берлинского фестиваля: бизнес рядом с искусством
Режиссер Вим Вендерс. Фото: Reuters
|
О заключенных сделках здесь публично не отчитываются, это коммерческая тайна. По словам Беки Пробст (Beki Probst), с 1988 года возглавляющей проводимый в рамках международного берлинского кинофестиваля Берлинале Европейский кинорынок (European Film Market), к ней в офис еще ни разу никто не приходил, чтобы сообщить об успешной продаже какого-нибудь фильма. Однако постоянно растущее число участников говорит о том, что бизнесом здесь можно заниматься весьма успешно.
7 тысяч участников из 90 стран
В этом году на кинорынке в Берлине было зарегистрировано примерно 7 тысяч участников почти из 90 стран мира, что делает его одной из крупнейших в мире торговых площадок в области кино и телевидения. В кинозалах, оборудованных специально для деловых просмотров, демонстрировалось порядка 750 фильмов самых разных жанров.
Тут и комедии, и детективы, и фэнтези, и документальное кино, и, естественно, артхаус, рассказывает Беки Пробст. По ее наблюдениям, на мировом рынке сейчас востребованы практически все жанры, хотя, скажем, китайцы не проявляют интереса к фильмам ужасов -Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики, а иранцы отвергают любые картины, в которых есть обнаженная натура.
Хотя кинорынок и называется европейским, здесь демонстрируются фильмы со всего мира. В последние годы, например, в Берлин приезжает все больше кинематографистов из переживающих бурный экономический подъем стран Азии и Южной Америки. Их шансы продать свои картины значительно возрастают, если те демонстрируются в рамках той или иной тематической программы Берлинале.
Важнейшая площадка для немецких киностудий
Само собой разумеется, что на берлинском кинорынке максимально широко представлена немецкая кинопродукция. В этом году особым интересом у потенциальных покупателей пользуется фильм режиссера Вима Вендерса (Wim Wenders) "Пина", посвященный знаменитой немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш (Pina Bausch).
Номинация этой снятой в формате 3D картины на американскую премию "Оскар" в категории "Лучший документальный фильм" пошла на пользу всему немецкому кинематографу, рассказывает Мариетте Риссенбеек (Mariette Rissenbeek), исполнительный директор компании German films: "Участники кинорынка как бы говорят себе: посмотрим, что еще могут делать немцы".
Немецким кинематографистам, заверяет Мариетте Риссенбеек, есть что предложить зарубежным покупателям. В 2011 году фильмы, сделанные в Германии или с ее участием, обеспечили 21 процент выручки немецких кинотеатров. Это считается хорошим результатом.
Структура спроса на немецкую кинопродукцию весьма разнообразна. Французы, например, очень высоко ценят немецкое интеллектуальное кино, а вот во многие другие страны продавать артхаус из ФРГ довольно трудно, отмечает Мариетте Риссенбеек. Ей бы хотелось, чтобы в стране снималось больше картин универсального характера, рассказывающих истории, понятные зрителям на всех континентах.
Тема для обсуждения: уроки киноискусства в Дании
Однако просто потакать вкусам массовой аудитории тоже нельзя, указывает Анне Лаурент, отвечающая за международные связи в Австрийской кинокомиссии. Ее, как и многих других представителей отрасли, беспокоит наблюдающаяся во многих странах тенденция: молодежь относится к кино исключительно как к развлечению, непременными атрибутами которого являются попкорн и кока-кола. Если подрастающее поколение не научится воспринимать кино как искусство, кинематографисты в будущем могут оказаться без зрителей.
В этой связи весьма любопытен опыт Дании. Мало того, что там 25 процентов всех выделяемых кинематографистам государственных субсидий направляются на выпуск именно детских фильмов. Теперь киноискусство в Дании стало еще и школьным предметом: детей будут учить смотреть и обсуждать кинокартины. На нынешнем кинорынке в Берлине эту новость обсуждали весьма бурно.