Резиденция принца Баварского ждет гостей
С Виктором Корбутом по стране и миру |
Отсюда рукой подать до Бреста, Беловежской пущи. Здесь сходятся дороги из Польши и Украины. И совсем рядом — трасса М1/Е30, или в простонародье «олимпийка». Удобное место для стоянки туристов, которых в деревне Скоки должно появиться много. Очень скоро реставраторы закончат здесь восстановление усадьбы Немцевичей. А каких–то 10 лет назад дому угрожало полное разрушение.
Понятно, государство не может поднять из руин все памятники зодчества в одночасье. И на скоковскую усадьбу нашлись деньги не сразу. Но к этому дню в реставрацию уже вложено 3 миллиарда рублей. На фасаде восстановлены барочные башенки, изменившие образ здания так, что шляхетский дом тянет на маленький сказочный замок.
Рабочие из «Брестреставрации», которые трудятся на объекте, нашли остатки еще нескольких строений усадьбы и даже булыжную дорогу XVIII века. Внутри здания сохранили старинную дубовую лестницу. Все делается на совесть. И это хороший пример для подражания: если Гродненщина лидирует по количеству более–менее целых замков, то Брестчина — первая по восстановленным усадьбам знаменитых людей. Так, в Заосье Барановичского района отстроен дом Адама Мицкевича, в Меречевщине Коссовского района — Тадеуша Костюшко, в Красном Дворе Ивановского района возводят родовое гнездо Наполеона Орды, рядом, в Достоево, есть задумка «воскресить» дом предков Федора Достоевского.
Все эти люди — без преувеличения, мировые знаменитости, и, вкладывая деньги в возрождение связанного с ними наследия, государство работает на свой имидж.
Юлиан Урсын–Немцевич, один из владельцев скоковской усадьбы, в конце XVIII века был соратником своего земляка Костюшко, а более всего прославился как талантливый литератор. Благодаря преподавателю Брестского госуниверситета Анатолию Гладыщуку выяснилось, что именно в резиденции Немцевичей произошло в 1917 году одно из судьбоносных событий Первой мировой войны: 15 декабря по новому стилю в 11 часов вечера представители Германии и Советской России подписали здесь акт о перемирии. Дворец был секретным объектом — ставкой командующего германским Восточным фронтом принца Леопольда Баварского.
Договор в Скоках явился предвестником Брестского мира 1918 года, по которому Белоруссию разделили между собой Советская Россия и Германия.
Исторические автографы не принесли спокойствия этой земле. Наоборот, противоречия между странами усиливались, и чем спустя годы все закончилось, мы знаем: Великой Отечественной войной.
Впрочем, для сегодняшних туристов подобные загадки истории — лишь дополнительный манок. Ведь никакие, даже самые изящные с архитектурной точки зрения, стены не привлекают путешественников больше, чем те, которые хранят легенды. А в скоковской усадьбе их немало.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ